РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ
статья по теме
Рассмотрена специфика развивающей образовательной среды учреждений профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_obrazovatelnoy_sredy.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.
DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF THE FORMATION OF MULTIFA CETED PERSONALITY SPESIALIST.
Лагуткина Ольга Александровна
Lagutkina Olga Aleksandrovna
Аннотация
Рассмотрена специфика развивающей образовательной среды учреждений профессионального образования.
Ключевые слова:
Тенденции, образовательная среда, профессиональное образование, личность, формирование, специалист.
Аnnotation
The specificity of developing the educational environment of vocational education institutions.
Keywords:
Trends in educational environment, professional education, identity, forming specialist.
Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды, как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетентности и конкурентоспособности студента.
Тема образовательной среды и образовательного пространства сегодня продолжает разрабатываться, обсуждаться и исследоваться, что подтверждается многочисленными публикациями в периодических изданиях психолого-педагогической тематики. Особый интерес представляет рассмотрение образовательной среды как условие формирования разносторонней личности специалиста.
В профессиональной образовательной организации одним из направлений подготовки успешного специалиста, отвечающего современным требованиям рынка труда, является создание условий для развития его профессионально и социально-значимых компетенций, которые в своей совокупности представляют профессиональную образовательную среду.
Профессиональные образовательные организации имеют свою специфику, контингент, особенности образовательного процесса, окружающую социальную среду, что обуславливает задачу выявления имеющихся в образовательной организации ресурсов для решения поставленных общих задач и выявления проблем управления, позволяющих организации быть эффективной в новых условиях.
Программа развития определяет общую стратегию образовательной организации, основные направления деятельности по ее реализации, определяет пути повышения качества образования в соответствии с индивидуальными возможностями и запросами ребенка, а также с задачами, обозначенными в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» в 2013-2020 г., ФЗ 273 Закон об образовании, требованиями ФГОС.
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Развивающая образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя.
Основная особенность развивающей образовательной среды учреждения профессионального образования – это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности учреждения профобразования в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах, выступающая эффективным средством формирования необходимого спектра общих и профессиональных компетенций обучающегося.
Образовательная среда, по мнению ученых-педагогов является одним из основных факторов развития человека, которое является сложной совокупностью внутренних изменений ее психологической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воли) и форм ее самореализации (знаний, умений, навыков). Происходит развитие в разностороннем взаимодействии всех факторов, одним из которых является внешняя развивающая среда.
Развивающая образовательная среда представляет собой совокупность условий, организуемых администрацией образовательных учреждений, педагогическим коллективом при непосредственном участии учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности участников образовательного процесса.
Ведущую роль в создании эффективной развивающей образовательной среды имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ:
- усиливает познавательный интерес учащихся;
- способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.
При организации развивающей образовательной среды нужно ориентироваться на формирование творческого, самостоятельного мышления через проблемные, исследовательские, творческие задания, которые должны :
• сформировать высокий уровень развития приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, обобщения, классификации;
• создать условия для формирования высокого уровня активности, раскованности мышления, которые должны проявляться в выдвижении большого числа гипотез, установке множественности вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей;
• достичь высокого уровня организованности и целенаправленности мышления, которые должны проявляться в четкой ориентированности на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явлений, осознании собственных приемов мышления и контроля над ним.
Особую роль в организации развивающей образовательной среды играют разнообразные формы внеурочной работы, направленные на подготовку конкурентоспособных специалистов. Среди них можно выделить такие: предметные кружки, научные общества, индивидуальная исследовательская деятельность, конкурсы, олимпиады, индивидуальные проекты.
Итак, организация развивающей образовательной среды характеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задач педагогической деятельности, а именно: проектирование образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиление самостоятельного творческого поиска учеников, развитие умений и навыков исследовательской деятельности, использование, как традиционных, так и инновационных видов, форм, методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенности; формирование у обучающихся ключевых компетентностей; применение методов и технологий обучения, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, которые стимулируют самостоятельную работу обучающихся, помогают самоорганизации и становлению ценностных ориентаций.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что развивающая образовательная среда расширяет возможности индивидуализации, обеспечивает повышение качества образования и создаёт условия для сохранения образовательной инициативы обучающихся. Развивающая предметно-насыщенная образовательная среда будет способствовать формированию предметных и универсальных компетенций, становлению индивидуального образовательного интереса обучающихся, формированию здоровой и разносторонней личности.
Список литературы
1. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1. – С. 6–7.
2. Мондонен О.Ю. Образовательная среда педагогического колледжа как фактор профессионального самоопределения студентов: Дис. …к.п.н. (13.00.01). – СПб., 2006. – 330 с.
3. Новиков П.Н. Среднее профессиональное образование и занятость: проблемы взаимодействия и партнерства // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: Сб. – М.: ИПР СПО, 2002. – С. 93-96.
4. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков.– М. : Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.
5. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 193 с.
6. Улановская И.М. Что такое образовательная среда и как ее выявить? /И.М. Улановская, Н.И. Поливанова, И.В.Ермакова // Вопросы психологии. – 1998.– № 6. – С. 18-24.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М., 1997. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельностная образовательная среда – необходимое условие формирования креативного потенциала школьника»
Выступление по тема практического семинара...
Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды
В тстатье представлена модель рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «Формирование системы ценностей, социального опыта, здорового образа жизни у школьников в условиях развивающейся образовательной среды». (2011-2016гг)
План инновационной деятельности МБОУ СОШ № 11...
Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы
Создание развивающей образовательной среды в условиях сельской школы...
Проектная работа слушателей курсов "Формирование развивающей образовательной среды по предмету "Химия" в условиях реализации ФГОС ОО"
В проекте представлен методический материал к уроку химии в 8 класса по теме «Химические уравнения», составленный с учетом требований ФГОС ОО.Методический материал к данному уроку в...
«Развивающая образовательная среда как средство формирования истоков нравственности»
Данный материал был представлен на республиканской НПК "Кирилло-Мефодиевские чтения" -2018г. В статье представлен личный опыт по созданию развивающей среды формирующей основы нравствен...
Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".
Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...