Развитие познавательных процессов у младших школьников со слуховой депривацией через коррекционно – развивающие занятия (методическая разработка)
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Даны особенности построения коррекционно - развивающей работы с детьми со слуховой депривацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
Развитие познавательных процессов у младших школьников со слуховой депривацией через коррекционно – развивающие занятия
(методическая разработка)
Автор:
Юлия Николаевна Авдонина
педагог – психолог
ГС(К)ОУ ОШ «Кемеровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I и II видов»
г.Кемерово 2015г.
Проблема нарушений слуха у детей младшего школьного возраста сегодня остро волнует всех — как родителей, так и педагогов. Именно таким детям нужны особая помощь, чуткость, особое внимание.
Из-за поражения слуха, объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено. Вследствие этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается. Компоненты психики у ребенка с нарушениями слуха развиваются в иных, по сравнению со слышащими детьми, пропорциями: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, письменная речь в обеих формах – импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) – приобретают большую роль по сравнению с устной. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода.
Для всестороннего компенсаторного психического развития детей с нарушениями слуха на каждом возрастном этапе необходимо сочетать обучение и воспитание, а также специально направленные психокоррекционные воздействия, которые обеспечат гармоничное развитие познавательной сферы и личности.
Все это послужило основой для разработки коррекционно- развивающих занятий.
Существенное отличие этих занятий от других состоит в организации учебного процесса. Урок как одна из форм организации учебного процесса сохраняет в данном случае отдельные традиционные элементы:
- Определенную ограниченность во времени.
- Наличие педагогической, коррекционной и развивающей целей.
- Дидактическое обеспечение процесса.
Отличия предполагаемой формы проведения занятий от классического урока заключается в следующем:
- содержание урока не предопределяется структурой и содержанием общеобразовательных предметов (письмо, математика, чтение):
- вести занятия могут как педагог - психолог так и учителя, в зависимости от их содержания и целей.
- допускаются значительные вариации уроков по видам деятельности:
- Чередование игр и наблюдений,
- Решение практических задач,
- Свободный творческий труд.
- протяженность этапов урока может изменяться в зависимости от их содержания, однако общая продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
- результаты деятельности учащихся, особенности их поведения, способы организации поставленных перед ними задач сообщаются учителям, классным руководителям, педагогам-дефектологам.
Основные задачи занятий:
- Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха, как важнейшие составляющие полноценного развития личности.
- Формирование положительной мотивации на учение.
- Воспитание любознательности, активности, целеустремленности в учебной деятельности.
- Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, на отношение между людьми.
Методы:
- развивающие игры и упражнения.
- упражнения на саморегуляцию, снижение эмоционального напряжения, создание благоприятного климата.
- дискуссионные методы (беседа, групповое обсуждение).
- коммуникативные упражнения на поддержание взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Предлагаю вашему вниманию план – конспект коррекционных занятий с детьми со слуховой депривацией младшего школьного возраста.
План - конспект
коррекционно – развивающего занятия
(2 класс)
Цели:
- Развивать элементы логического мышления, зрительной памяти и внимания.
- Способствовать активизации творческого мышления, воображения и сопровождающих его положительных эмоций. Развитие навыков совместной деятельности.
- Содействовать созданию положительного эмоционального настроения и снятию психоэмоционального напряжения.
- .Способствовать расширению словарного запаса, активизации речи обучающихся.
Оборудование:
Демонстрационная картина «Поляна», пиктограммы, анаграммы, бумага, фломастеры, музыкальный центр.
Словарь:
Подснежник, настроение, веселый грустный, цвет, мое имя.
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Здравствуйте! Давайте узнаем, какое у вас настроение. На столах лежат кружки разных цветов. Красный – «Я веселый», синий – «Я грустный».
Ребята, отгадайте загадку
Тает снежок,
Темнеет лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весна)
- какое сейчас время года?
-какие месяцы вы знаете?
Правильно. Весной на улице тепло. Тает снег. Бегут ручьи. Поют птицы.
(фонограмма «Пение птиц»)
Появляется зеленая трава, первые цветы.
Посмотрите у нас на поляне выросли 1-ые весенние цветы. Называются – ПОДСНЕЖНИКИ.
Сюрпризный момент (находят номера с заданиями)
Основная часть.
«Найди лишнее слово»
Зима, весна, ноябрь лето
Рябина, ручка, елка, береза
Собака, снегирь, воробей, синица
Стол, стул, шкаф, яблоко
«Собери слова» (анаграммы)
- Нужно собрать буквы, чтобы получилось слово
д,ь,о, д, ж
л, н, с, о, е, ц
а, т, в, р, а
с, е, в, а, н
т, к ,о
н, с, е, г
о, м, д
«Запомни слова»
Собака, заяц, лиса, волк, белка, медведь
Игра «Вот так!»
Как живешь? Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как глядишь? Вот так!
Как ты ешь? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Как ты спишь? Вот так!
А кричишь? Вот так!
