Психологическая помощь при профориентационном выборе старшеклассников
статья (психология) по теме

Тесленко Светлана Борисовна

Профориентация – это комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, которое соответствует индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психологическая помощь при профориентационном выборе старшеклассников»

Своё выступление мне хочется начать с определения Евгения Александровича Климова ЧТО ЖЕ ТАКОЕ профориентация?

Профориентация – это комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых — формирование у личности профессионального самоопределения, которое соответствует индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах.                                                      

Цель психологической помощи при профориентационном выборе старшеклассников:

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Психологическая помощь ребенку, испытывающему трудности профессионального самоопределения, осуществляется по преимуществу двумя способами: путем индивидуальной работы и через работу в группах техниками психологического консультирования. Помощь на стадии осуществления выбора и принятия   решения предполагается на когнитивном уровне с помощью выработки необходимых навыков.

Решение каждой отдельной задачи психологической помощи ребенку на стадии профессионального определения предполагает применение отдельных специфических, соответствующих задаче способов и приемов (а если проблеме проф.определения сопутствуют еще и нерешенные личностные проблемы...).

Проблемы  психологического сопровождения

Психотехнологии профконсультирования

1.Определение реальной проблемы  профессионального самоопределения

Беседа, интервью, сочинение, психобиография

2. Социально-экономические и бытовые  условия жизнедеятельности оптанта

Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п.

3.Комплексное изучение индивидуально  психологических особенностей личности

Диагностика ценностных ориентации, установок, самооценки, интересов, склонностей.

4. Компетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии

Диагностические  и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения

5.Рассогласование идеального и  реального образа профессии, мотивации  профессионального выбора. Неадекватная  самооценка

Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия и др.

6. Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения

Метод критических  событий, психобиография, тестирование и др.

7. Коррекция профессионального выбора

Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев, профессиографирование и др.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школыявляются:

1) психологическая диагностика с целью:

- использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

- учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

- использования результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному трупу в будущем.

В основе диагностического комплекта:

- комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

- школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естественно-научных, физико-математических;

- «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опросник ДДО Е А Климова - помогают выявить сферу познавательных и профессиональных интересов учеников,

- опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности;

- личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

- констатация стадии профессионального плана учащегося;

- проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;

- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,

- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;

- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

- завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

Критерии и показатели готовности учащихся

к профессиональному самоопределению

       Критерии

Показатели

Методики изучения

1) Когнитивный

1. знания о профессиях

2. знания о своих профессиональных качествах

3. знания о возможных путях профессионального самоопределения

Опросник временной перспективы;

Опросник своих знаний о профессиях

2) Мотивационно-ценностный

1.наличие адекватной
самооценки

2.мотивы выбора
профессии

3.творческое отношение к
деятельности

Методика Л. А Верещагина "Профессиональная мотивация",

Опросник Дж.Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы Профессиональных интересов",

тест Торренса,

карта интересов Голомштока, тест ДДО Климова

3) Деятельностно-практический

1. способность к реализации своих целей

2. ориентация на самоопределение

3. способность к рефлексии

Различные опросники достижений, экспертные оценки, опросники рефлексии.

 целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм организации психолого-педагогического сопровождения могут способствовать решению проблем учащихся в профессиональном самоопределении.

Каждый год проводится диагностика профессионального самоопределения учащихся:

Получены следующие результаты по классам:

Классы

2011 – 2012 уч.год

2012 – 2013 уч.год 

9

60 %

65%

10

63%

69%

11

55%

73%

Педагог-психолог МОУ "Веселолопанская СОШ": Тесленко С.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторска программа элективного курса по профориентационной поддержке старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

Цель курса:  Исследование и диагностика профессиональных предпочтений учащихся с целью определения профиля обучения в 10 классе.Задачи курса:Определение выраженности интересов учащихс...

Профориентационное консультирование как форма социально-психологической помощи учащимся с девиантным поведением

Психологическое профориентационное консультирование помогает не только в выборе профессии благополучным детям, но и способствует социальтно-психологической адаптации учащихся с девиантным поведением....

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Вхождение в социум является очень важным шагом для выпускников нашей школы, чтобы выйдя за пределы школы, ребенок был более самостоятельным, автономным, умел делать выбор и нести ответственность. И чт...

Профориентационная карта старшеклассника

Сведения в профориентационной карте выпускника коррекционной школы могут помочь ему в  получении профессионального образования, а   работодателю лучше узнать потенциального работника....

Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»

Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...

Роснефть-классы как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников

Программа «Роснефть-классы» как эффективная модель социализации и профориентационного самоопределения старшеклассников в МБОУ СОШ № 8» предполагает разработку, апробацию и внедрение ...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...