Коррекционно-развивающее занятие по формированию УУД
методическая разработка (психология) по теме

Коротовских Антонина Борисовна

Стартовая психологическая диагностика направлена, прежде всего, на выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий, так как при поступлении ребенка в школу именно они выходят на первый план. Однако для успешного обучения недостаточно формировать лишь регулятивные универсальные учебные действия. Необходимо, чтобы у ребенка была сформирована позиция школьника (личностные УУД), ребенок должен уметь сотрудничать с другими детьми в поисках решения задачи и уметь принимать компромиссное решение (коммуникативные УУД), ну и, конечно, учение немыслимо без сформированности познавательных УУД. Поэтому коррекционно-развивающие занятия должны включать в себя задания на формирование различных видов универсальных учебных действий;  упражнения на развитие ведущих познавательных процессов (внимание, мышления, памяти), а так же упражнения на развитие мелкой моторики рук. Развитию мелкой моторики рук следует уделять особое внимание. Еще В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Занятия с педагогом-психологом проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Коррекционно-развивающая программа включает 20 занятий. Большое внимание на занятиях уделяется графическим диктантам. Графический диктант способствует не только развитию графического навыка, мелкой моторики рук, учит детей следовать инструкции взрослого, но и развивает мышление младшего школьника. Однако, выполнив несколько раз графический диктант в традиционной форме, у детей пропадает интерес к выполнению этого задания. Поэтому следует модифицировать задания, придумывать различные варианты проведения графических диктантов. Например, вместо узора, мы рисуем змейку, которой нужно перебраться на другой конец озера. Или нам нужно поймать воздушный шарик, который улетел в небо и для этого мы запускаем воздушного змея. Не секрет, что детям нравится выполнять задания с участием сказочных и мультипликационных героев. Поэтому они с большим интересом выполняют такие задания как: Винни Пух собрался к пчелке Майе за медом. Но ходить в гости с пустыми руками не принято. Винни Пух решил вышить салфетку с красивым узором. Помоги ему закончить салфетку и нарисуй лесенку, по которой он сможет попасть в гости. Немаловажную роль играют задания, в которых нужно нарисовать картинку по точкам, или соединить точки так, чтобы получилась фигура, как в образце. Начинать лучше с самых простых картинок и фигур, поскольку необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя успешным. Постепенно задания усложняются, но вместе с тем и развиваются определенные умения ребенка. Следует отметить, что дети работают в разном темпе. И даже среди тех, кто при проведении стартовой диагностики показал низкий уровень, есть те ребята, которые работают и справляются с заданиями быстрее, чем остальные. Это необходимо учитывать и подбирать для них индивидуальные задания внешне похожие на те, что выполняют остальные, но усложненные. В этом случае у психолога есть возможность поддержать слабого ребенка, помочь ему в выполнении задания. После проведения цикла коррекционно-развивающих занятий следует провести повторную диагностику и, исходя из ее результатов, совместно с учителем наметить дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников

«Путешествие в волшебный зоопарк»

Цель занятия: установление контакта с детьми, создание благоприятного психологического климата, побуждение желания взаимодействовать, формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); развитие ведущих познавательных процессов (внимания, мышления, памяти); развитие мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия.

Структура занятия:

  1. Вступительная часть: приветствие, сообщение темы и цели занятия.
  2. Основная часть: задания, направленные на формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); упражнения, направленные на  развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук.
  3. Заключительная часть.

Оборудование: доска, проектор, квадратный лист бумаги, ножницы, веревочка с цветными узелками, ключ, пластилин, доски для лепки, крупа (горох, рис, гречка), шаблоны бабочек, презентация.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Ход занятия:

  1. Вступительная часть: 

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одно замечательное место, где нас ждет много приключений. Вам интересно, что это за место? Тогда, отгадайте загадку: «Всех животных я собрал, а людей смотреть позвал» (как вариант можно представить ребус на доске или включить запись разных голосов животных). Какие вы молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный зоопарк.

  1. Основная часть:

Доберемся мы туда тоже необычным способом. Ребята, а какие необычные средства передвижения использовали сказочные герои? (Емеля передвигался на печи, Баба Яга – в ступе и на метле и др.) Ребята, а какое транспортное средство использовал Алладин, герой знаменитого мультфильма? Правильно, он летал на ковре-самолете. И мы тоже полетим на ковре - самолете. А какой формы бывают ковры-самолеты (смотрим на слайде)? Я предлагаю вам сделать ковер самолет необычной формы и отправиться в путешествие на нем.

Задание 1. «Ковер-самолет»

Цель: развитие мышления.

Квадратный листок (ковер-самолет) сложили вчетверо и отрезали от него часть. Как будет выглядеть листок в развернутом виде? (на слайде четыре варианта того, как будет выглядеть лист в развернутом виде)

Ребята высказывают свои предположения, затем психолог разворачивает лист и все вместе обсуждают, почему получилась именно такая форма «ковра-самолета».

Задание 2. Дорожка в зоопарк

Цель: развитие мелкой моторики, формирование регулятивных УУД (планирование учеником действий, исходя из цели задания), формирование коммуникативных УУД (сотрудничество между учениками в поиске решения задачи, навыки принятия учениками компромиссного решения).

