Комплекс упражнений для развивающей работы с детьми 7 лет
методическая разработка по психологии по теме

Щукина Анна Александровна

Комплекс упражнений для развивающей работы

с детьми 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_knige.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для развивающей работы

с детьми 7 лет.

(Автор. Ирина Архипова)

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, все же  их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. Также у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов.

Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью (непроизвольное внимание). Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.

Формирование классификации определенных предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно сочленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приемы и способы.


Данная программа как раз и посвящена развитию познавательной сферы ребенка первого-второго класса. Некоторые упражнения можно применять с другими возрастными категориями младших школьников, если наблюдаются соответствующие проблемы психического развития.

Содержательный материал сконструирован в 10 занятий, в которых содержатся упражнения, направленные на совершенствование познавательных психических процессов, играющих роль в школьном обучении. Если ребенок не будет справляться с этими заданиями, будет быстро уставать, то можно разбить программу на более простые блоки.

 В каждом уроке заложено развитие определенных психических функций, которое отрабатывается на разнообразном содержании.

  1. В заданиях под номером  1 ребенок учится устанавливать закономерности, анализируя образно представленный материал.
  2. В заданиях под номером 2 у ребенка развивается связанная речь.
  3. Задания под номером 3 направлены на развитие наблюдательности.
  4. В заданиях под номером 4 ребенок учится выделять фигуру из фона в восприятии.
  5. В заданиях под номером 5 развиваются : моторика руки, формируются зрительно –двигательные координации, даются некоторые представления из окружающего мира.  В этих заданиях ребенок немного отдыхает от тех усилий, которые ему приходится затрачивать в предыдущих и последующих упражнениях.
  6. В заданиях под номером 6 развиваются различные мыслительные операции (анализ – синтез, сравнение, обобщение классификация).
  7. Задания под номером 7 направлены на совершенствование овладением знаком, то есть кодированием.

Задачи:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности (зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти);
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма...);
  • развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, планирования, обобщения);
  • развитие мышления (наглядно-образного, словесно-логического).

Формы работы:

  • групповые фронтальные занятия;
  • психо-гимнастические упражнения;
  • игры.

Общие требования к организации занятий.

Количество занятий – 10

Количество человек в группе – 2-3.

Продолжительность занятия – 20-35 минут.

Ожидаемый результат:

1. Улучшение показателей внимания, памяти, мышления.

2. Снижение агрессии и проявление сопереживания, сочувствия.

№ урока

Психологические задания и методики

Урок №1

  1. «Найди фигуру»,
  2. «Составь рассказ « Утки»
  3. «Усложненный счет»
  4. Найди картинку
  5. Распознай цвет
  6. Собери разрезную картинку
  7. Расставь знаки

Урок №2

  1. Почини коврик
  2. Придумай продолжение сказки.
  3. «Усложненный счет»
  4. Подсчитай домики
  5. Идентификация частей тела
  6. Назови группу одним словом
  7. Расставь знаки

Урок №3


  1. Почини коврик
  2. Придумай рассказ по картинкам «дождь».
  3. Найди 2 одинаковых рисунка
  4. Найди спрятанные предметы.
  5. Штриховки.
  6. Продолжи ряд слов и назови 1 словом.
  7. «Проведи зайчика»

Урок №4

  1. Продолжи ряд.
  2. Придумай рассказ по картинкам.
  3. Найди 2 одинаковых рисунка
  4.  Найди спрятанные предметы.
  5. Соедини пунктирную линию.
  6. Найди лишнее слово
  7. Отгадай куда идут эти звери.

Урок №5

  1. Найди закономерность
  2. Дополни рассказ.
  3. Найди похожий кубик
  4. Найди на картинке заданный предмет.
  5. Дорисуй картинку.
  6. Распредели животных на группы.
  7. Подбери подходящее по смыслу слово.

Урок №6

  1. Прочини коврик.
  2. Придумай рассказ по картинке.
  3. Соедини линии.
  4. Найди заданный предмет на картинке.
  5. Проведи линию, не отрыва карандаша.
  6. Найди фрагмент.
  7. Расставь знаки.

Урок №7

  1. Найди закономерность.
  2. Дополни рассказ.
  3. Сравни ряды слов.
  4. Найди фигуру на картинке.
  5. Обведи рисунок.
  6. «Чего больше в лесу?»
  7. «Зачеркни букву»

Урок №8

  1. Почини коврик.
  2. Дополни рассказ.
  3. Посчитай вслух.
  4. Обведи звезду разными карандашами.
  5. Нарисуй  образцы по точкам.
  6. Найди ответ по аналогии.
  7. Прочитай рассказ, замени картинки словами.

Урок №9

  1. Найди закономерность, поставь недостающую картинку.
  2. Придумай рассказ по картинкам.
  3. Сосчитай все предметы.
  4. Сосчитай все фигуры.
  5. Нарисуй по образцу.
  6. Собери разрезную картинку.
  7. Зачеркни буквы.

Урок №10

  1. Дополни ряд.
  2. «Это глупо или нет?»
  3. Найди одинаковую картинку.
  4. Найди недостающее число.
  5. Нарисуй похожий узор.
  6. Отгадай загадку.
  7. Соотнеси  цифры с картинкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...

«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»

Формулировки  рекомендаций  учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...

Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...