Использование техники рисования на прозрачном мольберте в корекционно-развивающей работе с детьми и подростками (в том числе с детьми с ОВЗ)
статья по психологии (8 класс)
В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание, избегание произвольных действий. Эти их особенности затрудняют процесс обучения и усвоения программного материала на всех возрастных ступенях. Такая ситуация побуждает педагогов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Одним их новых интересных инструментов нами был выбран прозрачный мольберт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование техники рисования на прозрачном мольберте в корекционно-развивающей работе с детьми и подростками (в том числе с детьми с ОВЗ)
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии, а точнее изотерапии.
В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание, избегание произвольных действий. Эти их особенности затрудняют процесс обучения и усвоения программного материала на всех возрастных ступенях. Такая ситуация побуждает педагогов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Одним их новых интересных инструментов нами был выбран прозрачный мольберт.
Он представляет собой деревянную раму с небьющимся магнитным стеклом внутри. Прозрачный мольберт - по-настоящему многофункциональное пособие. При его использовании можно решать множество задач коррекционной работы: расширение сенсорного опыта, развитие психических функций и речи, развитие пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, различных видов анализа и синтеза, эмоциональной и произвольной сферы ребёнка. Ещё одно достоинство данного пособия - возможность для ребёнка выполнять задания и работать стоя, свободно двигаться, что является для многих детей элементом комфорта, постоянно меняются динамические позы, что влияет на профилактику нарушения осанки. А постоянная смена угла зрения при работе на мольберте способствует профилактике нарушений зрения.
В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов:
- рисование и левой, и правой рукой, и одновременно двумя руками, для стимуляции межполушарного взаимодействия;
- рисование пальцам, ладошками, кулачками;
- рисование разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др.),
- рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т.д.
Также возможно использование многообразного стимульного материала для активизации деятельности: цветной фон, сюжетная картинка, изображения различных объектов, контурные изображения.
Прозрачный мольберт может быть использован разными специалистами.
В работе психолога он является инструментом изо-терапии. Особенности детей, отмечаемые психологом - тревожность и неумение начать рисовать, однообразие рисунков и выбираемых цветов, неумение работать в паре и подгруппе, страхи и проблемы с поведением. Для решения этих проблем педагог-психолог использует упражнения и игры с прозрачным мольбертом:
- Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);
- Рисуем в паре;
- Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
- Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.
- Рисуем сказку. Использование прозрачного мольберта в сказкотерапии.
Во время рисования по стеклу у детей активно развивается воображение, и, со временем, пропадает тревожность и страх. Мольберт легко можно переносить с места на место, а летом выносить на прогулку. Это инновационное пособие позволяет создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми, помогает эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами).
Некоторые виды нетрадиционных техник изображения, которые можно применять, работая на «Волшебном стекле»:
1.Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей, особенно ребят привлекают задания на одновременное рисование по замыслу.
2.Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту. На оргстекло равномерно наносится крем. Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз.
3.Завораживающие точки. Берется ватная палочка, окунается в густую краску. Ребенок ставит ее перпендикулярно к стеклу и заполняет контурный рисунок разноцветными точками (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
4.Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь близкое ребёнку. Может, это гараж с машинами, или роботы, или инопланетяне, или прекрасная принцесса и ее дворец. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
5.Креативная композиция. Законченными смотрятся творческие работы, если совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует изображение или образ, а некоторые детали из ткани, ваты, цветной бумаги приклеивает прямо на краску.
6.Зарисовки с натуры. Предложите ребенку нарисовать что-нибудь с натуры, что-то такое, что ему по-настоящему интересно. Например, кошку или любимую игрушку. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребёнка всматриваться в детали, сравнивать с натурой. Для этого нужно правильно передать и форму, и цвет, и пропорции. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить. Не беда, если будет получаться не сразу. Все равно похвалите юного художника, а затем поинтересуйтесь, чем отличается нарисованная игрушка от настоящей. Так ему будет легче заметить свои неточности.
7.Театральные постановки (живой телевизор). Нарисуйте занавес на «прозрачном мольберте», придумайте сказку, используйте готовых кукол или вырезанные из старых книг, а можно нарисовать их самим, покажите удивительную сказку гостям.
8.Портрет друга. В работе желательно использовать настольный «прозрачный мольберт». Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
9.Поп-арт из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
10.Игра – поймай бабочку. Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение бабочки, а ребенок с другой стороны рисует бабочку, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, бабочка постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка с бабочками. Ловить можно любое изображение насекомых, птиц, транспорт и т.д.
11.Цветная монотипия. Рисуем красками картинку, потом накладываем на рисунок мокрый белый лист. Снимаем и получаем рисунок на листе.
Таким образом, можно сделать вывод, что прозрачный мольберт - это доступный и эффективный инструмент работы с травмой, тревожностью, коммуникацией, деструктивным поведением, а также работы с профессиональным выгоранием педагогов…..Через творческий процесс человек может выразить свои эмоции, переживания и мысли безопасным и экологичным способом. Стекло мольберта становится также символичным пространством для обнаружения скрытых ресурсов и рисования новых линий жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
принципы работы с детьми и подростками с девиантным поведением
материал о том, как общаться с трудными детьми...
Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.
Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...
Консультация для родителей по работе с детьми и подростками с риском суицида
Консультация помогает родителям избежать ошибок в общении с суицидальными подростками...
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...