Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления
статья по русскому языку по теме

Рязанцева Ирина Валериевна

 

Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе  публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм написания сочинения-рассуждения, схема, по которой строится текст, модель сочинения. В статье широко представлены этапы работы над сочинением-рассуждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Рязанцева

г. Куйбышев

Анализ текста как форма подготовки к ЕГЭ и развитие образного и логического мышления

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: 

что хочу написать, как написать и для чего написать

М. Горького

Статья посвящена проблеме обучения сочинению-рассуждению на основе  публицистического текста в старших классах при подготовке к ЕГЭ. В ней представлены формы работы с текстом, алгоритм написания сочинения-рассуждения, схема, по которой строится текст, модель сочинения. В статье широко представлены этапы работы над сочинением-рассуждением.

Текст, речевая среда, сочинение-рассуждение, комплексный анализ текста, композиция сочинения, формирование проблемы, аргументация, авторская позиция, клише.

Школа в России всегда была школой,  где детей не только обучали,  но и в процессе обучения развивали и воспитывали. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты педагогического воздействия.

Текст – это интегративная единица, восприятие которой находится на стыке многих отраслей знания: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других

Выполняя задание части С, выпускники должны продемонстрировать уровень коммуникативной компетентности – прежде всего способность понимать текст, а также способность словесно оформлять собственную позицию. Однако анализ ответов выпускников позволил сделать неутешительный вывод: уровень готовности старшеклассников к выполнению части С не только невысок, но имеет тенденцию к снижению.

Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка – уход от собственной мысли во время её доказательства и переход на пересказ.  Поэтому, внимание к проблемам анализа текста вызвано также сегодняшней необходимостью подготовить учащихся к успешной сдачи ЕГЭ.

Итак, как показывает анализ выпускных сочинений, успешность сочинения определяется несколькими факторами: стилем исходного текста, его содержанием и структурой. В соответствии с возникающими сложностями и нужно выстраивать систему работы: от простого к сложному. Отбор текстов для занятий, их последовательность не должны носить случайный характер. Это сложная, ступенчатая многоцелевая работа, при которой осуществляется функциональный подход к изучению языка, а также выявляются межпредметные связи.

   Один из важнейших признаков текста это информативность. Без «вычитывания» этих информаций вряд ли можно правильно понять содержание текста.

    Любой текст создается единством и взаимодействием всех элементов разных его уровней. Умение понимать текст –  это кроме всего прочего и умение вести диалог с ним. Чтобы правильно выполнить задания части С, школьники прежде всего должны иметь верное представление о ряде терминов, которые используются в формулировке задания и критериев оценки. Важно, чтобы эти термины обучающиеся хорошо усвоили (для этого рекомендуется  проводить терминологические диктанты).

Алгоритм написания сочинения-рассуждения следующий:

  1. Выявления темы текста.
  2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту.
  3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов).
  4. Собственное мнение по данной проблеме (теме).
  5. Выводы.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

  1. тезис (положение, которое надо доказать);
  1. аргументация (доказательства, доводы);
  2.   вывод (общий итог).

    В ходе подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

1. Автор рассказывает о том, что…

2. По его мнению, ...

3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

4. Итак, …

    Важный этап работы над сочинением-рассуждением – это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: самопересказ текста, выделение микротем по абзацам, поиск ключевых слов, формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них и, наконец, формирование проблемы – вопроса, который автор ставит перед читателем.

   Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо- желательно, отвратительно – великолепно, нельзя – необходимо.

  Следующий этап работы над сочинением-рассуждением – это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Это, по утверждению выпускников, самая сложная часть работы, ведь в аргументации нельзя отвлечься от той мысли, которую доказываешь. Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.

    Важная композиционная часть сочинения – это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.

   Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.

    Таким образом, подготовка к итоговому, теперь уже обязательному и неизбежному, экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, уже начнут знакомиться с системой тестирования, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.

Литература

  1.  Баландина «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь. ПОИПКРО. 2004 г.
  2. Любичева Е.В., Ольховник Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность). Учебное пособие – СПб. 2005.
  3. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий / Владавская Е.А., Ломилина Н.И., Сигов В.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005.– 104 с.
  4. Шелест Л.В. Подготовка к сочинению–рассуждению на нравственно–этическую тему. – РЯШ 2005 г. №1. – с.53 – 55.
  5. Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. - 216 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Развитие познавательной сферы, логического мышления и сенсорных процессов

Развитие познавательной сферы , логического мышленияи сенсорных процессов...

Комплексный анализ текста как форма подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ

Цель данной статьи – оказать  помощь учителю-предметнику, описав  некоторые способов проведения   комплексного анализа текста, показать различные пути работы с текстом....

Развития внимания и логического мышления

Карточки, предназначенные для работы с дошкольниками для развития внимания и логического мышления...

Анализ текста на уроках русской литературы как средство развития учащихся среднего звена (подготовка к ОГЭ по русскому языку, ч.3, 15.3.)

Тема урока: «От чего переменяется и направляется вся жизнь человека?..» (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)выявить нравственные проблемы, поднимаемые Л.Н. Толстым в ...

Урок русского языка в 8 классе.Развитие речи.Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию.

Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учащихся.Данный урок( подробный фрагмент его) может быть использован при подготовке к итоговому собеседованию для отработ...