Эмоципльное выгорание педагогов
консультация по психологии по теме

Герасимова Анастасия Владимировна

Проблема связанная с неудовлетворенностью собственной деятельности встречается очень часто в нашей профессии. Данный материал поможет справиться с этой проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»

 В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно – психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных, но разовых бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто организм потребовал.      

Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье учащихся. Работ, посвященным этим проблемам, недостаточно.

 А условия работы учителя, как и многих руководителей разного уровня, включают, кроме большого нервно-психического напряжения, такие факторы, как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и другие.

При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это и проявляется разнообразными симптомами  эмоционального выгорания.

Симптомы эмоционального выгорания

  • стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);
  • постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в  недостаточной компетенции;
  • снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится все тяжелее, а возможности выполнять ее — все меньше;
  • тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);
  • непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения;
  • частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение);
  • чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма;
  • возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов;
  • обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;
  • общая негативная установка на жизненные перспективы, приводящая часто к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков;
  • разнообразные поведенческие изменения, в частности появление ригидности, что создает закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности

Российские учителя — фактически заложники недостатков отечественной системы образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус учителя, невротизирующий характер работы в школе — все это не может не привести к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10-15 лет работы в школе.

          Проблема здоровья педагогов имеет определенную специфику.  Анализ медико-статистической документации не отражает истинной картины здоровья педагогов, поскольку не учитывается важнейший момент, на который еще в советское время обращали внимание социологи, работающие в медицине: насколько часто при незначительных проявлениях нарушения здоровья (недомоганиях) служащий берет больничный лист и не выходит на работу.

У учителей основным мотивом стремления выйти на работу служит высокое чувство долга, ответственности, особенно у педагогов Старой закалки. Оставить школьников без своих уроков равносильно для большинства из них нарушению этических принципов своей профессии. Тем более что и заменить их в школе часто бывает некем. В качестве вариантов ответа на вопрос о побудительных мотивах выхода на работу в болезненном состоянии респонденты чаще всего отмечали беспокойство за своих воспитанников, чувство долга, привычку регулярно ходить на работу, тревогу за состояние дел в школе, нежелание погружаться в болезнь.

  Наряду с охраной труда педагогов, надо учитывать, что у нездорового учителя снижена работоспособность, другие стороны его профессиональной деятельности.  

  Один из главных врагов здоровья учителя — стресс. Распространенное понятие школьного стресса относится не только к учащимся, но и к учителям. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Педагог — сложная по стрессогенной шкале профессия. Одним из факторов ее трудности является то, что нельзя предугадать сценарий рабочего дня учителя, что само по себе — стресс.

Работа учителя характеризуется постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением, дистрессами. Поэтому для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья и обеспечения долголетия учителю необходимо специально и грамотно заботиться как о своем физическом здоровье, так и психическом состоянии. 

 Защитные механизмы психики личности субъективны: это и переутомление, и нежелание работать или что-либо вообще делать, и стереотипное отношение к проблемам, и повышенная осторожность в общении. Восстановление такого здоровья — не просто лечение, это управление механизмами, способствующими формированию позитивного отношения к самому себе, к открытому взаимодействию с миром, к изменениям, принятию ответственности.

Здоровый  учитель характеризуется высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, психической уравновешенностью, необходимой работоспособностью, социальным оптимизмом.

Здоровье  учителя  — важнейшая составляющая успешности профессиональной деятельности. В свою очередь, она требует внимания и заботы самого обладателя.

 У педагогов есть немало приемов и способов укрепления и сохранения здоровья (каждый имеет свой восстанавливающий арсенал).  

 В основе рекомендаций, предложенных педагогом А.А.Дубровским для сохранения собственного здоровья   лежит общепсихологический подход к успешности профессиональной деятельности. Используя их вы поможете себе :

  • не впадайте в гнев;
  • умейте отвлечься от забот на время;
  •  не предъявляйте чрезмерные требования к окружающим;
  •  иногда нужно и уступить;
  •  нельзя быть во всем совершенным;
  •  больше движений;
  •  улыбайтесь;
  •  ваше здоровье — пример для здоровья детей;
  •  будьте терпеливы, требовательны, но и снисходительны;
  •  будьте всегда в хорошем настроении, с чувством юмора;
  •  не жалуйтесь родителям: дисциплина и успеваемость класса — дело вашей профессиональной чести.