Вот мы стоим у дверей зоопарка, только он закрыт на замок. Нам нужно снять ключ с веревки, чтобы открыть замок на двери зоопарка. На веревке завязаны узелки разного цвета. Каждый из вас может развязать узелок только одного цвета. Причем сначала нужно развязать узелок красного цвета, потом зеленого, синего, оранжевого, черного, коричневого, желтого.

Ребятам нужно договориться, как это лучше сделать и определить порядок, в котором они будут развязывать узелки.

Задание 3. Запомни животных

Цель: развитие памяти, внимания.

Мы открыли двери зоопарка и сейчас можем увидеть, какие животные здесь обитают. Ребята посмотрите на животных и постарайтесь запомнить их.

Ребята смотрят на экран и запоминают животных и другие детали в течение 20 сек., затем отвечают на вопросы:

  1. Какие животные живут в зоопарке?
  2. Сколько слонов в зоопарке?
  3. Какой цвет у самого необычного слона?
  4. С чем играет зайчонок?
  5. Сколько грибов было на иголках у ежика?

Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательны и наблюдательны.

Задание 4. Школа зверей

Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).

Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и  пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.

Физминутка «Экскурсия по зоопарку»

Цель: снятие мышечного напряжения

Давайте представим, что мы с вами звери. Сейчас вы должны изображать животного, которого услышите в моем рассказе и вы должны делать то, что делают эти животные. Договорились?

«Мы идем по зоопарку. Здесь очень много разных животных: зайчата, слонята, лягушата, обезьянки, коровы, крокодилы. Вот мы проходим клетку с обезьянками. Они высоко прыгают, показывают друг другу языки, дергают друг друга за руки и издают очень громкие звуки. Зайчата в своей клетке сначала прижали ушки, испугавшись прохожих, но потом стали прыгать на своих местах, шевелить хвостиками и угощать морковкой друг друга. Крокодилы раскрывая свою пасть, пытались поймать лучики солнца. Слонята кружились на месте, терлись хоботками друг о друга. Коровы жевали траву и громко мычали. Медведь переваливался с лапы на лапу и потягивался до самого неба. Веселые лягушата прыгали с места на место, хлопали в ладоши. Все звери зоопарка были рады чудесному солнечному дню».

Задание 5. Постучи в волшебную дверь

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Есть еще одно место, где мы с вами не успели побывать. Это волшебная поляна. Ее двери тоже закрыты и попасть туда мы сможем, постучав в дверь поляны, используя определенную комбинацию, шифр, воспроизводимый с помощью рук (комплекс на развитие межполушарного взаимодействия «кулак – ребро – ладонь» выполняется по 8 раз правой, левой рукой и обеими руками одновременно). Давайте постучим в дверь сначала правой рукой, затем левой рукой и двумя руками одновременно.

Молодцы, двери поляны открылись.

Кто живет на этой поляне, вы узнаете отгадав загадку: «Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет». Совершенно верно, на волшебной поляне живут бабочки.

Задание 6. Дождик  

Цель: развитие умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива.

Вчера в зоопарке прошел дождь, ребята, а вы когда-нибудь слышали, как начинается дождик? Предлагаю прямо здесь, в этой комнате послушать, как начинается дождь. Постучите указательным пальцем правой руки по раскрытой ладошке левой руки (психолог показывает, что нужно делать) – так дождик только начинает. Вот дождик усиливается и с неба падают уже две капли дождя (барабанят двумя пальцами по ладошке).

Задание 7. Сосчитай бабочек

Цель: развитие внимания.

Ребятам нужно сосчитать, сколько бабочек на поляне.

Вчера на поляне прошел дождь и смыл пыльцу с крыльев бабочек и теперь их совсем не видно среди ромашек. Смотритель зоопарка забыл, сколько бабочек живет на волшебной поляне. Давайте поможем ему сосчитать бабочек на поляне (на слайде бабочки, спрятанные в ромашках).

Задание 8. Укрась бабочку, работа в паре

Без пыльцы на крылышках бабочки выглядят неярко, у них нет былой красоты. Давайте поможем бабочкам вернуть былую яркость. Сейчас я поделю вас на пары, каждая пара будет украшать свою бабочку, используя пластилин и крупу. Ребята, а какие крылья у бабочки? Посмотрите внимательно на доску (слайд с изображением бабочки). Правильно, у бабочки крылышки одинаковые: на них одинаковые узоры, одинаковые цвета. Вы должны помнить это, работая вместе. Но каждый из вас делает свое крылышко.

Когда ребята заканчивают украшать бабочек, их прикрепляют на заранее заготовленную поляну, сделанную из ватмана и цветной бумаги. У ребят спрашивают, получилось ли у них выполнить задание, какие были  трудности.

  1. Заключительная часть

Вот и подходит к концу наше путешествие. Ребята, а каких обитателей зоопарка вы запомнили?

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться домой. Спасибо вам за участие, до свидания.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Мастер- класс для педагогов Тема: «Коррекционно- развивающие игры, направленные на формирование пространственной ориентировки понимания и употребление предлогов у детей дошкольного возраста»

Материал содержит  игры и упражнения, рекомендуемые воспитателям разных возрастных групп, для использования в занятиях по развитию речи и профилактике речевых нарушений и детей....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...