Психологический аспект этического воспитания.
учебно-методический материал (психология) по теме

Зубкова Наталья Федоровна

Психологический аспект этического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_psikhologicheskii_aspekt_etiki.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический аспект этического воспитания.

На протяжении восьми лет одним из приоритетных направлений работы МОУ « Данковская СОШ» Серпуховского района, Московской области является психологическое обеспечение учебно – воспитательного процесса. И поэтому не случайно темой нашего образовательного учреждения в рамках работы муниципальной экспериментальной площадки «Развитие ценностно - смысловой сферы личности в процессе воспитания» стала тема «Психологический аспект этического воспитания».

Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся составной частью психической деятельности человека, подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло.

Для того чтобы образно представить себе процесс формирования и функционирования личности, следует обратиться к  наглядной схеме предлагаемой Ю. Б. Гиппенрейтер. Индивид изображается в виде окружности. Социальная среда вокруг него сложно сконструирована, в частности в ней могут быть выделены иерархические слои различных «норм»: от правил внешнего поведения до духовных идеалов и ценностей. Нормы, предписываемые социальными ролями, находятся где-то посередине.

     Индивид начинает жить в этой среде и интериоризировать систему правил, норм и ценностей; начинается рост личности. Этот процесс интериоризации можно уподобить математической операции, которая называется инверсией плоскости в окружность. Согласно этой операции все внешние точки плоскости переходят во внутренние точки окружности. При этом соблюдается следующее правило: точки, находящиеся близко от контура окружности снаружи, переходят в точки, которые также близки к контуру изнутри; более удаленные точки плоскости оказываются ближе к центру окружности и, наконец, бесконечность инвертируется в самый центр окружности.

Процесс формирования личности напоминает такую инверсию.

  1. Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование.
  2. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.
  3. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры — идеалами и духовными ценностями — успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе. Усиленные поиски смысла жизни – это борьба самосознания за интеграцию личности, превращение ее в одновершинную структуру.

 «Инверсия» как метафора процесса развития личности.

С. Г. Якобсон, изучая различные аспекты этической жизни людей, приходит к выводу: «Индивидуально – психологическими образованиями, лежащими в основе морально-нравственной регуляции, являются:

  • образ себя как тождественного_положительному этическому эталону;
  • соотнесение некоторых своих поступков с отрицательным эталоном,
  • способность осознать противоречие между образом  себя в целом и своим конкретным поступком».

Подтверждение этому постулату было неожиданно найдено при проведении в декабре 2007 года самодиагностики по тесту «Моральная устойчивость». Обучающимся были предложены 10 высказываний, соответствующие положительному этическому эталону. Большинство обучающихся четко определи  положительный и отрицательный эталоны, и некоторые из них, выдав желаемое за действительно, оценили себя  как людей придерживающихся моральных норм в соответствии с внутренней потребностью, то есть людей с высоким уровнем развития нравственной сферы.

Не даром говорят «со стороны виднее», педагог видит различие между тем,  как ребенок воспринимает себя и как сам оценивает свои поступки. А вот ребенку это сделать трудно, его нужно этому обучать. И поэтому часто можно стать свидетелем такой ситуации: оценивая себя, ребенок говорит «Я добрый», на это высказывание можно услышать ответ педагога «Это ты – то добрый, а кто вчера…»  и далее идет перечисление его «грехов».

И поэтому, анализируя данные, полученные в ходе диагностики, с одной стороны, можно высоко оценить результаты работы по формированию  нравственной сферы  личности обучающихся, но с другой стороны, важно уделить особое  внимание формированию способности к соотнесению положительного образа себя в целом с конкретным поступком. То есть помогать детям через «розовые очки», а это:

  • базовое стремление быть хорошим, положительным,
  • через механизмы психологической защиты и
  • стремление соответствовать одобряемым обществом эталонам, развивать адекватную  самооценку и рефлексию  поступков детей.

В связи с этим необходимо сказать о важности профессиональных психолого – педагогических и личностных качеств педагога дошкольного и общеобразовательного учреждения, и  в особенности, преподавателя этики. Так С. Г. Якобсон делает вывод о том, что «источником становления морально-нравственной регуляции (начиная с 4—5 лет)  являются особые отношения со взрослым, который формирует у ребенка его образ как соответствующего положительному эталону и строит соотнесение некоторых действий с отрицательным эталоном». Несомненно, здесь велика роль родителей, закладывающих фундамент нравственности ребенка, значимых взрослых, педагога.

Этот педагог не только вооружает детей знаниями, умениями и навыками, наставляет, разъясняет, запрещает, требует. Он - понимает, признает и принимает личность ребенка, способен стать на позицию ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции, исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. И если для психолога это норма его общения, то педагога в ВУЗе вряд ли кто этому обучал, и поэтому, так важно психологу поделиться  психологическими знаниями, психологическими методами и технологиями организации совместной субъект – субъектной деятельности учителя и ученика. Такая работа осуществляется в нашей школе с 1998 г   года. И поэтому не случайно получены следующие результаты диагностики ценностных ориентаций учителей по методике М. Рокича

Список «А» - терминальные ценности (ценности – цели).

