Психологическая помощь при профориентационном выборе старшеклассников
статья (психология) по теме
Профориентация – это комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, которое соответствует индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_pomoshch_pri_proforientatsionnom_vybore_starsheklassnikov.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая помощь при профориентационном выборе старшеклассников»
Своё выступление мне хочется начать с определения Евгения Александровича Климова ЧТО ЖЕ ТАКОЕ профориентация?
Профориентация – это комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, которое соответствует индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.
Цель психологической помощи при профориентационном выборе старшеклассников:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Психологическая помощь ребенку, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах техниками психологического консультирования. Помощь на стадии осуществления выбора и принятия решения предполагается на когнитивном уровне с помощью выработки необходимых навыков.
Решение каждой отдельной задачи психологической помощи ребенку на стадии профессионального определения предполагает применение отдельных специфических, соответствующих задаче способов и приемов (а если проблеме проф.определения сопутствуют еще и нерешенные личностные проблемы...).
Проблемы психологического сопровождения | Психотехнологии профконсультирования |
1.Определение реальной проблемы профессионального самоопределения | Беседа, интервью, сочинение, психобиография |
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта | Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п. |
3.Комплексное изучение индивидуально психологических особенностей личности | Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов, склонностей. |
4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии | Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения |
5.Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора. Неадекватная самооценка | Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др. |
6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения | Метод критических событий, психобиография, тестирование и др. |
7. Коррекция профессионального выбора | Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев, профессиографирование и др. |
Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школыявляются:
1) психологическая диагностика с целью:
- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.
В основе диагностического комплекта:
- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),
- школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;
- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,
- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;
- личностный опросник Айзенка.
2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Структура развивающей профконсультации:
- констатация стадии профессионального плана учащегося;
- проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,
- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;
- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
- завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.
Критерии и показатели готовности учащихся
к профессиональному самоопределению
Критерии | Показатели | Методики изучения |
1) Когнитивный | 1. знания о профессиях 2. знания о своих профессиональных качествах 3. знания о возможных путях профессионального самоопределения | Опросник временной перспективы; Опросник своих знаний о профессиях |
2) Мотивационно-ценностный | 1.наличие адекватной 2.мотивы выбора 3.творческое отношение к | Методика Л. А Верещагина "Профессиональная мотивация", Опросник Дж.Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы Профессиональных интересов", тест Торренса, карта интересов Голомштока, тест ДДО Климова |
3) Деятельностно-практический | 1. способность к реализации своих целей 2. ориентация на самоопределение 3. способность к рефлексии | Различные опросники достижений, экспертные оценки, опросники рефлексии. |
целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.
Каждый год проводится диагностика профессионального самоопределения учащихся:
Получены следующие результаты по классам:
Классы | 2011 – 2012 уч.год | 2012 – 2013 уч.год |
9 | 60 % | 65% |
10 | 63% | 69% |
11 | 55% | 73% |
Педагог-психолог МОУ "Веселолопанская СОШ": Тесленко С.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
Цель курса: Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...
Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением
Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чт...
Профориентационная карта старшеклассника
Сведения в профориентационной карте выпускника коррекционной школы могут помочь ему в получении профессионального образования, а работодателю лучше узнать потенциального работника....
Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»
Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...
Роснефть-классы как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников
Программа «Роснефть-классы» как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников в МБОУ СОШ № 8» предполагает разработку, апробацию и внедрение ...
Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"
Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...