коррекционное занятие для учащихся 3 класса "Развитие зрительного восприятия"
план-конспект занятия по психологии на тему

 

КОУ Омской области «Шербакульская специальная (коррекционна) общеобразовательная школа – инетрнат VIII вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по психомоторике и сенсорных процессов

для учащихся 3 класса

коррекционной школы VIII вида

ТЕМА:   «Развитие зрительного восприятия

 

 

 

 

Подготовил: учитель начальных классов

                         Белик И.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:   «Развитие зрительного восприятия»

ЦЕЛЬ:           развитие и коррекция зрительного восприятия путем выполнения учащимися различных заданий;

ЗАДАЧИ:

             Коррекционно-развивающие:

-   развивать наблюдательность, точность восприятия, мелкую моторику пальцев навыки контроля и самоконтроля при помощи выполнения упражнений;

-  развивать творческое воображение при показе сказки;

- совершенствовать зрительные и моторные ощущения при выполнении практической работы

           Образовательные:

Закрепить знания о геометрических фигурах, форме, цвете, размере.

            Воспитательные:        

- воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

-  воспитывать дружеские взаимоотношения между учащимися

ОБОРУДОВАНИЕ:              геометрические фигуры, части геометрических фигур,

                                  карточки с названием месяцев, ароматическая лампа,

                                  иллюстрация «Ели зимой», опорная схема для составления

                                  рассказа, индивидуальные карточки с изображением недо-

                                  стающей елью, фото различного вида елок, шаблоны для

                                 аппликации, образцы для аппликации, сюжетные картинки.

 

 

 

ПЛАН УРОКА:

 

  1. Оргмомент.

Ритуальное приветствие.

Целевая установка.

Дидактическая игра

  1. Основная часть:

 Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме.

  • Ароматерапия и дыхательная гимнастика
  • Составление рассказа описания по картине
  • Задание на зрительное восприятие  «Дорисуй»       .
  • Гимнастика для глаз. 
  • Конструирование елочки
  • Аппликация ели с помощью геометрических фигур
  • Динамическая пауза.
  • Задание «Укрась ёлку»
  • Домашнее задание
  • Составление рассказа  по сюжетным  картинкам

.

3. Итог занятия

4. Рефлексия

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент начала занятия

Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.
Содержание этапа. «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Учитель кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.

- Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».

 Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре   и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.

 

мо

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске?


 

 

ме

снежин

 

 


Рис.1 Геометрические фигуры

– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют   углов?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют  прямые углы?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова. (Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.

– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (мороз, снежинки, метель).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому времени года относятся все эти предметы и явления? (Зима)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о зиме, вспомним геометрические фигуры, сравнивать их, определять размер, форму и цвет. На занятии надо быть внимательными, аккуратными  и  помогать друг другу.

2. Основная часть  занятия

 Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.

Цель: развитие  представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.

– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите зиму?
– После какого времени года наступает зима?
– Какие зимние месяцы вы знаете?

- Правильно ли они у меня записаны на доске? (на карточках – январь, декабрь, февраль). Исправьте мою ошибку.

- Какой ваш любимый месяц? Почему? (праздник Новый год)

- Какой предмет на этом празднике самый главный? (елка)

 Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

C. Составление рассказа описания по картине «Ели в лесу»

 

Рис 2 Ели в лесу

Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.

Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорной схемы составим рассказ по картине «Ель».

 

 

 

Холодное

 на ветках

 

спрятались

Могучие

 

 

 

   Холод не страшен

Рис 3.опорная схема для составление рассказа «Ели в лесу»

Стоит зима. Яркое холодное голубое небо. Снег лежит на ветках деревьев. От холода спрятались звери. Только могучие ели стоят прямо. Им холод не страшен

 

 Задание на зрительное восприятие  «Дорисуй»    

Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.

                    

Рис. 4 индивидуальная карточка «Дорисуй ёлочку»

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок 4. Что вы здесь видите?
– Что вы про них можете сказать? (разные по размеру)

– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.

 

Гимнастика для глаз. 

Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей  найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.

                          

Рис. 5 физминутка для глаз «Найди самую….»

Конструирование елочки с помощью геометрических фигур разного размера (по образцу)

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.

 

 

 

 

 

 


Рисунок 6
 

Рис. 6 Конструирование ёлочки

 

– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске?– Из каких геометрических фигур она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?
– Чем детали отличаются между собой?
– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?
(Обращаю ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убираю образец и прошу построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось).

 Аппликация ели с помощью геометрических фигур

Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

H. Динамическая пауза.

Инструкция: Дети под музыку  говорят четверостишия, заученные  наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.

Маленькая ёлочка
Росла без печали,
Буйны ветры ёлочку
Ласково качали.

Закружили ёлочку
Зимние метели,
Каждую иголочку
В серебро одели.

Примечание:  исходное положение – сидя на мяче,  напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:

1-я строчка: в стороны – вниз;
2-я строчка: в стороны;
3-я строчка: в стороны – вверх;
4-я строчка: вверх.

Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.

 Графическое задание «Укрась ёлку» (Рисунок 7)

– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?
– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?

Посмотрите есть ли у вас похожие украшения?

– Какие геометрические фигуры вы в них узнали?
– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?
– Где расположены маленькие шары?
– Какого они цвета?
– Где большие?
– Какого они цвета?

Задание: украсьте елку шарами по образцу

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 7 Аппликация «Елка с шарами»

 Анализ образца аппликации.                                    

– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.
– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).
– Кому мы можем подарить открытку?
– Когда люди дарят друг другу открытки?

Домашнее задание.

Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.

Составление рассказа  по сюжетным  картинкам

 

Рис. 8 Сюжетные картинки «Помоги пиццам»

Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. (Один ученик выставляет картинки на доске)

Проверка выполнения задания.
– Ребята, посмотрите внимательно, на получившийся рассказ.
– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней?
– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?

3. Итог занятия

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап I

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий I этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который м...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап II

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий II этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который ...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап III

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий III этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который...

Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения в старшей группе

Открытое индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с использованием современных педагогических технологий....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для учащихся второго класса с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользов...