«Волшебная страна чувств»
план-конспект по психологии по теме
Конспекты коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у школьников с нарушениями интеллекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_strana_chuvstv._konspekty.3-4_klass.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа №3 VIII вида»
«Волшебная страна чувств»
комплекс групповых занятий для учащихся 3-4 классов
автор:
Белоусова Л.С.
педагог-психолог
Омск
Конспекты коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у школьников с нарушениями интеллекта
Занятие №1. Рисование с секретом
Цель. Знакомство с педагогом, создание атмосферы принятия и понимания, установление положительного эмоционального контакта.
Задачи.
- Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – рисование с секретом.
- Развивать навык общения.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Удлинённый лист бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Любовь Сергеевна. Сегодня я буду вести занятие. | Дети садятся на свои места. |
-Ребята, давайте с вами познакомимся и поиграем в интересную игру «Снежный ком». Давайте встанем в круг. Первый называет своё имя, второй – имя первого и своё имя и т.д. Я буду последней, чтобы назвать все ваши имена. -Молодцы, ребята! Сегодня мы будем рисовать, но рисовать необычным способом. А для начала разомнём наши пальчики (Пальчиковая гимнастика «Капуста»). -У нас есть всего лишь один лист бумаги. Каждый из вас должен придумать животное, которое он хочет нарисовать. Первый из вас рисует задуманное и загибает лист бумаги, оставляя видимым только низ своего рисунка. Следующему необходимо дорисовать картинку. -Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Какое-то смешное и непонятное животное. А на кого оно похоже? Давайте придумаем ему название. А какое настроение у животного? Педагог нацеливает на положительную оценку нарисованного животного. | Дети встают в круг. Дети рисуют по заданию педагога. Дети отвечают на вопросы педагога, коллективно придумывают название получившегося животного. |
-Ребята, наше животное похоже на длинную змею или дракона. Давайте покажем, какой бывает длинный хвост у дракона. Игра «Дракон кусает свой хвост» (снятие напряженности, невротических состояний). -Молодцы! Сегодня мы с вами и рисовали, и играли. А что вам понравилось больше всего? Занятие закончено. | Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». Первый пытается поймать последнего, а тот уворачивается. |
Занятие №2 Кляксография
Цель. Создание позитивного настроения, внутренней свободы, и раскованности, способности к самовыражению.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – кляксография.
- Развивать умение видеть образ с помощью цветового пятна.
- Воспитывать интерес к занятию.
- Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски, ручки без стержня, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
-Ребята, сегодня у меня отличное настроение и я улыбаюсь вам и хочу, чтобы вы тоже улыбались. Упражнение «Подари улыбку». -Что вы чувствуете? Какое у вас настроение? -Сегодня мы будем с вами рисовать, но необычным способом. А для начала разомнём наши пальчики (Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»). Когда мы были маленькие, то умели рисовать только кляксы. Вам необходимо рисунком предать своё настроение и чувства. Для этого возьмите мокрой кистью краску и сделайте кляксу на бумаге, а затем ручкой «раздуйте» пятно. | Дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть в глаза. Дети капают на лист бумаги «цветную каплю» и «раздувают» её в определённый образ. |
-Ребята, что у вас получилось? Какое настроение у вас сейчас? -Что вам понравилось больше всего? -Молодцы! Занятие закончено. | Дети представляют свои работы. Рассказывают, что у них получилось, и какое настроение они испытывают. |
Занятие №3 Пальцевая живопись
Цель. Создание позитивного настроения, развитие доверительного отношения с окружающими.
Задачи.
- Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – пальцевая живопись.
- Развивать навык общения.
- Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагога.
- Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
-Ребята, что такое любовь? А кто нас любит больше всех? Давайте поиграем. Упражнение «Мы тебя любим». -Нас больше всего любят наши мамы и папы. Сегодня мы будем рисовать семью, но не кистью, а пальцами. А для начала разомнём наши пальчики (Пальчиковая гимнастика «Папа, мама, я»). | Ответы детей. Дети становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени 3 раза, затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!» Дети или взрослый делают отпечаток руки на листе, а на «пальчиках» рисуют членов своей семьи. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. Педагог задаёт наводящие вопросы о том, кого изобразили дети, почему таким цветом, какие по характеру члены семьи, какое настроение в данный момент у детей. - Молодцы! Занятие закончено. | Дети рассказывают о своей семье, кого они изобразили. |
Занятие №4 Ниткография
Цель. Формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – ниткография.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагога.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, нитки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, моя бабушка вязала носки, у неё остался клубок перепутанных ниток. Поможем ей его распутать? Упражнение «Связующая нить». -Мы распутали клубок, и у нас остались нитки. С их помощью мы будем рисовать. (Пальчиковая гимнастика «Жили у бабуси»). Обмакиваем нитки в краску, затем выпрямляем их и наносим с их помощью произвольный рисунок. Можно дорисовать образ с помощью кисти. | Дети сидят по кругу, передавая клубок ниток так, чтобы все, кто его уже держал, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они хотят пожелать друг другу. Дети выполняют рисунок. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Ребята, что у вас получилось? Какое настроение в рисунке? Почему выбрали эти цвета? - Молодцы! Занятие закончено. | Дети представляют свой рисунок и отвечают на вопросы |
Занятие №5 Точечный рисунок
Цель. Устранение вербальной агрессии, преодоление гнева в приемлемой форме.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – точечная техника.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать интерес к занятию.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, мяч.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, давайте поиграем. Упражнение «Обзывалки». -Ребята, передавая мяч, давайте называть друг друга разными необидными словами, которые означают овощи или фрукты. Каждое обращение должно начинаться со слов: «Ах, ты…». Помните, что это игра, и обижаться друг на друга не будем. -Сегодня мы будем рисовать овощи и фрукты с помощью ватных палочек. А для начала разомнём наши пальчики (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»). Рисовать мы должны точками, заполняя весь рисунок. | Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу. Дети при помощи палочек рисуют овощи и фрукты точечным способом. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. - Молодцы! Занятие закончено. | Дети демонстрируют свои рисунки, объясняя, почему именно тот или иной фрукт или овощ они нарисовали, выбор цвета. |
Занятие №6 Монотипия
Цель. Развитие эмоционального осознания своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, преодоление неуверенности.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – монотипия.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать умение работать в паре.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски или гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, что это? Верно. Мы с вами тоже превратимся в зеркало. Упражнение «Зеркало». -Сегодня мы будем рисовать то, что нам хочется, но необычным зеркальным способом. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три!». Называется он – монотипия. Для этого нужно сложить лист бумаги пополам и раскрыть его. На одной половине нарисовать задуманное и, пока краска не высохла, отпечатать его на другой половине. | -Зеркало. Дети становятся в две линии лицом друг к другу, разбиваясь на пары. Один в паре – водящий, другой - зеркало. Водящий смотрит в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу участники меняются ролями. Дети выполняют рисунки. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Какие забавные рисунки получились! А какое настроение передают ваши рисунки. - Молодцы! Занятие закончено. | Дети демонстрируют свои работы. |
Занятие №7 Диатипия
(на основе темы «Животные»)
Цель. Способствовать сплочению группы, учить детей понимать чувства других.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – диатипия.
2. Развивать умение работать в коллективе.
3. Воспитывать интерес к занятию.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски или гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, карандаши, картон с глянцевой поверхностью.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, недавно вы повторяли всё о животных. Сегодня мы будем рисовать животных, но сначала поиграем. Упражнение «Доброе животное». -Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь будем дышать вместе. На вдох – делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперёд, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьётся его сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад. Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе. -Мы будем рисовать добрых животных. Для этого на картоне сделаем цветную радугу. Пока краска не высохла, кладём лист бумаги и, не надавливая руками, рисуем карандашами животных. На обратной стороне листа появиться доброе цветное животное. | Дети выполняют действия по инструкции педагога. Дети выполняют рисунок. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Какое животное нарисовал? А какое у него настроение? - Молодцы! Занятие закончено. | Дети демонстрируют свои работы. |
Занятие №8 Рисование на мятой бумаге
Цель. Развитие бодрости и активности, снижение беспокойства и напряжения.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – рисование на мятой бумаге.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагога.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски или гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, я хочу с вами поиграть, но для этого нужно сделать бумажные мячики. Упражнение «Бумажные мячики». -По команде вы начинаете бросать мячики на сторону противника. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. -Теперь каждый возьмите по мячику и разверните его. Сегодня мы будем рисовать на мятой бумаге наше настроение. Как у вас настроение, такой рисунок вы и должны изобразить. | Дети комкают листы бумаги, делая мячики. Дети делятся на две команды. Дети стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на стороне их команды, на сторону противника. После команды стоп, дети перестают бросать мячи. Дети выполняют рисунки. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Что нарисовал? Какое настроение передаёт этот рисунок? - Молодцы! Занятие закончено. | Дети демонстрируют свои рисунки. |
Занятие №9 Рисование мыльными пузырями
Цель. Создание позитивного настроения, внутренней свободы и раскованности, способности проявлять позитивные чувства по отношению к окружающим.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – рисование мыльными пузырями.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать интерес к занятию.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Листы бумаги, акварельные краски или гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, тазики с водой и шампунем, соломинки.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Ребята, пред вами тазики с водой. Давайте вымоем руки и лицо, смоем плохое настроение. -Сегодня мы будем рисовать букет для любимых мыльными пузырями. Для этого нальём в тазик с водой краску, шампунь и соломинкой надуем пузырей. Затем сверху положим лист бумаги и немного подождём. Из получившихся пятен нарисуем букет для того, кого мы очень любим. | Дети выполняют задание по инструкции. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Для кого этот букет? Какое настроение вы испытываете? - Молодцы! Занятие закончено. |
Занятие №10 Акватушь
Цель. Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.
Задачи.
1. Научить детей использовать на практике одного из видов нетрадиционного рисования – акватушь.
2. Развивать навык общения.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.
4. Корригировать зрительное восприятие.
Оборудование. Лист бумаги, гуашь, кисти, тушь.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Дети садятся на свои места. |
2. Основная часть. -Сегодня мы будем вместе рисовать сказочный город, где живут добрые и радостные люди. -Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение: Стоит небольшой старинный дом – Дом над зелёным бугром. У входа висит колокольчик, Украшенный серебром. И если ты ласково, тихо В него позвонишь, То поверь, Что в доме проснётся старушка, Седая-седая старушка, И сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: «Входи, не стесняйся, дружок». На стол самовар поставит, В печи испечёт пирожок. И будет с тобою вместе Чаек распевать дотемна. И старую добрую сказку Расскажет тебе она. Но если, Но если, но если Ты в этот уютный дом Начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка, А выйдет Баба Яга, И не слыхать тебе сказки, И не видать тебе пирога. Далее ведётся беседа о том, что всё зависит от способа, характера действий. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути могут привести и к разным результатам. Беседа проводится и на тему моральных качеств человека. | Дети коллективно рисуют сказочный город и оставляют до полного высыхания. Дети высказывают своё мнение о стихотворении. После высыхания рисунка, дети наносят тонкий слой гуаши и оставляют сохнуть, затем смывают её под проточной водой. |
3. Заключительная часть. Подведение итогов. -Ребята, у нас получился красивый сказочный город. А какие люди будут жить в нём? - Молодцы! Занятие закончено. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)
Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...
Урок русского языка в 6 классе "Союз волшебных звуков, чувств и дум».
Цели:Образовательные: Формировать навык определения роли звукописи в поэтических текстах; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;Развиваю...
Диагностическое занятие "Страна чувств"
Занятие направлено на исследование психоэмоционального состояния,сплочения группы,накопление положительного эмоционального опыта,снятия психоэмоционального напряжения и тревожности....
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная страна чувств»
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья стала наиболее острой. В России 4,5 % детей имеют статус «ребенок с ОВЗ» (751 тыс.) или «...
Страна чувств и наше поведение
Классный час на тему: " Страна чувств и наше поведение"...
Наши чувства как волшебная страна
Цель: научить детей распознать основные чувства, показать, что чувства – это особая часть нас, поупражняться в умении осознавать собственные чувства и подыскать им названия....
Уроки самоанализа "Волшебная страна чувств"
тест на эмоциональное состояние...