Способы саморегуляции эмоционального состояния педагогов
методическая разработка по психологии на тему
В разработке рассмотрены способы саморегуляции эмоционального состояния педагога. Предложен тренинг "Снижение профессиональных деформаций у педагогов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_samoregulyatsii_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.
Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание человека переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления — выражение лица, слезы или смех и т. д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Поэтому, видимо, одинаково правомерны утверждения: «Мы смеемся, потому что нам весело» и «Нам весело, потому что мы смеемся».
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции — расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более эффективным он оказывается. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?», «Как выглядит мое лицо»), и мимические мышцы начинают расслабляться. Однако необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов.
Будущему педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц. Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или группы мимических мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их состоит в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением. Во время упражнений внимание должно быть активно направлено на чередование фаз напряжения и расслабления. Добиться этого можно с помощью словесных самоприказов, самовнушения. В результате многократных повторений этих упражнений в сознании постепенно возникает образ своего лица в виде маски, максимально свободного от мышечного напряжения. После такой тренировки можно легко по мысленному приказу в нужный; момент расслабить все мышцы лица.
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. К сожалению, это распространяется и на учителя, у которого дыхание должно быть более совершенным, чем у кого-либо другого. Не умение правильно дышать способствует быстрому утомлению. Студент должен знать, что плохо поставленный голос, недостаточно отработанные дикция и темп речи плюс поверхностное, неритмичное дыхание — причины ряда профессиональных недугов учителя, а вместе с ними и падения его эмоционального тонуса.
Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, значит, произвольно упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние. Научившись влиять на свое дыхание, можно приобрести еще один способ эмоциональной саморегуляции.
Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. Разные типы ритмичного
дыхания включают задержки дыхания разной продолжительности и варьирование вдоха и выдоха.
На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это свойство используется в виде так называемого «вечернего» — успокаивающего или «утреннего» — мобилизующего дыхания. Успокаивающий тип дыхания характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха. В дальнейшем удлиняются уже вдохи, пока не сравняются с выдохами. Затем все фазы дыхательного цикла вновь укорачиваются.
Мобилизующее дыхание — это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха.
Дыхательную гимнастику успешно можно применять в учебном процессе. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например, в начале контрольной работы, коллоквиума, зачета, экзамена, перед публичным выступлением, на студенческой конференции. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять «предстартовое» волнение и помочь расслабиться перед сном. Оно является простым, но эффективным средством против бессонницы.
Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания. В учебном процессе этот тип дыхания дает возможность снять сонливость и вялость у студентов, занимающихся в первую смену, и «оттянуть» развитие утомления к концу учебного дня. Особенно полезна дыхательная гимнастика для стимуляции учебной деятельности студентов вечернего отделения, которые приходят на занятия после утомительного рабочего дня. Поэтому целесообразно «вооружить» дыхательной гимнастикой как верным и доступным средством управления эмоциональным состоянием не только студентов, но и преподавателей. Кроме успокаивающего и мобилизирующего существует четыре основных типа дыхания, которые важны при обучении произвольной регуляции дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное и полное.
Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.
Грудное дыхание более глубокое в том смысле, что вдыхается большее количество воздуха. Оно начинается с сокращения межреберных мышц, которые расширяют грудную клетку в направлении вверх и вширь. При грудном типе дыхания наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Грудное дыхание встречается наиболее часто.
Диафрагмальное (брюшное) дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. Этот вид дыхания характерен для мужчин. При таком дыхании наполняются воздухом нижние отделы легких: диафрагма опускается, а живот раздувается. Движение диафрагмы является основной причиной глубокого вдоха. Во время вдоха мышцы расслабляются, купол диафрагмы становится плоским, и нижние отделы легких, всасывая воздух, растягиваются. В зависимости от вдоха или выдоха внутрибрюшное давление меняется, и, таким образом, правильное диафрагмальное дыхание оказывает на органы брюшной полости массирующее действие.
И, наконец, полное (глубокое) дыхание включает три описанных вида дыхания, объединяя их в одно целое. Оно начинается с брюшного (нижнего) и заканчивается ключичным (верхним) дыханием. В процессе такого комбинированного дыхания ни один участок легких не остается не заполненным воздухом. Глубокое дыхание используется для того, чтобы быстрее расслабиться и успокоиться в неожиданной или сложной ситуации.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции.
