Медиапространство школы: интеграция и взаимодействие (на примере школьной газеты «Сканер»)
статья
Статья для доклада на Республиканской конференции "Медиаобразование в РФ: проблемы и перспективы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediaprostranstvo_shkoly.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.ЗАВОРУЕВА
Руководитель школьного пресс-центра (газета «Сканер»)
МАОУ «Гимназия №33» г. Улан-Удэ
Медиапространство школы: интеграция и взаимодействие (на примере школьной газеты «Сканер»)
Если в вашем учебном заведении этого ещё нет, срочно организуйте ЭТО! Это – школьный пресс-центр, школьная газета, кружок журналистики, другими словами – некий структурный элемент медиапространства.
Ещё Я.Корчак утверждал, что «воспитательное учреждение без газеты кажется мне беспорядочным и безнадёжным топтанием на месте и брюзжанием воспитателей, повторением одного и того же без определённой цели и без контроля над детьми, чем-то временным и случайным, без традиции, без воспоминаний, без перспектив»
Из множества определений понятия медиапространства остановимся на восприятии пространства как взаимодействии людей и социальных групп друг с другом (по Бурдье, ансамбль невидимых связей, которые формируют пространство позиций или пространство отношений). На наш взгляд, удачный термин для обозначения многих современных процессов, начиная от увлечённости подростков интернетом и заканчивая такими реалиями современной жизни, как блоги, социальные сети, сайты, порталы, ноутбуки, айфоны и пр., т.к. вмещает в себя все формы работы с учащимися, возникающие в процессе взаимоотношений, общения с поколением Интернета; подразумевает совокупность условий, в которых функционирует современное образование.
Сложная самоорганизующаяся система; часть ноосферы, обладающая условными границами; сфера реализации человеческой активности – все эти определения медиапространства говорят сами за себя. Из-за противоречия между растущим объёмом и качеством информации, и снижающейся способностью качественно перерабатывать её (т.е. учащиеся впитывают ту информацию, которую получают из различных СМИ, не вникая в её достоверность, надежность) усиливается необходимость формировать медиаобразовательные умения у подростков, подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Всё сказанное позволяет осуществить создание школьного пресс-центра.
Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школьная газета является средством реализации этих результатов.
- Личностные: готовность и способность детей к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- Метапредметные: освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- Предметные: освоенный обучающимися в ходе углубленного изучения информатики, компьютерной графики, литературы, основ журналистики и других необходимых для работы в газете учебных предметов опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов знания, лежащих в основе современной картины мира. Участие детей в выпуске школьной газеты – это наблюдение и изучение окружающего мира, проводимые с помощью цифрового фотоаппарата, диктофона, сканера, видеокамеры, изучение нового программного обеспечения компьютера, не входящие в школьную программу информатики. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие увлекательным и по-настоящему современным. Наблюдения фиксируются, их результаты анализируются, обобщаются и представляются в текстовом, цифровом виде, в компьютерной графике и рисунках. Дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. В контексте работы детей в газете широко используются различные источники информации, в том числе в доступном Интернете. У детей формируется способность искать, оценивать, отбирать, анализировать и организовывать информацию.
Вполне очевидно, что школьная газета – это еще и интеграция предметов, и информационно-образовательная среда, требования к которой являются составной частью нового Стандарта образования.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Применение средств ИКТ при создании школьной газеты позволяет активизировать познавательную деятельность подростков, дает возможность формировать их коммуникативную и информационную компетенции, так как ребята становятся активными издателями газеты, формировать широкий круг представлений, знаний и умений, учитывая индивидуальные и возрастные особенностей школьников, уровень их развития и интереса.
Газета позволяет учителям, занимающимся выпуском газеты, воспитать в них личность, ориентированную на саморазвитие, развить в них творческое мышление, формировать у них навыки самостоятельности, трудолюбия и ответственности. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения. В свою очередь, иными становятся и задачи учителя: не поучать, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится источником импульса, побуждающего к действию.
Программа внеурочной деятельности пресс-центра по содержанию - художественно-эстетическая, по функциональному предназначению - учебно-познавательная; по форме организации — индивидуально ориентированная и групповая.
Программа направлена на создание условий для развития обучающегося, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, воспитание патриотических чувств, привитие желания быть гражданином своей страны, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка, формирование УУД. Данная программа интегрированная, что позволяет школьникам получить основы компьютерных знаний и навыки практической работы на основе расширения знаний о русском литературном языке. В идеале ребята должны научиться самостоятельно формулировать задачу. Занимаясь выпуском школьной газеты, учащиеся постепенно овладевают этим умением.
