«Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя русского языка и литературы
МБОУ «Апастовская СОШ»
Закировой Айсылу Юнусовны
Тема: «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
Цель: Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.
Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.
Эпиграф мастер- класса: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Лев Николаевич Толстой
Добрый день, уважаемые жюри, конкурсанты и гости нашего мероприятия!
Я – Закирова Айсылу Юнусовна, учитель русского языка и литературы Апастовской средней школы. Мы все с вами учителя и каждый из нас хочет быть хорошим учителем, мастером своего дела.
Свой мастер-класс я хотела бы начать с притчи.
Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них. Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа.
- Это ещё почему?
- Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках. Не будь меня, люди бы превратились в роботов.
Вот важность тоже, скажешь! Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я - Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум.
В современной педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. И на примере одного я бы хотела показать вам свой мастер-класс.
- А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС.
Для решения данной задачи я выбрала из своей, пусть небольшой, методической копилки те приемы и методы, которые будут одинаково интересны как учителям русского языка, так и всем присутствующим сегодня в зале.
Чтобы разгадать тему моего мастер-класса, предлагаю вам ответить на несколько вопросов. По начальным буквам слов-отгадок вы скажете тему.
-Казань -Столица Республики Татарстан
-Республика – форма государственного правления
Озеро- естественно возникший водоем, окруженный сушей.
Свияга – река в Ульяновской области и Татарстане.
Свияжск – село в Зеленодольском районе Татарстана, на острове при владении Свияги в Волгу.
Елабуга- город, где родился И.И.Шишкин.
Нефть- природная маслянистая горючая жидкость.
Суверенитет – независимость государства.
Итак, по начальным буквам слов-отгадок у нас получилось слово,.. какое? Кроссенс.
Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».
В последнее время учителя часто используют метод Кроссенс в свое й работе. - Как вы думаете, с каким другим словом ассоциируется слово кроссенс? (Кроссворд. Спасибо).
-Что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение слов).………
Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Как же читать кроссенс?
Существует 3 способа чтения кроссенса.
На слайде показаны схемы чтения кроссенса.
1 кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.
Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями в данном квадрате.
И 3 способ чтения - можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления. Попробуем?
А сейчас я предлагаю вместе поработать над разгадкой следующего кроссенса. На слайде вы видите эти картинки.
Кто готов озвучить своё решение кроссенса?
О чём этот кроссенс? (о ТАССР.) Спасибо большое.
А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам…
Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем… на слайде…
- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.
- Затем подобрать 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.
- Найти связи между элементами, определить последовательность.
- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.
- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
(практическая работа – собрать кроссенс)
- Практическая отработка метода
Итак, от теории к практике. Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку
Задание первой группе:
1.Отгадайте при помощи кроссенса тему урока русского языка.
Второй группе:
- По содержанию стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые» составить кроссенс (а можно центральный квадрат оставить пустым и предложить самим догадаться, о чём должен быть рассказ).
……
Пока творческие группы работают, разберём ещё один кроссенс.
( работа с жюри)
- Уважаемое жюри, зрители, вам такое задание: составить рассказ обо мне
……….
………
- А теперь каждая группа представляет то, что у них получилось. Дайте обоснование своему выбору.
…….
Уважаемые коллеги, применение кроссенса в учебном процессе способствует логическому мышлению ученика, самостоятельности, инициативности и развития творческих способностей.
Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:
- на стадии определения темы занятия,
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления материала,
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
- как творческое домашнее задание и т. д.
Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио и др.
Практическая значимость.
Кроссенсы с успехом могут использовать в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных…
Рефлексия
Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку.
Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.
Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку.
Я хочу пожелать вам, уважаемые коллеги: «Творите, ищите, дерзайте, применяйте в своей работе метод кроссенс - это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления учащихся, учите так, чтобы в памяти ваших учеников остались результаты образования. Все в ваших руках.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "КРОССЕНС как приём развития логического и творческого мышления"
При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучени...
МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...
Статья Использование метода кроссенс на уроках русского языка и литературы как средство развития логического и творческого мышления
В статье кратко рассказывается история появления кроссенса как головоломки и приводится алгоритм его создания. Возможность использования кроссенса в процессе обучения с целью развития логического и тв...
"Кроссенс" как метод развития познавательного и творческого мышления
Я думаю, что каждый из нас готовясь к уроку, подбирает методы, и формы подачи учебного материала опирается на три критерия:материал для ученика должен быть интересным - привлекательным, быть своеобраз...
Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...
Презентация "Кроссенс как метод логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы"
Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...
Мастер -класс :"Использование метода кроссенс, как средство развития логического и творческого мышления на уроках географии».
Познакомить с понятием кроссенс, раскрыть особенности его построения и прочтения, рассказать о возможностях применения, способствовать повышению мотивации участников мастер класса в ...