Существенным дополнением к этим рекомендациям, несомненно, являются и международные заповеди здорового образа жизни:

  • не объедайтесь (не более 1500 калорий в сутки);
  •  структура питания должна соответствовать возрасту;
  •  найдите подходящую для себя работу;
  •  любовь и нежность — лучшее средство против старения;
  • имейте свою точку зрения;
  •  заряжайтесь физической энергией;
  • спите в прохладной комнате
  •  время от времени балуйте себя;
  •  не подавляйте в себе гнев;
  •  тренируйте головной мозг.  


Предварительный просмотр:

1

13

 +

25

 +

37

 +

 -

49

 +

 -

61

 +

 -

73

 +

 -

2

 +

 -

14

 +

 -

26

 +

 -

38

 +

 -

50

 +

 -

62

 +

 -

74

 +

 -

3

 +

 -

15

 +

 -

27

 +

 -

39

 +

 -

51

 +

 -

63

 +

 -

75

 +

 -

4

 +

 -

16

 +

 -

28

 +

 -

40

 +

 -

52

 +

 -

64

 +

 -

76

 +

 -

5

 +

 -

17

 +

 -

29

 +

 -

41

 +

 -

53

 +

 -

65

 +

 -

77

 +

 -

6

 +

 -

18

 +

 -

30

 +

 -

42

 +

 -

54

 +

 -

66

 +

 -

78

 +

 -

7

 +

 -

19

 +

 -

31

 +

 -

43

 +

 -

55

 +

 -

67

 +

 -

79

 +

 -

8

 +

 -

20

 +

 -

32

 +

 -

44

 +

 -

56

 +

 -

68

 +

 -

80

 +

 -

9

 +

 -

21

 +

 -

33

 +

 -

45

 +

 -

57

 +

 -

69

 +

 -

81

 +

 -

10

 +

 -

22

 +

 -

34

 +

 -

46

 +

 -

58

 +

 -

70

 +

 -

82

 +

 -

11

 +

 -

23

 +

 -

35

 +

 -

47

 +

 -

59

 +

 -

71

 +

 -

83

 +

 -

12

 +

 -

24

 +

 -

36

 +

 -

48

 +

 -

60

 +

 -

72

 +

 -

84

 +

 -

Бланк ответов

1

13

 +

25

 +

37

 +

 -

49

 +

 -

61

 +

 -

73

 +

 -

2

 +

 -

14

 +

 -

26

 +

 -

38

 +

 -

50

 +

 -

62

 +

 -

74

 +

 -

3

 +

 -

15

 +

 -

27

 +

 -

39

 +

 -

51

 +

 -

63

 +

 -

75

 +

 -

4

 +

 -

16

 +

 -

28

 +

 -

40

 +

 -

52

 +

 -

64

 +

 -

76

 +

 -

5

 +

 -

17

 +

 -

29

 +

 -

41

 +

 -

53

 +

 -

65

 +

 -

77

 +

 -

6

 +

 -

18

 +

 -

30

 +

 -

42

 +

 -

54

 +

 -

66

 +

 -

78

 +

 -

7

 +

 -

19

 +

 -

31

 +

 -

43

 +

 -

55

 +

 -

67

 +

 -

79

 +

 -

8

 +

 -

20

 +

 -

32

 +

 -

44

 +

 -

56

 +

 -

68

 +

 -

80

 +

 -

9

 +

 -

21

 +

 -

33

 +

 -

45

 +

 -

57

 +

 -

69

 +

 -

81

 +

 -

10

 +

 -

22

 +

 -

34

 +

 -

46

 +

 -

58

 +

 -

70

 +

 -

82

 +

 -

11

 +

 -

23

 +

 -

35

 +

 -

47

 +

 -

59

 +

 -

71

 +

 -

83

 +

 -

12

 +

 -

24

 +

 -

36

 +

 -

48

 +

 -

60

 +

 -

72

 +

 -

84

 +

 -

Бланк ответов

1

13

 +

25

 +

37

 +

 -

49

 +

 -

61

 +

 -

73

 +

 -

2

 +

 -

14

 +

 -

26

 +

 -

38

 +

 -

50

 +

 -

62

 +

 -

74

 +

 -

3

 +

 -

15

 +

 -

27

 +

 -

39

 +

 -

51

 +

 -

63

 +

 -

75

 +

 -

4

 +

 -

16

 +

 -

28

 +

 -

40

 +

 -

52

 +

 -

64

 +

 -

76

 +

 -

5

 +

 -

17

 +

 -

29

 +

 -

41

 +

 -

53

 +

 -

65

 +

 -

77

 +

 -

6

 +

 -

18

 +

 -

30

 +

 -

42

 +

 -

54

 +

 -

66

 +

 -

78

 +

 -

7

 +

 -

19

 +

 -

31

 +

 -

43

 +

 -

55

 +

 -

67

 +

 -

79

 +

 -

8

 +

 -

20

 +

 -

32

 +

 -

44

 +

 -

56

 +

 -

68

 +

 -

80

 +

 -

9

 +

 -

21

 +

 -

33

 +

 -

45

 +

 -

57

 +

 -

69

 +

 -

81

 +

 -

10

 +

 -

22

 +

 -

34

 +

 -

46

 +

 -

58

 +

 -

70

 +

 -

82

 +

 -

11

 +

 -

23

 +

 -

35

 +

 -

47

 +

 -

59

 +

 -

71

 +

 -

83

 +

 -

12

 +

 -

24

 +

 -

36

 +

 -

48

 +

 -

60

 +

 -

72

 +

 -

84

 +

 -

Бланк ответов



Предварительный просмотр:

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко)

Шкалы: напряжение - переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога; резистенция - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей; истощение - эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения

Назначение теста

Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности – пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи Психодиагностическое пособие)

Здоровые семейные отношения - это залог успешной полоролевой идентификации ребёнка. Начинаясь с рожд...

Тест

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.

47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними-делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка и интерпретация результатов теста

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

• определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

• подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

• находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» – сумма показателей всех 12 симптомов.

Напряжение

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),

3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

Резистенция

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

Истощение

1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(2!),+23(3),+35(3),+47(5),+59(5),+72(2),+83(10)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

• 9 и менее баллов – не сложившийся симптом,

• 10-15 баллов – складывающийся симптом,

• 16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные – реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

• 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

• 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

• 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;

• объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

• какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Источники

Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.394-399



Предварительный просмотр:

Методика "Особенности стиля педагогического общения"

Особенности стиля педагогического общения можно уточнить с помощью опросника. Если вы реагируете похожим образом, поставьте в бланке рядом с номером высказывания плюс.

1. Во время урока я не всматриваюсь в лица учеников.

2. Во время объяснения учебного материала мне удобнее находиться за учительским столом или на кафедре.

3. Идя на урок, я всегда немного волнуюсь.

4. По ходу урока я часто использую примеры, только что пришедшие в голову.

5. Для меня логика изложения учебного материалы важнее эмоциональности.

6. Ученик обязан подчиняться учителю.

7. Непредвиденная реакция учащихся (шум, гул, оживление и т. п.) выводит меня из равновесия.

8. Я стараюсь вовлекать учащихся в обсуждение темы урока.

9. Я часто использую методические приемы, которые успешно применялись ранее.

10. Мне удобнее вести урок по конспекту, а не импровизировать.

11. У меня есть привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их реакциями.

12. Я предпочитаю, чтобы учащиеся задавали вопросы по ходу объяснения учебного материала.

13. Когда я веду урок, я увлекаюсь настолько, что не обращаю внимание на помехи.

14. Во время урока я часто задаю риторические вопросы.

15. Скептические ухмылки учащихся выбивают меня из колеи.

16. Во время урока я замечаю изменения в настроении учащихся и стараюсь это учитывать.

17. Меня трудно сбить с намеченного плана урока

18. Если я чувствую, что внимание учащихся слабеет, то повышаю голос или делаю паузу.

19. Уроки отнимают у меня много сил.

20. Мне нравится, когда учащиеся высказывают свое мнение во время объяснения темы урока.

21. Иногда я увлекаюсь монологом настолько, что не укладываюсь в урок.

22. Я предпочитаю, чтобы все вопросы задавались после урока, а не по ходу объяснения материалы.

23. Успех моего урока во многом зависит от моих взаимоотношений с учениками.

24. Во время объяснения я выхожу из-за стола или кафедры.

Обработка и интерпретация результатов теста. Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите их в пустой клетке.

