Одаренность-формирование разносторонней, деятельностной личности
методическая разработка по психологии по теме
Данная статья- это возможность еще раз посмотреть на многие проблемы, которые связаны с работой и формированием одаренных детей. Одаренные дети такие же, как и другие, только на каком-то этапе они были замечены, правильно поняты и оценены взрослыми. Важно научить ребенка вниманию и желанию учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaren_reb_sasha.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность-формирование разносторонней,
деятельностной личности.
Кожухова Александра Александровна,
педагог-психолог, МБОУ СОШ№99,
г.Ростов-на-Дону, Ростовской области.
Данная статья- это возможность еще раз посмотреть на многие проблемы, которые связаны с работой и формированием одаренных детей. Одаренные дети такие же, как и другие, только на каком-то этапе они были замечены, правильно поняты и оценены взрослыми. Важно научить ребенка вниманию и желанию учиться.
Одаренность-формирование разносторонней, деятельностной личности.
Проблема выявления, обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», является развитие системы поддержки талантливых детей. «Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения».
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:
1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них, а также одноклассников, которые не могут принять их.
2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Они, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.
4. Их волнуют вопросы философского характера.
5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями, или своими нестандартными умозаключениями.
В работе необходимо учитывать все эти особенности.
В условиях стандартизации образования, ориентации на «среднего» ученика, одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующей системы является выявления одаренных детей. И так как, не существует точной диагностики одаренности ребенка, свою работу я начинаю со всем классом. Методика выявления одаренных детей проходит в три этапа:
I этап - протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить таких детей. Отслеживаю их интерес, быстроту реакции и мышления, а иногда и слегка заторможенность, т.к. он пропускает полученную информацию через себя. Затем, в форме дискуссии или живой беседы, учитываю самостоятельность решений в выборе суждений и подвожу итог, что данное решение было предложено ребенком.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу показать себя, раскрыть свои таланты. Проявление на дополнительных занятиях увлеченности.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили академические способности и заинтересованность, а также проявили нестандартность в выборе решений.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются различного рода игры, исследовательская и проектная деятельность.
В рамках поддержки одаренных детей необходимо, чтобы ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметные олимпиады, конкурсы – способы определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Нельзя написать стереотип одаренного ребенка и слепо под эти рамки загонять тех, кто как-то себя проявил. Надо сказать, что одаренные дети, очень разные : живые, нахальные, тихони, неловкие, очаровательные, стеснительные, отталкивающие. Они разные внешне: маленькие, хрупкие, крупные и т.д. Но всех их объединяет интерес к предмету, деятельности, познанию. Есть еще одна особенность- память.
Одаренные дети с большим увлечением занимаются умственной деятельностью и много запоминают, получая удовольствие. Они стремятся к познанию, получению новых знаний. При этом, важно поддержать ребенка и направить его интерес в нужное русло, потому что на этом этапе ребенок читает без всякого « разбора», а потом очень важно поговорить о прочитанном и высказать свои мысли, свое отношение к сюжету, героям и т.д. Казалось, ничего нового в этом нет, но мы – взрослые, сегодня забываем элементарное, что ребенка нужно научить критически относиться к информации. Книги, журналы, Интернет могут не только оказать позитивное развитие, но и негативное, поэтому подсказка взрослого необходима, а еще и вера в авторитет взрослого.
Любая деятельность связана с эмоциями: одобрение, похвала, вызывают радость и уверенность в себе. Такие дети в дальнейшем успешно себя реализуют везде.
Педагогам трудно оценить одаренного ребенка. Консервативность мышления зачастую мешает примириться с нестандартными решениями и оценить результат. Уметь увидеть выдающиеся способности, уважать их, считаться с ними для многих учителей и родителей бывает сложно.
Если взять список самых выдающихся людей, то не все они поражали в детстве своими необыкновенными способностями, учились плохо – А.Эйнштейн, Ч.Дарвин, А Пушкин, А.Чехов. Но все они были творческими, одаренными людьми, стремились к познанию, проявляли интерес. Творчество не может быть без хорошего развития интеллекта и достаточного объема знаний, информации.
Человечеству нужны люди с различной одаренностью, без них невозможно сохранение и умножение человеческого опыта. Стабильность общества, в которой мы так все нуждаемся.
Список использованной литературы и источников.
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом.Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя. Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Практикум по детской психологии. Пособие для студентов педагогических институтов: под редакцией Урунтаевой Г.А.-М.; Просвещение, 1995.
4.Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность.- М.; Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ
РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ...
Педагогический совет РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ 2
Педагогический совет РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ (исправленное)...
Помощь родителям в формировании разносторонней личности ребёнка и духовно-нравственном воспитании
В настоящее время пришло понимание необходимости объединения усилий педагогов и родителей для поиска общих путей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Данная методическая разработка...
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ
Рассмотрена специфика развивающей образовательной среды учреждений профессионального образования. ...
Разностороннее воспитание личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов
доклад на педсовете...
Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"
Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"...