Программа по учебному предмету; Подготовка к обучению в детской школе искусств
рабочая программа
Подготовка детей к обучению в детской школе искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_obucheniyu_na_gitare.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Инжавинская детская школа искусств»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор________ А.А.Уланова
образовательного учреждения
Протокол №____ от ______2015г. Приказ № ____ от ________2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«Обучение игре на гитаре»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
Подготовка к обучению в детской школе искусств
Срок реализации программы 1(2) года
Разработчик: Александрова С.В.,
преподаватель по классу гитары
МБОУ ДО «Инжавинская ДШИ»
р.п. Инжавино, 2015г.
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его роль и место в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовое требование (с примерным репертуарным списком)
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
- Методическое обеспечение учебного предмета
- Список литературы и средств обучения
- Учебная литература
- Методическая литература
- Средства обучения
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (гитара)
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и
методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в
области искусств», направленных письмом Министерства культуры
Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в
детских школах искусств.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что ранее музыкальное образование, при методически правильном педагогическом воздействии, закладывает фундамент для дальнейшего развития творческих способностей учащихся.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как учитывает психофизические возможности детей раннего возраста и поэтому предлагает более широкий комплексный подход в обучении игре на гитаре и соответствует уровню развития детей 6-7лет. Отличительной особенностью данной программы является то, что она направлена на решение задач развивающего характера: общее музыкальное, творческое, координационно-двигательное развитие; формирование навыков учебной деятельности; освоение игровых навыков коротким и доступным для ребёнка путём.
Организация подготовительного класса в ДШИ помогает решать ряд организационных и методических задач музыкального образования. Это и решение проблемы набора детей в ДШИ, и проблемы выравнивания контингента учеников по уровню способностей путём их выявления, развития и естественного отбора учащихся.
Раннее музыкальное воспитание детей помогает корректировать их развитие, обогащает духовный мир ребёнка, даёт возможность подготовить его к успешной учёбе в ДШИ, а также выявить музыкально-одарённых детей на ранней стадии развития.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент» (гитара) со сроком обучения – 1(2) года, продолжительность учебных занятий составляет 34 недели в год.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент» (гитара) составляет 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 6-7 лет. Работа строится по тематическому и концентрическому принципу (темы изучаются в течении всего курса обучения).
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |
Год обучения | 1 | ||
Полугодия | 1 | 2 | |
Количество недель | 16 | 18 | |
Аудиторные занятия | 32 | 36 | 68 |
Самостоятельная работа | 32 | 36 | 68 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 136 |
.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент» (гитара) в год составляет 136 часов. Из них 68 часов – аудиторные занятия, 68 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Форма организации обучения – индивидуальная. Занятия проводятся по расписанию, разработанному индивидуально для каждого обучающегося.
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является выявление и развитие творческих способностей ребёнка, воспитание интереса к занятиям на гитаре и любви к музыкальному искусству.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Музыкальный инструмент» (гитара) являются:
• ознакомление детей с музыкальным инструментом гитара
• формирование образно-художественного и творческого мышления;
• подготовка мышечного аппарата, освоение основных элементов постановки и первоначальных игровых навыков;
• изучение основ музыкальной грамоты;
• формирование навыков учебной деятельности и подготовки детей к обучению в дальнейших классах.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета
• распределение учебного материала по часам
• описание дидактических единиц учебного предмета
• требования к уровню подготовки учащихся
• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация
• методическое обеспечение учебного процесса
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• ознакомление с тональностями До, Соль мажор в 1 октаву
• слушание музыки в исполнении педагога.
• организация игровых движений, изучение нотной грамоты
• упражнения, игра в ансамбле, исполнение ранее выученных произведений.
• самостоятельная работа над пьесой с дальнейшим разбором педагога на уроке выявленных ошибок
• беседы о музыке, о композиторах
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Кабинет для занятий, столы, стулья, гитары, подставки для ног, пюпитры, шкаф для хранения нот.
II. Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
(подготовительный класс)
Содержание и виды работы | Теория | Практика | Кол-во часов |
интересов учащихся: • слушание музыки на уроках • беседы о музыке | - 4 | 4 - | 4 4 |
грамотности | 2 | 8 | 10 |
• работа над основными игровыми приемами • работа над пьесами | 2 2 | 8 12 | 10 14 |
• подбор по слуху • пение попевок, интервалов • транспонирование • ансамблевое музицирование | 1 1 1 1 | 7 7 5 3 | 8 8 6 4 |
ИТОГО | 14 | 54 | 68 |
Годовые требования
Годовые требования по подготовительному классу содержат примерный репертуарный план.
В течение учебного года учащийся должен научиться:
• владеть основами музыкальной грамотности
• чисто петь попевки, песенки, интервалы
• усвоить основные элементы постановки и первоначальных игровых навыков
• транспонировать попевки на различные струны
• получить навык совместного исполнительства
Примерный репертуарный план:
Пьесы
- Украинская народная песня «Чiрвона корiвка»
- Русская народная песня «Как пошли наши подружки»
- Русская народная песня «Не летай соловей»
- В.Яшнев, Б.Вольман «Песня»
- В.А.Моцарт «Тема»
- А.Гретри «В лесу осел с кукушкой»
- