Разностороннее воспитание личности на основе индивидуального и дифференцированного подходов
материал по физкультуре по теме

доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Разностороннее воспитание личности на основе индивидуального и  дифференцированного подходов.

В современном интенсивно меняющемся мире, хотим мы этого или нет ,неуклонно проявляются две взаимно связанные тенденции - индивидуальность и дифференциация. Мечтой большинства педагогических коллективов и практический каждого учителя является наиболее полное раскрытие возможности и способности каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Попытаемся дать сущностную характеристику индивидуальности. Индивидуальный подход, будучи принципом педагогической деятельности, включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

         Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействии с учетом особенности и уровня воспитанности ребенка, а так же условий его жизнедеятельности. Осуществление индивидуального подхода требует, чтобы весь процесс воспитания строился дифференцированно, а, следовательно, целенаправленно, в зависимости от уровня физических умений, умственных способностей, индивидуальных, психических особенности ребенка, от характера влияния на него окружения.

               Индивидуальная работа это деятельность педагога – воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка, она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании предлагает реализацию педагогом воспитательных задач уровня сформированности ведущих качеств. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами учащихся. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, совет на реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

       Эффективность индивидуально- воспитательной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель - ученик-класс».
  • уважение самооценки личности ученика;
  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
  • постоянное усложнение и повышения требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;
  • создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.              

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.

На I этапе приступая к индивидуальной работе нужно изучить научно- методические основы личностно-ориентированого воспитания, устанавливать дружеские контакты с детьми, организовать совместную коллективную деятельность, проводить диагностирование личности каждого ребенка.

На II этапе воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: Учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показывает, что, изучая детей, воспитатели используют как традиционную методику, так и альтернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойство личности (способности, темперамент, характер) так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а так же эффективность воспитательного процесса.  Для успешного формирования личности школьника учитель изучает и учитывает в своей работе основные свойств типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И.П. Павлову, в следующих темпераментах; холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. (Но здесь я не буду останавливаться на характеристике этих типов поведения). В отношении холерика воспитатель-педагог должен обращать внимание на укрепление процессов торможения (так, как холерики вспыльчивые, повышенно раздражительные), должен обучать приемам самоконтроля. Для сангвиников педагог должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности. Особое внимание следует уделять детям меланхоликам, так как эти школьники не общительны, замкнуты, обидчивые. Однако в спокойной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. Для них нужно создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоции. Как видно из этого темперамент сказывается на характере, работоспособности, коммуникативности и поведении.  Однако нужно помнить, что изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным признакам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и таки подобным вещам. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и т. д. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а так же своей системы методов педагогического действия. Так, например, школьникам с высоким интеллектом требуется свобода действий в учебной и в не учебной работе. В школах разных типов создаются необходимые условия для развития одаренных детей; атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разносторонняя познавательная и внеучебная деятельность.

          Особого внимания требует к себе «запущенные» дети, так называемые трудные подростки. Зная и учитывая специфику воспитания трудных подростков, опытные педагоги организуют перевоспитание.

          На I этапе индивидуальной работе с «трудными»- педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.

          На II этапе процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание и др.).

          На III этапе индивидуальной работы педагог проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качества школьника. Проектирование личности отдельного учащегося предполагает также знание педагогом уровня воспитанности коллектива класса, т. к. личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности.

Показателями воспитанности, является, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

          На IV этапе индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведение и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

          Заключительным , V этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.

            Таким образом, индивидуальной подход - важнейший принцип воспитания и обучения. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства. Индивидуальный и дифференцированный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения и претворять их в жизнь.    

 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя            общеобразовательная   школа села Рятамак МР Ермекеевский район РБ

   

                                      ДОКЛАД

ТЕМА:  
      Разностороннее воспитание личности на основе индивидуального и  дифференцированного подходов.

Учитель физической культуры:  Муллаянов И.Н.

   

                                         2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ

РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ...

Педагогический совет РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ 2

Педагогический совет РАЗНОСТОРОННЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДОВ (исправленное)...

Обучение физике на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

ull;Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.•С точки зрения И.П. Подласо...