ЦЕННОСТИ
план-конспект урока по психологии (10 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 10 классов.
Цели урока: Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе.
Тема «Ценности»
Цель занятия:
Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.
Начало работы:
Здравствуйте, ребята. Вы находитесь на пороге ценностного самоопределения и важно поразмышлять над той системой ценностей, которую определяет для себя каждый человек в качестве ориентиров достижения счастья.
Чтобы вы могли поразмышлять над тем, какое место в вашей жизни занимают духовные ценности, предлагаю вашему вниманию афоризмы из книги Анастасии Новых, нашей современницы. Читая их на слайдах, попробуйте пропустить их содержание не через разум, а через сердце.
Дома вы выполняли творческую работу в жанре эссе, где высказывали своё мнение на тему « Общечеловеческие ценности?». Из ваших работ мы попробуем создать одно общее эссе, в котором некоторые из вас выскажут своё собственное мнение. Мною выделены определённые фрагменты, и я попрошу вас зачитать их.
«Каждый человек начинает свою жизнь в мире уже созданных предшествующими поколениями материальных и духовных ценностей, а затем, становясь старше, мы начинаем активно перерабатывать эти ценности в нашем сознании, использовать для улучшения собственной жизни, для удовлетворения личных потребностей, тем самым, создавая свою систему ценностей. Наши ценности рождаются из наших желаний и потребностей: достижение, обретение которых мы называем СЧАСТЬЕМ.
Что же чаще всего вкладывают в понятие «счастье» мои ровесники?
Для многих – это, прежде всего материальное благосостояние, достаток, богатство, престижная работа, карьера. Неимение всего этого дает многим людям стимул к приобретению таких материальных ценностей, при этом на пути к их приобретению личность может так измениться морально, что человеку уже будет не важно, какими путями, средствами и методами добыто ощущение материального счастья.
Другие видят счастье в поучении физического удовольствия, наслаждения. Трудность в обретении такого счастья часто заключается в том, что достигнуть такого состояния становится с каждым разом все труднее, а ощущение счастья становится всё более коротким. А в итоге – депрессия, стресс.
Да, окружающий нас мир сложен, а подчас и жесток. Вроде, прогресс идет семимильными шагами, но почему-то вокруг нас всё больше людей с обреченным, скучным, несчастным взглядом, воспринимающих жизнь как серую, неинтересную суету. А всё это, как мне кажется, потому, что человек – существо не только мыслящее, но и чувствующее, а значит, нам нужны душевные движения, духовная жизнь. Наверное, в нашем мире деньги решают многое. Но никогда ни за какие деньги не осуществить главного: не купить любовь, чувства, здоровье, душевную гормонию… Многие ценности переменчивы, но общечеловеческие духовные ценности – добро, справедливость, красота, истина – были и будут всегда.»
Итак, мы чувствуем себя счастливыми, когда имеем в своей душе определённый ценностный мир. Какие же ценности являются составляющими человеческого счастья? Я предлагаю вам назвать слова, которые ассоциируются со следующими понятиями:
Метод свободного ассоциативного ряда
Цель: оценка изменений в духовно-нравственной сфере подростков.
- семья,
- дружба,
- любовь,
- свобода,
- жизнь,
- добро,
- терпимость,
- выбор,
- здоровье,
- счастье
Мы построили ассоциативный ряд тех ценностей, которые являются общечеловеческими и в результате отказа от них люди теряют душевную гармонию, а значит ощущение счастья.
Работа по теме занятия:
Вашему вниманию предлагается притча, послушайте её внимательно:
«За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
– Купите газету, леди!
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие потрепанные сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
– Леди, вы богаты?
– Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потертый коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
– Ваши чашки подходят к блюдцам, – и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые дешевенькие голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, надежный муж с хорошей работой, здоровые дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там – на тот случай, если когда-нибудь забудет, как она богата на самом деле».
Обсуждаются вопросы:
Ребята, чем же богата хозяйка этого дома? Как вы считаете?
