Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"
материал по психологии
Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_pomoshch_seme.docx | 19.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая помощь и поддержка семей,
воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью
Начало 21 века отмечено в России повышенным интересом специалистов к проблемам современной семьи. Внимание к проблеме семьи обусловлено, во многом, значительными трудностями, которые испытывает этот институт. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Таким образом, государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало решительный шаг в сторону гуманизации общества. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребенка с отклонениями в развитии здоровья и появляются новые возможности решения их проблем.
В соответствии с Российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный Федеральным Государственным образовательным стандартом (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных учреждениях специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Реализация требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) потребовала обновления содержания образовательной работы нашего учреждения. В связи с этим особую важность приобретает проблема организации психологической работы в учреждении, в котором обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью.
Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями учащихся, которая поможет им понять свои воспитательные успехи и неудачи и возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком. В нашей школе важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка имеет два аспекта деятельности: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью психологической поддержки является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, формирование педагогической компетентности родителей и создание системы психолого-педагогических условий, способствующих урегулированию детско-родительских отношений.
Одним из связующих звеньев данной системы сопровождения являются родители.
При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка, однако главная роль в этом процессе принадлежит педагогу-психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.\
Свою работу я осуществляю по следующим направлениям: диагностическое, консультативное, просветительское, профилактическое и коррекционно-развивающее.
Диагностическое направление включает в себя проведение диагностики обучающихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимися членов своей семьи, психологического климата в семье, выявлению типа воспитания для прогноза влияния моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей.
Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным видам деятельности педагога-психолога, определяя содержательную основу их реализации. В психолого-педагогическом заключении по результатам диагностики отражаются следующие моменты: характер взаимоотношений между членами семьи, особенности внутрисемейного климата и модели воспитания ребенка, причины, дестабилизирующие адекватное психофизическим возможностям развитие ребенка. Кроме того, заключение включает рекомендации педагога - психолога по преодолению имеющихся в семье проблем для ребенка и для родителей отдельно. Диагностическое направление осуществляется мною и в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Результаты обследования заносятся в индивидуальную карту развития обучающихся и на основе этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-развивающей работы. После проведенных диагностических мероприятий педагог-психолог знакомит родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах
Для проведения диагностики я использую следующие методики: определение родительских отношений А.Я.Варги, В.В. Столина, диагностика особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям Р.В.Овчаровой, рисуночный тест «Рисунок семьи». Для выявление вопросов, связанным с осуществлением воспитания и обучения детей с умственной отсталостью регулярно проводится анкетирование родителей.
Помощь семьям, имеющих детей с ОВЗ оказывается и на консультативном уровне. Психологическое консультирование включает в себя проведение групповых и индивидуальных консультаций. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам диагностического обследования имели низкий уровень сформированности универсальных
Консультативное и просветительское направление нацелено на создание необходимого информационного и мотивационного поля психолого–педагогической поддержки, активного включения родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целенаправленный коррекционно–педагогический процесс.
Вспомогательным звеном системы психологической поддержки нашего учреждения является функционирование темной сенсорной комнаты, где используется методика нервно-мышечной релаксации как эффективного средства саморегуляции эмоционального состояния. В нашей школе в рамках внедрения ФГОС образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы получили возможность приобретения светового песочного стола. Большой популярностью среди детей пользуется методика работы с песком (пескотерапия). Несмотря на заметные трудности, которые мы испытываем в психологической деятельности с семьей, в большинстве случаев мы отмечаем заметное изменение отношений родителей к ситуации, в которой оказалась семья в связи с рождением такого ребенка. Постоянное взаимодействие со специалистами школы, в том числе педагога-психолога, общение с семьями других детей повышает уверенность родителей в своих силах и способствуют снятию их тревожности, снижают уровень стресса у родителей, способствуют формированию новых смыслов во внутрисемейных отношениях.
Как показывает опыт, семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи.
С помощью совместных усилий педагогов, специалистов школы и родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно, достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества. Я, как педагог-психолог нахожусь в постоянном творческом поиске, и каждый год корректирую направления и планирую свою деятельность с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с умственной отсталостью как часть адаптированной программы
Программа направлена на коррекцию и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – ...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ
Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи родителям, воспитывающим детей нарушениями в развитии. Метафоричность н...
Система поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воробьева Элла Юрьевна
Система поддержки семьи – это совокупность социальных мероприятий, целью которых является оказание помощи семье в решении проблем, связанных с рождением особого ребенка, проблем, с которым...
«Способы и направления поддержки детской инициативы дошкольников с умственной отсталостью».
При организации работы по поддержке детской инициативы программа придерживается следующих принципов:Принцип деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности...
Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании
В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....
«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».
Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ТМНР
Появление в семье ребенка с хроническим заболеванием или инвалидностью – это серьезное испытание. Жизнь семьи меняется раз и навсегда. Окружающий мир вдруг становится кошмаром, а ребенок, его ро...