Подготовка к поступлению в детский сад
статья по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Поступление в дошкольное учреждение.
При подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского сада следует также целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослым и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего нужно установить ,какие контакты предпочитает ваш ребенок - эмоциональные или деловые. Преобладание эмоциональных свидетельствует о необходимости развития более прогрессивных форм общения. Это значит, что близкий ребенку взрослый должен создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности, оставаясь при этом любящим , доброжелательным и внимательным родителем. Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода, предоставляйте ему возможность самостоятельных действий : учите самостоятельно одеваться, ходить на горшочек, есть ложкой, мыть ручки, вытирать их полотенцем, проигрывайте эти действия с куклой в присутствии ребенка.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, игры с животными, машинками, кубиками , конструкторами. Каждое прочитанное ребенку стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Сначала ребенок будет лишь наблюдателем, в дальнейшем в силу своей природной активности он обязательно присоединиться к игре. Не забывайте поощрять любые успехи крохи, тогда совместная игра станет желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность , предоставляя малышу большую свободу действий. Регулярные 10-15 минутные предметные игры сформируют у ребенка потребность в них и в дальнейшем ребенок начнет играть самостоятельно.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать ,что с игрушками следует обращаться бережно и убирать их на место после игры.
Разумеется, необходимо обучать ребенка пользоваться предметами обихода, постепенно приучая его к самообслуживанию. Как отличаются дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчиках, другие без напоминаний открывают свои шкафчики , старательно и ловко натягивают одежду и бегут на прогулку. Пассивность, постоянное ожидание того ,что взрослые накормят его ,поиграют с ним, оденут , приласкают препятствует адаптации ребенка в детском дошкольном учреждении.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними взрослыми и детьми. Ваш малыш подрос и семья может вести уже не прежний замкнутый образ жизни, а больше ходить в гости, приглашать гостей в свой дом, посещать людные места. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только восхищались вашим ребенком и гладили его по головке, но и немного поиграли с ним ,поговорили. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость , умение ладить с людьми. Учите малыша делиться своими игрушками с детьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
Крайне важно при подготовке малыша к детскому саду не обсуждать при нем волнующие вас проблемы, связанные с посещением ДОУ. О детском саде отзываться позитивно: там играют с ребятами, много игрушек, есть добрая воспитательница , показать свои детские « садовские» фотографии, прочитать ребенку книги , герои которых посещают детский сад.
При следовании этим рекомендациям за сравнительно небольшой промежуток времени , примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с « чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание, станет более инициативным в общении.
КАК ПРОВЕРИТЬ, НАСКОЛЬКО ГОТОВ РЕБЕНОК К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ
Ответьте на вопросы.
- Какое общение – эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
- Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
- Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ( простые манипуляции, игровые действия)?
- Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Как он выражает потребность в сотрудничестве?
- Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения : убрать игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
- Как реагирует малыш на незнакомого взрослого, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности, страха ?
- Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужим» взрослым?
- Как относится ребенок к сверстникам : выражает ли радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
Ответы на эти вопросы можно обсудить на нашем сайте с психологом
Ермаковой Еленой Владленовной.
А также это можно сделать во время очной консультации , записавшись предварительно по электронному адресу : ev_ermakova@list.ru
Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-нибудь делом, обращаясь за помощью в случае необходимости , охотно выполняет ваши просьбы, умеет совершать простые действия по самообслуживанию , охотно идет на контакт с незнакомым и взрослыми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоится, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли- он готов к изменениям в своей жизни.
Готовность к школе.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Вся дошкольная жизнь ребенка и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайность , не переусердствовать с занятиями, внушив заранее неприязнь к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь только на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни поступлению в престижный ВУЗ.
Оценить развитие будущего первоклассника можно и самим или проконсультироваться у детского психолога. Такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.
- Развитие памяти ( запомнить 10 слов, для ребенка 7 лет норма - 6 и более слов );
- Чистоту произношения, умение повторять сложные слова (например, универсам, электровоз), различать звуки в словах(например, в слове «рак» какой 1-й,2-й,3-й звук) .
- Развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам , пересказать услышанное и т. д.)
- Произвольное внимание (умение работать ,не отвлекаясь, над учебным заданием в течение 15 минут).
- Готовность руки к письму ( уметь точно скопировать несложный рисунок по клеточкам и без клеточек, несложную, написанную взрослым фразу).
