Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"
статья на тему

Хянина Лариса Анатольевна

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитания добродетелей. Нравственное воспитание детей было государственной политикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Введение.                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                       Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем период переоценки ценностей. Ряд сложностей и противоречий поставил перед школой рынок. Он диктует нам, как жить и что делать. Рынок нам четко сформулировал проблему «для чего и как воспитывать?»

Школа не может изменить  социальную ситуацию, но она может организовать, создать такие уcловия  жизни,  при которых воспитанник будет сам  приобретать свою жизненную позицию, делать свой собственный сознательный выбор. Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Мы учителя оказываемся перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, трудиться, как воспитать в каждом чувство доброты и справедливости, отзывчивости и непримиримости к злу.    Проблема нравственного воспитания с древних времен заботит человечество, поэтому перед освещением актуальности данной квалификационной работы хотелось бы привести несколько цитат.

Древнеримский философ Сенека говорил: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последним».

Немецкий педагог И. Герберт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе воспитания» писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии. Он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой».

А.Я. Каменский писал: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

 

Принципы коррекционно – развивающего воздействия  

                                                                                                                                     Дети вспомогательной школы имеют свои особенности. Их психическая деятельность существенно отличается от своих нормально развивающихся сверстников. У таких детей наблюдается отчетливо выраженные отклонения во всех видах психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Отечественная психология утверждает сотрудничество ребенка со взрослыми и детьми как ведущей роли в развитии всех детей, в том числе и с психическим недоразвитием. Особенно большое значение имеет правильно организованное воспитание, адекватное возможностям ребенка, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно стимулирует продвижение детей в общем развитии.

Моя задача воспитывать своих учащихся так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам. Полноценная   социальная адаптация воспитанников с психическим недоразвитием их нравственного сознания и соответствующего социального поведения. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение профилактической задачи противоправного поведения, что требует настойчивых воспитательных и коррекционных воздействий по его предупреждению.

   Коррекционное воздействие, запланированное мною – это специально разработанная система:

- воспитательных мероприятий;

- оформления окружающей среды;

- коррекционно – развивающих упражнений;

- воспитательных технологий.

Коррекционно – развивающее воздействие осуществляется, следуя принципам:

принцип мотивации, предполагающий стремление  ребенка к достижению цели, поставленной перед ним мною. Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, но посильные задания. Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая этой деятельности оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п. Например, задача занятия: познакомить с правилами поведения в транспорте.  Предъявляется в такой форме, чтобы дети захотели ее решать (знакомиться с этими правилами, осваивать их и т.д.)

Нельзя детям с ОВЗ навязывать готовые формы, правила. Поэтому я создаю ситуации,  в ходе которых они сами ищут решения. Но, у моих воспитанников  плохо работает анализаторская система, через которую поступает информация. Что делать? С этой целью включаю в занятия специально оформленные, разработанные задания и упражнения. Реализация принципа достигается следующими приемами и методами:

- постановка проблемных заданий;

- постановка познавательных задач;

- аргументированная оценка, похвала, поощрение.

Именно посредством оценки осуществляю социальное воздействие на деятельность личности ребенка.

Принцип продуктивной обработки информации подразумевает создание таких педагогических ситуаций, в ходе которых воспитанники самостоятельно осваивают способы обработки информации. Принцип продуктивной обработки информации вытекает из принципа динамичности восприятия. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации, и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идет о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребенка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Многолетняя практика апробации подтвердила, что наиболее эффективными условиями развития навыков коммуникативного поведения у ребенка с ОВЗ является ситуация творческого характера развития его способностей и потенциальных возможностей,  предполагающие возникновение стимула, побуждающего ребенка к преодолению трудностей (Л.С.Выготский).  Но эти трудности соотносятся с их возможностями, что создает реальные условия для учета индивидуального и дифференцированного подхода без которого невозможно вести коррекционную работу.

 Реализация принципа достигается следующими приемами и методами:

- оказывается дозированная, поэтапная помощь воспитателя;

-в занятия включаются задания с опорой на несколько анализаторов;

- индивидуальные упражнения и задания, в ходе выполнения которых дети отрабатывают только что показанные варианты решения педагогической задачи на своем задании.

Принцип развития и коррекции высших психических функцийПринцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. И для этого учитель включает в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления и пр. При этом учитель должен отличать словесные, наглядные и практические методы обучения от методов коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления и пр. существуют специальные приемы, которые и должны включаться в содержание каждого урока. В занятия в обязательном порядке включаются специальные упражнения, нацеленные на исправление какой – то конкретной психической функции. В основе этого принципа положены основные идеи Л.С. Выготского. Особенно остро стоит проблема коррекции эмоционально – волевой сферы, деструктивного поведения. Именно нравственное воспитание является важной составной частью воспитательных занятий. Данный подход опирается на положение о том, что морально – нравственные представления перерастают в соответствующие действия воспитанника и становятся итогом его морального поведения.

Принцип динамичности восприятияПринцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, а в данном случае — развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия. Руководствуясь теоретическими положениями А.Н. Леонтьева, С.Я.Рубинштейна, В.П.Зинченко – именно восприятие поставляет ребенку информацию об окружающем мире.

Этот принцип предлагает включать в занятия игры и упражнения, где:

- используются различные виды инструкций, которые выступают в роли смыслообразующего мотива деятельности ребенка;

-наглядности, что является непосредственным побудителем к деятельности.

Перечисленные принципы позволяют мне через систему заданий, упражнений и педагогических ситуаций решать следующие задачи:

- формировать готовность и способность воспитанников решать следующие задачи;

- приобщать к национальной культуре и культуре своего края;

- воспитывать патриотическое сознание;

- формировать межличностные отношения;

- развивать коммуникативные навыки и формировать толерантное отношение к другим людям;

- воспитывать здоровый образ жизни.

 

Таблица

ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Принципы

Методы реализации в уроке

I

Динамичность восприятия

а) задания по степени нарастающей трудности;

б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (самостоятельная работа с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения.
в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся.

II

Продуктивная обработка информации

а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

б) дозированная поэтапная помощь педагога;

в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

III

Развитие и коррекция высших психических функций

а) включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

б) задания с опорой на несколько анализаторов.

IV

Мотивация к обучению

а) постановка законченных инструкций;

б) включение в урок современных реалий;

в) создание условий для достижения, а не

получения оценки;

г) проблемные задания, познавательные вопросы;

д) призы, поощрения, развернутая словесная

оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Влияние семейного воспитания на формирование социально-личностных качеств у детей с нарушениями интеллекта

 В семьях детей с легкими формами  умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т. е. сами страдают интеллектуальной...

Библиотерапия как средство формирования социально-нравственной сферы поведения у педагогически запущенных подростков

Психокоррекционная работа с педагогически запущенными учащимися  включает в себя 20 занятий, 2 консультации с педагогами и родителями. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, продолжит...

Проект по формированию социально-нравственного поведения воспитанников с ОВЗ «Человек – творец своей судьбы»

Практическая значимость проекта заключается в создании системы  воспитательских занятий по формированию социально-нравственного поведения, которая включает три  направления: - формирова...

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...