«Нарисуй имя!»
Читаю имена. Что это, как называется? Вам нравятся ваше имя, красивое? Давайте разрисуем ваши имена.
(рисуют имена)
Складывают солнце из имен на полянке.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Ритуал прощания.
Дети стоят в кругу.
«Раз, два, три. Мы сегодня молодцы!»
План - конспект
коррекционно – развивающего занятия
(4 класс)
Цели:
- Способствовать совершенствованию мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение; навыков классификации; развитие способности к умозаключению на основе имеющихся данных.
- Закрепление навыков использования схем и схематических изображений.
- Способствовать воспитанию любознательности, творческой активности, эмоционально – положительного взгляда на отношения между людьми.
- Расширение словарного запаса. Активизация речи детей.
Оборудование:
Карточки на каждого ребенка; таблица с ходом путешествия; дид. игра «собери узор»; карточки на доске «4 – лишний»; аудиозапись с релаксационной музыкой; цветные карандаши и маркеры; «шар желаний».
Словарь:
Путешествие, доброта, смелость, внимательность, дружба, помощь друг другу, знания, сила, я хочу поделиться…
Ход занятия:
Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Игра – приветствие «Мое настроение»
Здравствуйте! Давайте узнаем, какое у вас настроение. На столах лежат кружки разных цветов. Красный – «Я веселый», синий – «Я грустный»
Основная часть.
Психолог: Хотите узнать, что сегодня будем делать? На доске спрятано слово, надо найти его. Это слово – путешествие. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Скажите, куда мы отправляемся? (дети отвечают).
Психолог: Будем рисовать путь по квадратам. Квадраты нарисованы на доске и есть у вас. Что мы будем делать? (ответы детей).
Нам будут помогать кубики. На одном кубике нарисованы буквы, на другом нарисованы цифры. Мы будем кидать кубики и узнаем путь, который будем рисовать на доске.
Нам будут помогать волшебные слова. Какие вы знаете волшебные слова? (ответы детей).
Какие вы?
Вы добрые, смелые, сильные, вы помогаете друг другу и т.д. Давайте поделимся кто – то своей добротой, кто – то силой и т.д.
упражнение «Поделись».
Психолог: Молодцы теперь мы с вами добрые, сильные много знаем, будем помогать друг другу. Можно отправляться в путешествие. Кто первый хочет узнать путь?
(кидают кубик и отмечают путь)
задание «Найди лишнее слово».
Надо, из 4 слов выбрать слово, которое будет лишним.
Психолог: Хорошо, вы все правильно выполнили задание. Можно отправляться в путь дальше.
(кидают кубик и отмечают путь)
задание «Сложи узор».
(У вас есть карточки на которых нарисованы узоры, но нет части. Надо найти ее.)
Психолог: Молодцы, все правильно сложили узоры. Можно путешествовать дальше.
(кидают кубики и отмечают путь)
задание. Игра «Вот так!»
Как живешь? Вот так!
Как ты спишь?
Как бежишь?
Как глядишь?
Как ты ешь?
Машешь в след?
Как ты спишь?
Психолог: Молодцы, хорошо по - играли.Можно отправляться в путь.
(кидают кубики и рисуют путь)
задание «Что получилось?»
Психолог : Мы нарисовали путь. Давайте соединим все точки нашего путешествия и посмотрим, что получилось? На что это похоже?
упражнение «До- рисуй».
Дети рисуют под музыку.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Психолог: Что мы сегодня делали на занятии? (ответы детей). Нам помогли волшебные слова. Мы прошли путь, т.к. поделились со всеми добротой, дружбой, смелостью, силой, мы помогали друг другу и поэтому прошли весь путь.
Ритуал прощания.
Дети стоят в кругу.
«Раз, два, три. Мы сегодня молодцы!»
Список используемой литературы.
1Ануфриева А.Ф. С.Н. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось – 89», Москва, 2005 г.
2Истратова О.Н,. Экзакусто Т.В: «Справочник психолога начальной школы» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 г.
3Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов н/Д : Феникс, 2006.
4Корнев А.И.. Нарушения чтения и письма. СПб.: Речь, 2003 г.
5Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.
6Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., Т.Ц., «Сфера», 2001 г.
7Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. М., Т.Ц., «Сфера», 2003 г.
8Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,2005.
9Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных процессов у младшего школьника
Развитие познавательных процессов у младшего школьника...
Опыт работы социального педагога по теме: "Развитие эмоциональной сферы младшего школьника посредством создания системы коррекционно-развивающих занятий, как необходимое условие успешной социализации" "
Опыт работы с младшими школьниками....
Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики
Статья по представленной теме содержит описание некоторых приемов и методов развития познавательного интереса у младших школьников на уроках информатики....
Выступление "Развитие познавательного интереса глухих младших школьников в процессе обучения"
Единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель...
Игры для развития психических процессов у младших школьников
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, память, воображение,мышление, восприятие и речь), необходимость...
Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...
Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех уча...