- Умение действовать по инструкции ( нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков или мозаики по образцу).
- Развитие логического мышления ( умение найти сходство-различие , обобщать, назвать лишний предмет из предложенных, расположить картинки ,связанные сюжетом, в определенной последовательности).
- Пространственную, временную ориентацию ( понятия справа-слева, под-над, за,из-за, из-под, в , между и т.д., времена года, месяцы, дни недели).
- Общая осведомленность ребенка об окружающем мире.
- Элементарные математические навыки (порядковый счет до 10 и обратно, прямой и обратный, умение решить несложную задачу в пределах десятка).
Оценивают также ,что привлекает ребенка в школе ( возможность получить новые знания или внешние атрибуты – рюкзак, пенал, интерьер и т.п.,) как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми, какой у него личный темп работы.
Ребенка считают неготовым к школе ,если он:
- настроен исключительно на игру,
- недостаточно самостоятелен,
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем,
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию,
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы предметов,
- имеет серьезные нарушения речевого и интеллектуального развития ,
- не умеет общаться со сверстниками,
- не хочет общаться со взрослыми или ,наоборот, « не держит дистанцию» с посторонним взрослым, слишком развязен.
Обычно, когда говорят о школьной готовности имеют ввиду интеллектуальное развитие ребенка. Но есть еще одна не менее важная сторона и связана она с психологической подготовкой ребенка.
Вот на какие моменты стоит обратить внимание.
- Давайте малышу до школы попрактиковаться в установлении новых контактов с детьми и взрослыми. Это может происходить в поликлинике, детском саду, в магазине, на детской площадке.
- Некоторые дети не имеют навыка «выживания» в толпе (попробуйте зайти в школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять ребенка с собой в кинотеатр, на увесилительное мероприятие, на вокзал, аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
- Учите ребенка не теряться ,если его критикуют или дразнят. Не секрет, что окружающие не всегда полны понимания и доброжелательности. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться с негативными оценками его деятельности. Поэтому важно дома иметь опыт и похвалы и порицания. Критикуя ребенка, вы даете оценку не его личности ,а конкретному поступку. Такой подход поможет выработать устойчивую положительную самооценку, тогда на замечания учителя ребенок не будет сильно обижаться, а постарается что-то изменить.
- Важно ,чтобы ребенок мог выразить свои потребности словами. Старайтесь организовать ситуацию общения так, чтобы ребенок сообщал о своих желаниях словами, смог попросить о помощи незнакомого человека.
- В школе ребенок часто будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками, значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, как он относится к проигрышу, соревнованию, как реагирует на успех других, играйте с ним в игры , развивающие произвольность, саморегуляцию – игры с фишками и кубиком, игры в лото, участвуйте в соревнованиях и т. д.
- Старайтесь ,чтобы малыш приучался работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого, постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый правильный шаг, хвалите за результат.
- Приучайте спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. «Сделал дело ,гуляй смело».
- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенней ,если привить ему навыки работы на уроке: научить правильно ориентировкаться на страничке тетради, правильно держать карандаш, отсчитывать нужное количество клеточек, внимательно слушать инструкцию.
Для ребенка важно ,чтобы в школу он пошел с ощущением
«Я умею делать вот это и это»,
чем с ощущением
«Я не умею ничего, что умеют делать другие».
Успехов вам, уважаемые родители!
Почетный работник общего образования РФ,
педагог-психолог
ГОУ ДОУ №2037
Ермакова Елена Владленовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества
Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальн...
Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".
Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...
Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье «Дорога домой» (3 ступень)
Программа подготовки детей, воспитывающихся в детских государственных учреждениях к социализации, в том числе, жизни в семье«Дорога домой» (3 ступень)тематический план для детей учащихся 8 класс...
Материалы для подготовки к поступлению в 5-й гимназический класс
Спецификация материалов для проведения вступительной работы.1. Форма работы: контрольная работа2. Структура работыКонтр...
Пособие для подготовки к поступлению в лицей
Упражнения для подготовки к поступлению в лицей...
Программа по учебному предмету; Подготовка к обучению в детской школе искусств
Подготовка детей к обучению в детской школе искусств....
Результаты анкетирования "Готовность детей 2-3 лет к поступлению в детский сад"
Презентация помогает наглядно отследить правдивость ответов родителей и несоответствие их будущих ожиданий и реального развития навыков самостоятельности у детей...