Подготовка к поступлению в детский сад
статья по психологии по теме

Статья на сайте ГБОУ д\с №2037

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_dlya_sayta_dou.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление в дошкольное учреждение.

      При подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение наряду с укреплением здоровья,  приведением режима дня  в соответствие с условиями детского сада следует также целенаправленно формировать  у ребенка соответствующую  возрасту  форму общения  со взрослым  и развивать  его деятельность  с  предметами.

   Прежде всего нужно установить ,какие контакты предпочитает ваш ребенок  -  эмоциональные или деловые.  Преобладание эмоциональных  свидетельствует о необходимости развития   более прогрессивных   форм общения. Это  значит, что близкий ребенку  взрослый  должен создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности, оставаясь при этом любящим , доброжелательным и внимательным родителем. Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода, предоставляйте ему возможность самостоятельных  действий : учите самостоятельно  одеваться, ходить на горшочек, есть ложкой, мыть ручки, вытирать их полотенцем, проигрывайте эти действия с куклой в присутствии ребенка.

     С ребенком второго и  третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, игры с животными, машинками, кубиками , конструкторами. Каждое прочитанное  ребенку стихотворение можно превратить  в игру-драматизацию. Сначала ребенок будет лишь наблюдателем, в дальнейшем в силу  своей природной активности  он обязательно  присоединиться  к игре. Не забывайте поощрять любые успехи крохи,  тогда совместная игра станет желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность , предоставляя малышу большую свободу действий. Регулярные  10-15  минутные предметные  игры  сформируют  у ребенка  потребность в них  и в дальнейшем ребенок начнет играть самостоятельно.

     Играя вместе  с ребенком, нужно приучать его  к дисциплине, аккуратности. Он должен знать ,что с игрушками следует обращаться бережно и убирать их на место  после игры.

     Разумеется, необходимо обучать ребенка пользоваться предметами  обихода, постепенно приучая  его к самообслуживанию. Как отличаются дети одного и того  же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчиках, другие без напоминаний  открывают свои шкафчики , старательно и ловко натягивают одежду и бегут на прогулку. Пассивность, постоянное  ожидание того ,что взрослые  накормят его ,поиграют с ним, оденут ,  приласкают препятствует адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении.

     Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними взрослыми и детьми. Ваш малыш подрос и семья может вести уже не прежний замкнутый образ жизни, а больше ходить в гости, приглашать гостей  в свой дом, посещать людные места. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые  не только восхищались вашим ребенком и гладили его по головке, но  и немного поиграли с ним ,поговорили. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке  доверчивость, открытость  , умение ладить  с людьми. Учите малыша делиться своими  игрушками   с детьми. Избавление от чрезмерной   привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

       Крайне важно  при подготовке малыша к детскому саду не обсуждать при нем волнующие вас проблемы, связанные с посещением ДОУ. О детском саде отзываться позитивно: там играют с ребятами, много игрушек, есть добрая воспитательница , показать свои детские « садовские» фотографии, прочитать ребенку книги , герои  которых  посещают детский сад.

При следовании этим рекомендациям   за  сравнительно небольшой промежуток времени , примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он  станет с удовольствием играть  с « чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание, станет более инициативным в общении.

КАК ПРОВЕРИТЬ, НАСКОЛЬКО ГОТОВ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ

Ответьте на вопросы.

  1. Какое общение – эмоциональное или предметное – предпочитает  малыш?
  2. Как  ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
  3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ( простые манипуляции, игровые действия)?
  4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Как он выражает потребность в сотрудничестве?
  5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения : убрать игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
  6. Как реагирует малыш на незнакомого взрослого, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности, страха ?
  7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужим» взрослым?
  8. Как относится ребенок к сверстникам  : выражает ли радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?

Ответы на эти вопросы можно обсудить на нашем сайте с психологом  

Ермаковой Еленой Владленовной.

 А также это можно сделать во время очной консультации , записавшись предварительно по электронному адресу :  ev_ermakova@list.ru

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять  себя каким-нибудь делом, обращаясь за помощью в случае необходимости , охотно выполняет ваши просьбы, умеет совершать простые действия по самообслуживанию , охотно идет на контакт с незнакомым и взрослыми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоится, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли-  он готов к изменениям в своей жизни.

           

Готовность к школе.

     Когда   начинать  готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка  до школы? Вся дошкольная жизнь ребенка и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайность , не переусердствовать с занятиями, внушив заранее неприязнь к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь только на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни поступлению в престижный ВУЗ.

       Оценить развитие будущего первоклассника можно и самим или проконсультироваться у детского психолога. Такая проверка покажет,  над  чем стоит  еще  поработать  до 1 сентября.

