Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества
методическая разработка по теме
Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальное укрепление и развитие личности ребенка 5-6(7) лет. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Проект
_Организация предшкольной подготовки в условиях
Дома детского творчества
Автор: Дорофеева Ирина Яковлевна,
I кв. категория, МБОУ ДОД «Дом творчества»
с. Боград 2012г.
Оглавление.
1. Проект «Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества» 1.1. Актуальность проблемы предшкольной подготовки детей в дополнительном образовании. 1.2. Ожидаемые результаты реализации программы. 2. Заключение.
3. Учебно-методическое обеспечение программы
Проект «Организация предшкольной подготовки в условиях Дома детского творчества»
1.1. Сегодня созрела острая необходимость организации предшкольного образования в условиях образовательного учреждения и создание развивающей среды, направленной на психолого-педагогическое, социальное укрепление и развитие личности ребенка 5-6(7) лет. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.
Причины:
- увеличение рождаемости за последние годы;
- недостаточное количество мест в ДОУ;
- имеющийся потенциальный кадровый ресурс в Доме творчества;
- наличие свободного физического пространства в Доме творчества.
Родители очень волнуются, когда ребенок (особенно первенец) идет в первый класс. Весной почти во всех школах проводятся ознакомительные занятия с дошкольниками. Самое время успокоить родителей: рассказать, показать, объяснить, ответить на все вопросы. Помимо родителей за "судьбу" будущих первоклассников очень волнуются и их педагоги. Обсуждение возникающих проблем в ходе подготовки детей к условиям школы поможет расширить возможности оказания помощи не только детям, но и их родителям. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет, а может быть в восемь? По какой программе обучать ребенка: по традиционной системе, по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова или по системе Л.В.Занкова, а может быть в специализированной школе с углубленным изучение иностранного языка? Или может быть ребенок имеет отклонения в развитии и ему нужно обучаться в специализированной школе? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников, с этими вопросами они обращаются к практическим психологам и школьным специалистам. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни. Вызывает тревогу тот факт, что в последнее время в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Это происходит отчасти потому, что далеко не все занятия родителей с детьми предполагают формирование необходимых для школьного обучения качеств, которые прямо или опосредованно определяют успешность освоения знаний на ранних этапах обучения. К сожалению, не все родители учитывают, что понятие "готовность к обучению в школе" включает в себя 3 составляющие (физиологическую, психологическую и социальную или личностную), которые тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из них так или иначе сказываются на успешности адаптации и дальнейшего обучения в школе. Именно поэтому данный проект предполагает повышение родительской компетентности в отношении знаний, составляющих готовность ребенка к школе, особенностей периода адаптации и создания совместными усилиями семьи и школы условий для успешности ребенка
Цель программы:
- Создание развивающей среды для реализации предшкольного образования в условиях Дома детского творчества. Задачи: 1. Создать архитектурное (физическое) пространство, адекватное физическим и психологическим особенностям детей 5-6(7) лет. 2. Разработка образовательной программы предшкольного образования. 3. Обеспечить подготовку педагогов по реализации программы предшкольной подготовки.