Список «Б» - инструментальные ценности (ценности – средства)

1 место

2 место

3 место


Терминальные ценности

– ценности - цели

Здоровье (45 %)

Активная деятельная жизнь(14 %)

Счастливая семейная жизнь (27 %)

Любовь (14 %)

Материально – обеспеченная жизнь (14 %)

Интересная работа

(27 %)

Инструментальные ценности

 – ценности - средства

Ответственность (36 %)

Воспитанность

(18 %)

Честность (18 %)

Терпимость

(14 %)

На первом месте в списке терминальных ценностей преподаватели нашей школы назвали следующие ценности: здоровье (45 %), на втором месте преобладают ценности: счастливая семейная жизнь (27 %), любовь и материальные ценности (14 %); на третьем – интересная работа (27 %).

На первом месте в списке инструментальных ценностей преподаватели нашей школы назвали - ответственность(36 %), на втором месте - воспитанность (18 %), честность (18 %); на третьем – терпимость (14 %).

Мы видим, что психодиагностическую методику «Ценностные ориентации», наряду со специально разработанными диагностиками нравственной воспитанности школьников можно использовать для изучения  конкретных параметров в нравственном развитии,  и наоборот. И в этом, на наш взгляд, одна из сторон соприкосновение психологии и этики. Так результаты, полученные при диагностике нравственной воспитанности, помогают психологу в индивидуальной консультационной и психокоррекционной работе с обучающимися.

В конце 2006/07 учебного года с целью отслеживания результативности работы в рамках эксперимента была проведена  диагностика нравственной воспитанности обучающихся 3 – 11 класса. Мы сравнили результаты, полученные в нашей школе, со средними показателями результатов по школам района.

Высокий уровень нравственной самооценки обучающихся нашей школы на 8 % выше чем в среднем по району; уровень ниже среднего одинаковый -5 %.

Результаты диагностики этики поведения не отличаются: положительная динамика –73; отрицательная динамика – 28 человека (27 %).

Высокий уровень отношения к жизненным ценностям в нашей школе выше на 8 %, это можно считать пока еще не большим, но все же результатом работы нашего учреждения  по формированию гуманистических основ ценностных ориентаций.

А. И. Шемшурина, говоря о роли диагностики в процессе нравственного развития, отмечает что «взаимодействие учителя с подростками на уроках этики требует включения психолого-педагогических механизмов, которые могут позволить педагогу эффективно и адекватно ситуации общения выстраиватъ логику урока, способствовать активному включению подростков в процесс», при этом  должны соблюдаться определенные требования.

Этика и психология могут взаимно использовать методы, формы и технологии, увеличивая эффективность  нравственно – этического воспитания подрастающего поколения. Среди психологических методов можно назвать:

  • психологическая информация – изучение важных для этого возраста психологических понятий способствует углубленному самосознанию;
  • ролевые методы, обеспечивают необходимое ролевое развитие их можно разделить на 2 подгруппы: ролевую гимнастику (ролевые действия и принятие ролевых образов), ролевые ситуации где обучающиеся сталкиваются с положениями противоположными для их реальной деятельности и становятся перед необходимостью изменить свои установки;
  • коммуникативные игры, которые  делятся на три группы: игры, направленные на формирование умения увидеть в другом человеке его достоинства и дать ему вербальное или невербальное поглаживание; игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; игры, обучающие умению сотрудничать;
  • игры, направленные на развитие воображения делятся на две группы: вербальные придумывают окончание к той или иной необычной ситуации, вместе сочиняют сказки, подбирают различные ассоциации к какому – либо слову; невербальные игры. предполагают изображение по-разному «как можно интереснее» того или иного живого существа или неживого предмета, то есть несколько пересекаются с ролевыми методами;
  • арт – терапевтические методы: задания с использованием терапевтических метафор - сказки, притчи, рисование на тему, креативное письмо, песочная терапия.
  • дискуссионные методы, позволяющие реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, следует отметить, что науки гуманитарного человековедческого цикла - этика и психология  развиваясь отдельно и самостоятельно, тем не менее, взаимно проникают друг в друга. Позволяют разрабатывать теоретические и практические вопросы нравственно – этического воспитания, находить эффективные формы, методы субъект – субъектного взаимодействия участников воспитательного процесса, и в конечном итоге,  совершенствоваться и развиваться ценностно – смысловую сферу личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость ...

Статья "Этическое воспитание, как необходимое условие формирования личности"

Содержит материалы по этическому воспитанию, об особенностях жизни детей в Детском доме, материалы из опыта работы....

Конспект занятия по этическому воспитанию в 7 классе на тему: "Час доброты"

Цель:  -  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека; Задачи: формировать нравств...