Одним из таких способов является сознательная концентрация внимания. Концентрация — это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности. Можно сосредоточиться на своих зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях, на эмоциях и настроениях, чувствах и переживаниях, на потоке своих мыслей, на образах, которые возникают в сознании.
В основе концентрации лежит управление вниманием. Навык сосредоточения базируется:
- на умении фокусировать свое внимание на определенном
объекте; - на развитии произвольного внимания, возникающего под влиянием сознательно поставленной цели и требующего волевого сосредоточения;
- на достаточно широком объеме внимания — он позволяет одновременно сосредоточиться на разных внутренних процессах; на ощущениях в теле, на зрительных и слуховых образах, на умственных операциях и т. д.;
- на умении переключать внимание с внешних объектов на внутренний мир личности, с одного ощущения, чувства, мысли на другие;
- на умении задерживать внимание на одном объекте.
Эффективной эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация — это создание внутренних образов в сознании человека, т. е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также, их комбинаций. Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память, воссоздать те ощущения, которые он испытал когда-то. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие.
Тренинг
«Снижение профессиональных деформаций у педагогов»
Цель: развитие способностей саморегуляции, освоение способов саморегуляции.
Задачи:
- Обучить различным способам саморегуляции
- Развивать навыки формирования произвольного контроля.
Контингент – от 18 до 50 лет.
Сроки реализации: одно занятие в течение недели.
Длительность – 45 минут.
Количество участников – до 12 человек.
Условия проведения – просторное помещение.
Оборудование: стулья, карандаши, ручки, фломастер, ватман и маркер.
Ход занятия
Организационная часть.
Добрый день!
- Упражнение на знакомство «Назови свое имя»
Задача: познакомиться друг с другом.
Инструкция:
- Предлагается представиться
- Добавьте, слово которое начинается на то же букву, что и ваше имя. Например: Вероника – верная
Рефлексия:
- Понравилась ли Вам упражнение? Каковы Ваши ощущения?
2. Упражнение на разогрев: «Здравствуйте!»
Цель: снятие эмоциональной напряженности
- Необходимо встать в круг
- Рассчитатся на «березу» и «лилию»
- «Лилии» образуют внутренний круг, и стоят на месте.
- «Березы» внешний круг, и ходят по кругу.
Слово «здравствуйте» на разных языках звучит по разному, но смысл слова на всех языках означает «желаю здоровья», «здорово живете».
- необходимо поздороваться как японцы
- поздороваться как английские джентльмены (снимают шляпу)
- поздороваться как бразильцы
Рефлексия:
1. Вот мы с вами поздоровались.
2. Каковы ваши ощущения?
3. Что вы чувствуете?
Выступление
Большинство из нас настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых.
- Рассмотрим сначала естественные способы регуляции, организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно?
Участники перечисляют:
А) длительный сон
Б) вкусная еда
В) общение с природой и животными
Г) баня
Д) массаж
Е) движение
Ж) танцы, смех
Размышление о приятном, расслабление мышц.
- попробуйте задать себе вопрос:
- что помогает вам поднять настроение, переключиться
- что я могу использовать из выше перечисленного
К сожалению, подобные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникает напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени.
Основная часть
Проблемная ситуация: « Вспомни что-нибудь неприятное»
Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно ( в течение 1 минуты) со всеми подробностями и не открывая глаза, застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания с помощью «внутреннего взгляда посмотреть» на то в каком состоянии находятся мышцы тела.(начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние.
Обсуждение ощущений:
- какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
- какие ощущения были в мышцах?
- где больше всего чувствовалось напряжение?
- приятным было такое состояние?
Беседа:
- Какой вред наносит постоянное напряжение?
- Меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры темы речи, суетливость, изменяется дыхание, пульс, цвет лица, могут появится слезы.
Первым шагом к успеху является психологическая установка на успех. «Хранить в своей памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству» - пишет Х. Линдеман, изестный специалист по аутогенной тренировке.
Итог
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции – расслабление.
В гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица, возникает это автоматически, рефлекторно. Однако стоит запустить вопросы «самоконтроля», «не сжаты ли зубы», «как выглядит мое лицо» и мимические мышцы начинают расслабляться; Хорошо помогают упражнения на дыхание: « самомассаж», « пропевание звуков».