5-6 баллов - ярко выраженный тип

3-4 - умеренно выраженный тип

1-2 - слабо выраженный тип

0 - тип не выражен

1        5        9        13        17        21        Г

2        6        10        14        18        22        М

3        7        11        15        19        23        В

4        8        12        16        20        24        П

Глухарь (Г)

Педагог "вещает" без учета реакции аудитории. Особенности этого стиля преподавания - монологичность, стереотипность, отсутствие эмоционального контакта с классом, игнорирование психологического состояния учащихся и конкретной ситуации урока, низкая степень рефлексии. Следствие - слабое усвоение учебного материала даже при безупречной логике изложения и соблюдении всех дидактических принципов, формальное взаимодействие, утрата интереса к учителю и его предмету.

Ментор (М)

Педагог считает себя главным действующим лицом, а учеников - благодарными (или неблагодарными) слушателями. Он apriori убежден в их неполноценности и своей правоте. Особенности поведения ментора - нравоучительность, доминирование, отсутствие интереса к мнению и личности ученика. Следствие - подавление творческой инициативы учеников, снижение учебной мотивации, конфликтные ситуации на уроке с учениками, не принимающие подобный стиль общения.

Впечатлительный (В)

Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается учениками. Особенности поведения - острая, иногда болезненная реакция на мнение учеников, повышенная эмоциональная чувствительность, центрация на межличностных отношениях, а не на обучении. Следствие - зависимость от учащихся, которые могут манипулировать учителем, неустойчивое психоэмоциональное состояние, снижение авторитета среди коллег и учеников.

Партнер (П)

Педагог находится в диалоге с учениками, улавливает изменения в психологическом состоянии учеников и гибко реагирует на них. Особенности партнерского поведения - способность устанавливать теплые, неформальные контакты с аудиторией с сохранением ролевой дистанции, доброжелательный интерес и внимание к учащимся, поддержка их инициативы. Следствие - повышение учебной мотивации, интерес к личности учителя и его предмету, условия для полноценного личностного развития учащихся.

Методика "Я и моя работа". Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

1. Мне интересна моя работа

а) да; б) отчасти; в) нет.

2. Меня считают успешным профессионалом

а) да; б) не уверен; в) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4. Дома я часто рассказываю о своей работе

а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям

а) да; б) отчасти; в) не совсем.

6. Мне нравится мое рабочее место

а) да; б) не совсем; в) нет.

7. Я получаю удовольствие от работы

а) да; б) временами; в) нет.

8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9. У меня редко бывают разногласия с коллегами

а) да; б) иногда; в) нет.

10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

         №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка), возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой

19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего

13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой

Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.



Предварительный просмотр:

Оценка профессиональной направленности личности учителя

Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один становится другом и советчиком молодежи, другой, способствует развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то помогает слабым учащимся устранить причины их недостатков. Нельзя сказать, что какая-то из этих сфер деятельности лучше другой - все они необходимы.

В предлагаемом опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов.

Инструкция: в данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов. Прочитав утверждение и выберите один из вариантов ответа:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

Мой идеал рабочей обстановки - тихая комната с рабочим столом.

Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

Я всегда внимательно слежу за тем как я одет.

Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

Большинство моих друзей - люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии.

Я подолгу анализирую свое поведение.

Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

Я всегда охотно признаю свои ошибки.

Худшее наказание для меня - быть закрытым в одиночестве.

Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

Наука - это то, что больше всего интересует меня в жизни.

Окружающие считают мою семью интеллигентной.

Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, а не рассказывать ученикам что-нибудь по предмету.

Основная задача учителя - передать ученику знания по предмету.

Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

Моя любезность часто не нравится другим людям.

Были случаи, когда я завидовал удаче других.

Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету.

Я проявляю активное участие к судьбе других.

Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Обработка результатов

Для обработки результатов опроса необходимо ответы испытуемого сравнить с ключом. Каждый ответ оценивается по двух балльной шкале:

ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается суммированием оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3-7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Ключ

Общительность - 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а

Организованность - 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а

Направленность на предмет - 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а

Интеллигентность - 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а

Мотивация одобрения - 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным - если количество баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности.

Структуру личности типа "Организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

Для "Предметника" характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа "предметник-организатор", сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от "предметника" будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от "чистого Организатора", основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.

Структуру личности типа "Коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами.

Тип "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что встречается промежуточный тип, условно "интеллигент-оптимист", обладающий выраженными качествами обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например, "предметник-коммуникатор", "предметник-просветитель". В то же время вероятность появления "интеллигента-организатора" очень мала, хотя теоретически сочетание и этих типов возможно.

Из указанных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий.

Так, учитель-"коммуникатор" отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика.