Задача | Продукт, результат | Критерий | Мероприя тия | Ресурс | Источник |
1.Создать архитектурное (физическое) пространство, адекватное физическим и психологическим особенностям детей 5-7 лет. | Описание предметно-пространствен ной среды, соответствую щей психологиес ким и физиологичес ким особенностям возраста детей 5-7 лет (таинственное, волшебное, познаваемое, созидаемое) | Текстовый документ, содержащий описание предметно-пространственной среды, этапы ее формирования, варианты дизайна (эскизы). | Создание творческой группы для разработки предметно-пространственной среды 9описание, разработка эскизов интерьеров) | Наличие помещений творческой группы. Родительский ресурс. | - бюджет |
2.Разработка образовательной программы предшкольного образования | Разработка образовательной программы предшкольного образования | Наличие образовате льной программы, соответствующей психологическим и физиологическим особеннос тям данного возраста | Создание творческой группы. Проведение проектно-разработческих и проектно-аналитических семинаров. Оформление образовательного продукта (программы) | Наличие творческой группы. Методичес кое сопровож дение. | - бюджет - привлечение специалис тов, работаю щих в области предшколь ного образования (методисты, логопеды) |
3. Обеспечить подготовку педагогов по реализации программы предшкольной подготовки. | Прошли курсовую переподготов ку, приняли участие в работе республиканских и районных семинарах педагоги, провели мастер-классы для педагогов района. | Наличие образовательной программы курсовой переподготовки педагогов, учитываю щей специфику и особенности работы с данным возрастом в ХРИПК и ПРО. Наличие педагогических технологий для работы с детьми 5-7 лет. | Создание творческой группы. Проведение проектно-разработческих и проектно-аналитических семинаров. Оформление образовательного продукта (программы) Нормативно-правовая база (дополнения к уставу, локальные акты) | Наличие творческой группы. Методичес кое сопровож дение. | - бюджет - получение консульта ций у специ алистов, разработчи ков в области предшколь ного образования. |
2.2. Ожидаемые результаты реализации программы.
Показателями эффективности работы с группой предшкольной подготовки и возможными критериями результативности могут быть:
У обучающихся:
Внешняя результативность:
- стабильность функционирования объединения;
- количество детей, посещающих «АБВГДе-йку»;
- качество знаний по изучаемым предметам, проявляющееся в практической деятельности;
- результаты тестирования выпускников на выявление уровня готовности к школе.
Внутренняя результативность:
- полноценное, целостное, возрастное, разностороннее развитие личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей, интеллекта; духовно-нравственных качеств;
- гуманистическая направленность поведения;
- адекватность, активность в общении детей друг с другом, со взрослыми;
- доброжелательность, отзывчивость в отношении с окружающими;
- проявление творчества и инициативы выполнения заданий;
- ярко выраженная индивидуальность, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
У педагогов:
- способность диагностировать развитие ребенка по результатам диагностики; адаптировать, корректировать содержание учебных программ, методов, приемов, форм подачи материала, вырабатывать стратегии индивидуальной работы с ребенком;
- умение добиться высокого результата в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка;
- способность к самоанализу и самообобщению;
- повышение собственной квалификации.
У родителей:
- рост активности родителей в организации воспитательной работы в Доме творчества;
- изменение отношений в семье;
- выражение доверия педагогам;
- удовлетворенность родителей, детей, педагогов от совместной деятельности.
Оптимальность в организации управления коллективом:
- психологический климат в коллективе;
- степень взаимосвязи с семьей, школой, другими учреждениями;
- создание условий для творческого самовыражения каждого участника образовательного процесса.
Реализация данного проекта позволила оказывать дополнительные услуги родителям и детям 5-6(7)лет, неохваченным предшкольным образованием, в селе изменилось отношение к учреждению дополнительного образования детей, повышается авторитет среди родителей, налаживаются более тесные связи со школами, дошкольным учреждением, учреждениями культуры и т.д. Бесспорным успехом можно считать и возникновение желания многих родителей перевода детей в различные объединения Дома творчества, где осуществляется полномасштабная учебно-воспитательная работа с дошкольниками в различных направлениях, что положительно сказывается при комплектовании.
Риски 1.Открытие дополнительных подготовительных групп в МБДОУ «Солнышко» 2.Отсутствие в МБОУ ДОД «Дом творчества» педагогических кадров, работающих в области предшкольного образования.
3.Недостаточное обновление материально-технической базы.
3. Заключение.
Представленный проект программы - это пока еще небольшой опыт работы педагогического коллектива образовательного учреждения дополнительного образования детей, В работе раскрыт потенциал дополнительного образования, связанный с реализацией принципа «дополнительности» в образовании, построение дополнительного образовательного пространства, с возможностями образовательного учреждения, интересами родителей и потребностями детей.
