Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции
презентация к уроку по психологии (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoregulyatsiya.rar | 2.05 МБ |
Подписи к слайдам:
В здоровом организме существует равновесие между возбуждением и сдерживанием; человек ощущает себя свободным в выражении своих чувств и импульсов, но он настолько владеет собой, что может выражать их достойным и уместным способом. А. Лоуэн.
Цель:Осознание эмоционального состояния и ознакомление с приемами саморегуляции.Задачи:Дать возможность осознать ученикам собственное эмоциональное состояние.Ознакомить с понятием « стресс» и способами его устранения. Ознакомить с приемами саморегуляции .
Разум позволяет человечеству решить многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям.
Чувства
Наряду со способностью человека чувствовать, природа наделила его эти способности выражать.“Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью”. Но переживание своего отношения к чему-либо — это эмоция.
Мимика
Дети, независимо от их культурной и национальной принадлежности, различают смех на лице другого человека еще до 3 лет, боль – только в 5 -6 лет, гнев – в с 7 лет, страх и ужас – с 9 -10, удивление – в 11 лет. Презрение начинают различать к 14 годам.
Положительные эмоции:
Отрицательные эмоции:
удовлетворение, радость,восторг, ликование, гордость, восхищение,самодовольство,уверенность,удовлетворенность собой,уважение, доверие, симпатия,нежность, любовь,благодарность,облегчение,безопасность, и др.
- горе (скорбь),неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность,смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести,отвращение и т.д.
В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.
Настроение
— это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний.Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:безучастная, резкая или грубая интонация;хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;в речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);ваш юмор становится (еще) более черным;вас всё раздражает; вы швыряете вещи.
Страсть
- сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека» Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.
Аффект
- эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).
Упражнение: «Продолжи мысль».
«Я бываю злым, когда…».«Я не могу стерпеть…»«Мне бывает очень тревожно…»
Тревога
Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями. Под его воздействием увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, дыхание становится более глубоким. Это состояние называют стрессовым. Широко известный стресс ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса – эустресс – конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс – деструктивнй, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.
Дыхание - единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью оказывает произвольное влияние, задавая тем самым режим функционирования различных физиологических систем. Поэтому тренировка дыхания считается одним из эффективных способов регуляции эмоциональных состояний.В зависимости от типа используемых дыхательных упражнений их воздействие может быть достаточно продолжительным и иметь как общеуспокоительный, так и активизирующий характер. Известно, что дыхание с более продолжительным вдохом ведёт к активизации организма, а дыхание с более продолжительным выдохом, наоборот, вызывает успокоение. Использование дыхательных упражнений в комплексе с другими приёмами повышает их эффективность. Особенно благоприятно их сочетание с техниками нервно-мышечной релаксации.
Дыхательная гимнастика
«Антистрессин»Цель: расслабленное состояние.Необходимое время: 15 мин.Процедура:Примите удобное положение. Глубоко вздохнув, задержите ненадолго дыхание. Выдохните. Снова глубоко вдохните и задержите дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «хааааааа». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я» при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз.
Психически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расковано… Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получить удовольствие в большом и малом – и от аромата цветка, и от красоты математической формулы… Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это не редко дает силы найти выход. Эта личность необычайно активная – никогда не ждет, пока кто-то начнет работу, стремиться взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не бояться идти на риск – не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач – умеют достойно переживать их, не сломаться.И самое главное… такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств, и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди глубже и полнее способны любить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости
В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...
Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование
Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование...
Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов
В разработке рассмотрены способы саморегуляции эмоционального состояния педагога. Предложен тренинг "Снижение профессиональных деформаций у педагогов"....
Лекция "Как подготовиться к сессии. Приемы саморегуляции"
Цель: информирование об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помощь учащимся в преодолении экзаменационного стресса....
Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся
Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...
Саморегуляция эмоциональных состояний как компонент профессиональной культуры педагога
Успех педагогической деятельности зависит не только от профессио-нальной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и эмоционального состояния педагога, умения владеть...
Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...