- Смотря в чём измерять её богатство. Если судить с материальной точки зрения, то нет.
- С духовной, то да.
- Крыша над головой.
- Мирный уютный дом, где она с любовью готовит обед для семьи.
- Есть надёжная опора – муж, что очень важно для женщины.
- Есть дети, здоровые дети и это очень важно.
А всё это вместе взятое даёт ощущение чего?
- душевной гармонии
- счастья
- внутренний комфорт
- уют, тепло, покой
Вы назвали сейчас те ценности, которые составляют простое человеческое счастье, не выраженное в материальном богатстве.
Резюме:
Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовной ориентацией человека.
Описание: у вас, ребята, есть возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные цели. Говорят, что на дальнем конце радуги стоит золотой горшок, который каждому, кто до него доберется, дарит счастье. Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас. Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в «точке будущего» вас ждет что-то ценное и очень для вас желательное. Нарисуйте эту радугу. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на ее цвете, изгибе, и во время рисования определите каждому цвету важную для вас ценность, которая поможет добраться до конца радуги.
Резюме: У каждого человека – свои ценности. Они многое говорят о человеке, его интересах и склонностях. Именно ценности лежат в основе нашего поведения, побуждают нас к совершению тех или иных поступков.
Упражнение «Ценности»
Раздают по семь листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным.
Мы не можем в равной степени разделять ценности. У каждого есть своя ему присущая в наибольшей степени.
Проранжируйте так, чтобы самая важная ценность оказалась на первом листочке. Представить, что в вашей жизни появилась патологическая зависимость (наркотики, алкоголь, сигареты), и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Подумайте о том, как теперь без этого живется. Зависимость усиливается и ещё отнимает у вас что-то очень ценное. Так происходит с каждой ценностью по порядку. У участников остаётся только одна ценность. Обратить внимание на своё внутреннее состояние.
-Что происходит с вами?
-Хочется исправить то, что произошло?
Упражнение «Клеенка»
Цель: поиск ресурсов для их воплощения в жизнь.
Необходимые материалы: цветная клеенка длиной один-полтора метра.
Наклеить на цветную сторону клеенки. Есть возможность их оставить у себя. Но это непросто – нам всегда что-то мешает, лень, некогда и так далее. Клеенка переворачивается цветной стороной вниз. Задача группы – стоя на клеенке, перевернуть ее обратно (размер клеенки рассчитан на группу в десять-двенадцать человек, в случае работы с большой группой последняя делится на подгруппы). Если кто-то наступил на пол – задание начинается сначала. Важно, чтобы задание в итоге было выполнено. По окончании упражнения обсуждаются впечатления (в свободном режиме).
Резюме ведущего:
Вернули свои ценности, но какими усилиями. Важно, беречь то, что нам дорого! Если человек имеет устойчивые духовные ценности, дорожит ими, то с большей вероятностью это послужит защитой в рискованных ситуациях и поможет найти правильную дорогу для достижения своих целей.
На примере героев из пьесы Е.Шварца «Золушка» показать положительные последствия правильной стратегии поведения, а для завершения дискуссии с мягким юмором вспомнить следующую цитату:
«Король.
– Ну вот, друзья, мы и добрались до самого счастья. Все счастливы, кроме старухи лесничихи. Ну, она, знаете ли, сама виновата. Связи связями, но надо же и совесть иметь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу – большой, а сердце – справедливым. И, знаете, друзья мои, мальчик-паж тоже в конце концов доберется до полного счастья. У принца родится дочь, вылитая Золушка. И мальчик в свое время влюбится в нее. И я с удовольствием выдам за мальчугана свою внучку. Обожаю прекрасные свойства его души: верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет...
И король указывает на бархатный занавес, на котором загорается слово: КОНЕЦ».
Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: рисунки: сумка (что возьмёте с собой), мясорубка (что хотите переработать), мусорное ведро (что хотите выбросить)
Описание: письменная вербализация итога занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
Лекция для родителей учащихся 9-11 классов...
Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: · подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.
Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...