Комплексное сопровождение развития ребенка в предшколе средствами дополнительного образования рассмотрено нами как комплексная технология, позволяющая оптимизировать развитие ребенка на основе интеграции содержания образования, взаимодействия специалистов, открытости образовательного учреждения.
Перспективами работы в данном направлении авторский коллектив считает обобщение и распространение опыта работы как по отдельным направлениям практической деятельности, так и в рамках теоретического осмысления проблем подготовки детей к школе в изменяющихся социокультурных условиях.
Учебно-методическое обеспечение программы
Литература для обучающихся и родителей
Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. – СПб., 1993.
Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989.
Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2002.
Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. – М.: Ювента, 2002.
Колесникова Е.В. Я считаю до 5. Я считаю до 10. Я считаю до 20. – М: ООО ТЦ «Сфера», 2000.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. – М., 1990.
Петерсон Л.Г. и др. Игралочка. В 2-х ч. – М.: ООО «Баласс»,1998.
Петерсон Л.Г. и др. Раз – ступенька, два – ступенька. В 2-х ч. – М.: ООО «Баласс»,1998.
Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Минск, 1985.
Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.
Столяр А.А. Давайте поиграем. – М., 1991.
Чилигрирова Б.Л. Играя, учимся математике. – М., 1993.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Литература для педагога
Агафонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. – СПб., 1993.
Алдошина Н. и др. Уроки русской грамоты. – Воронеж: Ступени знаний, 2002.
Аргинская И.И. Обучение по системе Л.В. Занкова. 1 класс. – М., 1994.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.
Варапников И.В. Русский язык в картинках. – М., 1987.
Венгер Л.А., Мухина С.В. Психология. – М., 1988.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Тестовые задания для детей. – Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2005.
Горецкий В.Г. Обучение в первом классе. – М., 1975.
Готовность детей к школе / Под ред. В.В Слободчикова. – Томск, 1994.
Доман Г. и Д. Как научить ребёнка читать. – М.: Аквариум, 1998.
Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. – М., 1989.
Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зак А.К. Различия в мышлении детей. – М., 1992.
Захарова А.М. Развивающее обучение математике в начальной школе. – Томск, 1994.
Колесникова Е.В. От звука к букве. – М.: Ювента, 2003.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. – М., 1990.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2000.
Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. – Минск, 1985.
Столяр А.А. Давайте поиграем. – М., 1991.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
Чилигрирова Б.Л. Играя, учимся математике. – М., 1993.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать! – СПб.: Акцидент, 1997.
Эрдниев П.М. Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ТАРКО-САЛЕ)
В статье рассмотрен процесс управления в дополнительном образовании на примере ДДТ г.Тарко-Сале....
Панагушина Е.А. "Организация экологической и природоохранной работы Оричевским Домом детского творчества "
В МОКУ ДОД Оричевском Доме детского творчества имеется методический кабинет по экологическому образованию. В районе имеются: РМО учителей естествнно-научного цикла(биологии, химии, экологии). РМО стра...
Аттестационная работа курсов повышения квалификации «Управленческие аспекты заведующего структурным подразделением». Тема: «Организация социального партнерства Дома детского творчества «Союз» с коррекционными учреждениями»
Данная работа освещает вопросы социального взаимодействия с коррекциоными учреждениями и включает в себя рассмотрение понятия - социальное партнерство, особенности взаимодействия с корреционными...
Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»
Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...
Обеспечение качества дополнительного образования в условиях Дома детского творчества
В современных условиях Дом детского творчества стремится найти новые подходы к осуществлению образовательной и воспитательной деятельности и достичь качественного дополнительного образования. Показате...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕКТИВЕ ТЕАТРА "СТРАНА ЧУДЕС" ДОМА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
В 2012 году автором была разработана модель воспитательной работы в детском театральном коллективе Дома детского творчества. Это - результат анализа и обощения работы, которая постоянно, естественно, ...
Проект "Организация предшкольной подготовки в условиях Центра детского (юношеского) технического творчества
Проект предназначен для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в условиях центра детского технического творчества....