Для учителя-"предметника", рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Учитель-"организатор", нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Учитель-"интеллигент", или "просветитель", отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой — изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях. У представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях:

1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга.

Эти инвариантные особенности обусловлены спецификой пространства, в котором существует личность учителя-профессионала - здесь произошло сближение субъекта деятельности со средствами этой деятельности. Кроме того, педагогическая деятельность имеет свой, особенный объект воздействия, который, в отличие от большинства объектов деятельности в других профессиях, обладает существенной активностью. Учитель, используя свою личность как инструмент влияния на объект, прибегает к более простым и эффективным приемам, в совокупности известным как авторитарный стиль руководства. В результате в его личности появляются такие черты, как назидательность, завышенная самооценка, излишняя самоуверенность, догматичность взглядов, отсутствие гибкости и проч.

2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Как было показано выше, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент(просветитель) и предметник. Особенности каждого из них могут со временем проявиться в структуре личности, которая претерпевает изменения, аналогичные происходящим при акцентуациях. Так, для учителя-"коммуникатора" характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному ("сюсюканье"), стремление затронуть интимные темы и проч. Учитель-"организатор" может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как "жить правильно". Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-"организаторы" реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Учитель-"интеллигент" ("просветитель"), много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как "морализатором", видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, так и в силу склонности к самоанализу уйти в себя, в созерцание окружающего мира и размышления о его несовершенстве. Изменения личности учителя-"предметника" оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. Учителя этого типа пытаются внести элемент "научности" в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень - специфический.

3. Специфические, или предметные, деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык. Учителя - герои юмористических рассказов - чаще всего имеют именно этот вид деформации.

4. Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят со структурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для учителя качеств происходит развитие качеств, не имеющих, на первый взгляд, отношения к педагогической профессии. Подобный феномен может быть объяснен тем, что личностное развитие прежде всего обусловлено его личностной направленностью, а не только под влиянием тех действий, приемов, операций, которые выполняет учитель.

Предупреждение и преодоление возможных деформаций личности педагога является одной из важнейших задач школьного психолога, так как от этого во многом зависит и психологический климат педагогического коллектива и психическое здоровье детей.

Очевидно, что учителя в силу своих личностных особенностей в большей степени приспособлены для реализации одних профессиональных функций, в то время как другие функции оказываются им просто недоступны. Так, "интеллигент" без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской функций, а также функции самосовершенствования. "Предметник" лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; "организатор" - исполнительную, мобилизационную, организаторскую; "коммуникатор" - лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т.е. и "коммуникатор" может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у "организатора".



Предварительный просмотр:

Методика "Особенности стиля педагогического общения"

1. Во время урока я не всматриваюсь в лица учеников.

2. Во время объяснения учебного материала мне удобнее находиться за учительским столом или на кафедре.

3. Идя на урок, я всегда немного волнуюсь.

4. По ходу урока я часто использую примеры, только что пришедшие в голову.

5. Для меня логика изложения учебного материалы важнее эмоциональности.

6. Ученик обязан подчиняться учителю.

7. Непредвиденная реакция учащихся (шум, гул, оживление и т. п.) выводит меня из равновесия.

8. Я стараюсь вовлекать учащихся в обсуждение темы урока.

9. Я часто использую методические приемы, которые успешно применялись ранее.

10. Мне удобнее вести урок по конспекту, а не импровизировать.

11. У меня есть привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их реакциями.

12. Я предпочитаю, чтобы учащиеся задавали вопросы по ходу объяснения учебного материала.

13. Когда я веду урок, я увлекаюсь настолько, что не обращаю внимание на помехи.

14. Во время урока я часто задаю риторические вопросы.

15. Скептические ухмылки учащихся выбивают меня из колеи.

16. Во время урока я замечаю изменения в настроении учащихся и стараюсь это учитывать.

17. Меня трудно сбить с намеченного плана урока

18. Если я чувствую, что внимание учащихся слабеет, то повышаю голос или делаю паузу.

19. Уроки отнимают у меня много сил.

20. Мне нравится, когда учащиеся высказывают свое мнение во время объяснения темы урока.

21. Иногда я увлекаюсь монологом настолько, что не укладываюсь в урок.

22. Я предпочитаю, чтобы все вопросы задавались после урока, а не по ходу объяснения материалы.

23. Успех моего урока во многом зависит от моих взаимоотношений с учениками.

24. Во время объяснения я выхожу из-за стола или кафедры.