  1. Развитие памяти  ( запомнить 10 слов, для ребенка 7 лет норма - 6 и более слов );
  2. Чистоту произношения, умение повторять сложные слова (например, универсам, электровоз),  различать звуки в словах(например, в слове «рак» какой 1-й,2-й,3-й звук) .
  3. Развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам , пересказать услышанное и т. д.)
  4. Произвольное внимание (умение работать ,не отвлекаясь, над учебным заданием  в течение 15 минут).
  5. Готовность руки к письму ( уметь точно  скопировать несложный рисунок по клеточкам и без клеточек, несложную, написанную взрослым  фразу).
  6. Умение действовать по инструкции ( нарисовать узор по клеточкам под  диктовку, сложить узор из кубиков или мозаики  по  образцу).
  7. Развитие логического мышления  ( умение найти сходство-различие , обобщать, назвать лишний предмет из предложенных, расположить картинки ,связанные сюжетом, в определенной последовательности).
  8. Пространственную, временную  ориентацию ( понятия   справа-слева, под-над, за,из-за, из-под, в , между и т.д.,  времена года, месяцы,  дни недели).
  9. Общая осведомленность ребенка об окружающем мире.
  1. Элементарные  математические навыки (порядковый счет до 10 и обратно, прямой и обратный, умение решить несложную задачу в пределах  десятка).

          Оценивают также ,что привлекает ребенка в школе ( возможность получить новые знания или внешние атрибуты – рюкзак, пенал, интерьер и т.п.,) как он контактирует с незнакомыми  взрослыми и детьми, какой у него личный темп работы.

Ребенка считают неготовым к школе ,если он:

  1. настроен исключительно на игру,
  2. недостаточно самостоятелен,
  3. чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем,
  4. не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию,
  5. мало знает об окружающем мире, не может сравнить  предметы, не может назвать обобщающее слово для группы предметов,
  6. имеет серьезные нарушения речевого и интеллектуального развития ,
  7. не умеет общаться со сверстниками,
  8. не хочет общаться со взрослыми или ,наоборот, « не держит дистанцию» с посторонним  взрослым, слишком развязен.

          Обычно, когда говорят о школьной готовности имеют ввиду  интеллектуальное развитие ребенка. Но есть еще одна не менее важная сторона и связана  она с психологической подготовкой ребенка.

Вот на какие моменты стоит обратить внимание.

  1. Давайте малышу до школы попрактиковаться в установлении новых контактов с детьми и взрослыми. Это может происходить в поликлинике,  детском саду, в магазине, на детской площадке.
  2. Некоторые дети не имеют навыка «выживания» в толпе (попробуйте зайти в школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять ребенка с собой  в кинотеатр, на увесилительное  мероприятие, на вокзал, аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
  3. Учите ребенка не теряться ,если его критикуют или дразнят. Не секрет, что окружающие не всегда полны понимания  и доброжелательности. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться  с негативными оценками его деятельности.  Поэтому важно дома иметь опыт и похвалы и порицания. Критикуя ребенка, вы даете оценку не его личности ,а конкретному поступку. Такой подход поможет выработать устойчивую положительную самооценку, тогда на замечания учителя ребенок не будет сильно обижаться, а постарается что-то изменить.
  4. Важно ,чтобы ребенок мог выразить свои потребности словами. Старайтесь организовать ситуацию общения так, чтобы ребенок сообщал  о своих желаниях словами, смог попросить о помощи незнакомого человека.
  5. В школе ребенок часто будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками, значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, как он относится к проигрышу, соревнованию, как реагирует на успех других, играйте с ним в игры , развивающие произвольность, саморегуляцию – игры с фишками и кубиком, игры в лото, участвуйте в соревнованиях  и т. д.
  6. Старайтесь ,чтобы малыш приучался работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого, постепенно переставайте хвалить ребенка за  каждый правильный шаг, хвалите за результат.
  7. Приучайте спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. «Сделал дело ,гуляй смело».
  8. С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенней ,если привить ему навыки работы на уроке: научить правильно ориентировкаться на страничке тетради, правильно держать  карандаш, отсчитывать нужное количество  клеточек, внимательно слушать инструкцию.

Для ребенка важно ,чтобы в школу он пошел с ощущением

«Я умею делать вот это и это»,

чем с  ощущением  

«Я не умею ничего, что умеют делать другие».

Успехов вам, уважаемые родители!

Почетный работник  общего образования РФ,

педагог-психолог

ГОУ ДОУ №2037

Ермакова Елена Владленовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества

Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...

Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".

Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» (3 ступень)

Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье«Дорога домой» (3 ступень)тематический план для детей учащихся 8 класс...

Материалы для подготовки к поступлению в 5-й гимназический класс

      Спецификация материалов для проведения вступительной работы.1.     Форма работы: контрольная работа2.     Структура работыКонтр...

Пособие для подготовки к поступлению в лицей

Упражнения для подготовки к поступлению в лицей...

Программа по учебному предмету; Подготовка к обучению в детской школе искусств

Подготовка детей к обучению в детской школе искусств....

Результаты анкетирования "Готовность детей 2-3 лет к поступлению в детский сад"

Презентация помогает наглядно отследить правдивость ответов родителей и несоответствие их будущих ожиданий и реального развития навыков самостоятельности у детей...