Упражнение: « Вспомни неприятную ситуацию и расслабься»
Задачи: контроль мышечного напряжения.
Инструкция:
- Необходимо погрузиться в воспоминания той же ситуации, но при этом постараться контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения - расслабиться.
Рефлексия:
- Что чувствуете?
- Какие ощущения возникли после расслабления?
Телесно ориентированное упражнение «Погода»
Задачи: выработать положительное качество для расслабления.
Инструкция:
- Участники разбиваются по парам.
Одни отворачиваются к партнеру спиной, первый – «бумага», второй «художник». Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер;
- затем усиливающий ветер
- затем дождь
- сильный ливень, переходящий в град
- снова ветер, переходящий в теплое солнышко, согревающее всю землю
- в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.
По окончании упражнения, участники меняются местами.
Рефлексия.
- что вы чувствуете?
Итог. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которое появились в процессе игры.
Упражнение: пропевание звуков
Задачи: научить себя расслабиться с помощью правильного дыхания.
Инструкция:
1.сядем по удобнее, спина расслаблена, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем глубоких медленных вдохов и при выдохе поем звук: а, о, у, х.
Древневосточная медицина гласит, что пропевание звуков гармонирует внутренние органы. Звук А – хорошо снимает нервные стрессы, Звук О – оживляет деятельность поджелудочной железы. Звук У – гармонирует выделительную систему. Звук Х – стимулирует выброс негативной энергии.
Рефлексия.
-Каковы ощущения? Что Вы чувствуете?
Релаксация.
Звучит спокойная музыка. Представили солнечный летний день.
Инструкция.
Сядем поудобнее. Спина расслаблена, можно закрыть глаза.
Текст для релаксации
Я отдыхаю
Я расслаблен
Все тело отдыхает
Не чувствую никакой усталости
Я отдыхаю
Дышу свободно и легко
Дышу ровно и спокойно
Сердце успокаивается
Оно бьется ровно и ритмично
Расслаблены ручки руки
Плечи расслаблены и опущены
Чувствую тяжесть рук
Приятное тепло чувствую в руках
Расслаблены чувства ноги
Они неподвижные и тяжелые
Приятное тепло чувствую в ногах
Все тело расслаблено
Расслаблены мышцы спины
Расслаблены мышцы живота
Расслаблены мышцы лица
Лоб разглажен
Веки опущены и мягко сомкнуты
Все лицо спокойное и расслабленное
Я отдохнул
Чувствую себя свежим
Дышу глубже и чаще
Чувствую бодрость и свежесть во всем теле
Потягиваюсь
Открываю глаза
Тело напряжено как пружина
Хочется встать и действовать
Я полон сил и бодрости.
Рефлексия:
- что вы чувствуете?
- что понравилось?
- что изменилось в эмоциональном состоянии?
-какие ощущения в теле?
- какое настроение?
Упражнение: Комплимент.
Задача: передать переживаемые позитивные эмоции и способствовать создание хорошей атмосферы.
Инструкция.
Участники по кругу говорят соседу комплименты. Собеседник должен показать свою радость и принять их. Важное условие: комплименты должны быть искренними. По цепочке пока на замкнется круг.
Ход упражнения.
Рефлексия.
- понравились ли Вам комплименты?
-Как Вы чувствовали при получении комплиментов?
Домашнее задание: Совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании.
Литература:
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии, и психологические общения, М., 1987
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости- М., 2002
- Картушина Е.П., Романенко Т.В.-Волгоград, 2009
- 4. Нуриманова Ф.К., Сурганова Д.К. Психологическая компитентность педагога в условиях внедрения ФГОС нового поколения. ИРО РБ, Уфа, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическое и эмоциональное состояние педагога - важный фактор в образовании.
Эта статья поможет педагогам избежатьстрессовых ситуаций, научиться контролировать собственные эмоции и поведение....
Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"
Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...
Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование
Формирование у учащихся саморегуляции эмоциональных состояний через использование...
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния»
Цель: снятие эмоционального напряжения у педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием, способы улучшения настроения....
Семинар-тренинг для педагогов Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.
Данный материал можно использовать для проведения тренингов с педагогами....
Формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний обучающихся
Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуа...
Саморегуляция эмоциональных состояний как компонент профессиональной культуры педагога
Успех педагогической деятельности зависит не только от профессио-нальной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и эмоционального состояния педагога, умения владеть...