Обработка и интерпретация результатов теста. 

Подсчитайте число плюсов в каждой строке и запишите их в пустой клетке.

5-6 баллов - ярко выраженный тип

3-4 - умеренно выраженный тип

1-2 - слабо выраженный тип

0 - тип не выражен

1        5        9        13        17        21        Г

2        6        10        14        18        22        М

3        7        11        15        19        23        В

4        8        12        16        20        24        П

Глухарь (Г)

Педагог "вещает" без учета реакции аудитории. Особенности этого стиля преподавания - монологичность, стереотипность, отсутствие эмоционального контакта с классом, игнорирование психологического состояния учащихся и конкретной ситуации урока, низкая степень рефлексии. Следствие - слабое усвоение учебного материала даже при безупречной логике изложения и соблюдении всех дидактических принципов, формальное взаимодействие, утрата интереса к учителю и его предмету.

Ментор (М)

Педагог считает себя главным действующим лицом, а учеников - благодарными (или неблагодарными) слушателями. Он apriori убежден в их неполноценности и своей правоте. Особенности поведения ментора - нравоучительность, доминирование, отсутствие интереса к мнению и личности ученика. Следствие - подавление творческой инициативы учеников, снижение учебной мотивации, конфликтные ситуации на уроке с учениками, не принимающие подобный стиль общения.

Впечатлительный (В)

Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается учениками. Особенности поведения - острая, иногда болезненная реакция на мнение учеников, повышенная эмоциональная чувствительность, центрация на межличностных отношениях, а не на обучении. Следствие - зависимость от учащихся, которые могут манипулировать учителем, неустойчивое психоэмоциональное состояние, снижение авторитета среди коллег и учеников.

Партнер (П)

Педагог находится в диалоге с учениками, улавливает изменения в психологическом состоянии учеников и гибко реагирует на них. Особенности партнерского поведения - способность устанавливать теплые, неформальные контакты с аудиторией с сохранением ролевой дистанции, доброжелательный интерес и внимание к учащимся, поддержка их инициативы. Следствие - повышение учебной мотивации, интерес к личности учителя и его предмету, условия для полноценного личностного развития учащихся.

Методика "Я и моя работа".

Прочитайте утверждения и выберите один из трех вариантов, отметив его в бланке.

1. Мне интересна моя работа

а) да; б) отчасти; в) нет.

2. Меня считают успешным профессионалом

а) да; б) не уверен; в) нет.

3. У меня сложились хорошие отношения с коллегами

а) да; б) не со всеми; в) нет.

4. Дома я часто рассказываю о своей работе

а) да; б) иногда; в) нет.

5. Я занимаю должность, которая соответствует моим способностям

а) да; б) отчасти; в) не совсем.

6. Мне нравится мое рабочее место

а) да; б) не совсем; в) нет.

7. Я получаю удовольствие от работы

а) да; б) временами; в) нет.

8. Я чувствую, как растут мои профессиональные знания и навыки

а) да; б) не уверен; в) нет.

9. У меня редко бывают разногласия с коллегами

а) да; б) иногда; в) нет.

10. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе

а) да; б) временами; в) нет.

11. Мою работу не каждый способен выполнить так же хорошо, как я

а) да; б) не уверен; в) нет.

12. Меня вполне устраивает организация труда в нашем коллективе

а) да; б) не совсем; в) нет.

13. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет, главный.

14. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают

а) крайне редко; б) периодически; в) часто.

15. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи

а) да; б) иногда; в) нет.

         №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

Обработка результатов. Важнейшими компонентами удовлетворенности трудом являются интерес к работе (ИР) (первая строка), возможность профессионального роста (ПР) (вторая строка) и хорошие условия работы (УР) (третья строка). Вариант а) оценивается в 2 балла, вариант б) - в 1 балл, вариант в) - 0 баллов.

Запишите в трех последних клетках суммы баллов по каждой строке, затем сложите их.

25-30 баллов - высокий уровень удовлетворенности своей работой

19-24 баллов - уровень удовлетворенности своей работой выше среднего

13-18 баллов - средний уровень удовлетворенности работой

Менее 13 баллов - низкий уровень удовлетворенности работой.

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    

        №   а  б  в   №   а  б  в   №   а  б  в         №  а  б в   №   а  б  в         Сумма

ИР        1                 4                   7                  10               13                                    

ПР        2                 5                  8                  11               14                                    

УР        3                 6                  9                  12                 15                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...