Можно говорить о том, что организация и функционирование школьного пресс-центра -это педтехнология, предусматривающая изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино и т.п.), учитывающая право на свободу самовыражения, осуществляющая процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникации(медиа).
Наша газета объединяет ребят разного возраста. В школьном пресс-центре можно не только реализовать свои творческие способности, но и пообщаться с понимающими тебя людьми. В последние годы стали приходить в пресс-центр ребята, которые испытывают трудности в межличностном общении: не умеют контролировать свои эмоции, не проявляют интереса к другому человеку как к личности, не хотят понять точку зрения другого человека. Создавая школьную газету, участвуя в наших мероприятиях, ребята становятся коммуникативно компетентными.
Основные направления деятельности школьной газеты:
- Ежемесячный выпуск газеты;
- организация занятий с ребятами в форме дискуссий;
- создание видеороликов, фотопрезентаций;
- подготовка материалов для размещения на сайте школы;
- участие во всевозможных конкурсах и фестивалях, Internet -конференциях;
- создание и проведение PR – акций с целью привлечения в школьный пресс-центр;
- сотрудничество с библиотекой Калашникова (участие в проектах «Живая книга», Неделя книги и др.) интерактивное общение с профессионально-значимыми социальными партнёрами
Вы видите, что руководителю подобной структуры приходится выполнять не просто много функций, но и самому владеть всеми названными умениями. Не всегда это возможно. Как правило, занимается подобным центром в условиях учебных заведений простой учитель, совмещающий обычные уроки и организацию деятельности пресс-центра. Желательно, чтобы в Пресс-центре работал не один человек (чаще учитель русского языка и литературы). Для более плодотворной работы необходимы усилия и информатиков, и профессиональных журналистов. Нам посчастливилось и некоторое время мы сотрудничали с Е.Мудровым (он называет себя сетератор). Он проводил с ребятами психологические игры, знакомил с такими понятиями, как Интернет-стиль, много и подробно рассказывал о дизайне, вёрстке.
Необходима хорошая материально-техническая база (рабочие места –желательно отдельное помещение, сканеры, ксероксы, цифровая фото- и видеотехника и т.п.).
Каждый выпуск газеты – это своего рода проект. Особенно когда номера тематические (чистота русского языка, экология и т.п.) Проектная деятельность сегодня – необходимое условие развития личности подростка.
Значимым событием для ребят стало участие в проекте «Живая книга». В непринуждённой обстановке ребята говорили об очень важных вещах (атеизм, будущая профессия, активная жизненная позиция); встречались с Дымчиковым Эрдэни Чимитовичем (начальником управления по делам молодёжи), Даримой Дымчиковой из организации молодых инвалидов, волонтёром, приехавшим из Германии в Улан-Удэ. Можно говорить и о том, что газета - это инструмент формирования социального опыта школьников.
Несколько лет подряд кто-то из выпускников, посещающих наш пресс-центр поступает на факультет журналистики (Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ).
Таким образом, участие в работе школьного пресс-центра позволяет:
- Анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты
- Интерпретировать медиатекты и ценности, распространяемые медиа
- Формировать критическое мышления (для ребят новый уровень мышления)
- Формировать творческие, коммуникативные способности
- Умение обращаться с текстом
- Развивать навыки общения и взаимопонимания в группе сверстников
- Приобретать чувство собственного достоинства(вместо низкой самооценки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ВЫПУСКА ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ НА ПРИМЕРЕ РЕДАКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ГАЗКТЫ «ЗВОНОК»
Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы...
Когда школа была большая. Статья для школьной газеты. 2005 год. Школа № 36 г.Озерска
Статья "Когда школа была большая" была написана по просьбе учителя русского и литературы для школьной газеты в 2005/2006 учебном году. Я тогда работала в школе № 36. Здесь следует пояснить, что ...
Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.
методическая разработка программы по интеграции естественно-математических предметов на уроках физики...
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...
страница школьной газеты "Сканер"
по следам проекта "Чистота русского языка"...
страница школьной газеты "Сканер"
страница школьной газеты "Сканер"...
Школьная газета "Школьные ведомости". Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: shkolnyye_vedomosti https://www.instagram.com/shkolnyye_vedomosti?r=nametag.Главный редактор газеты : Бахарчиева Л.Д.
Школьная газета “Школьные ведомости"Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подро...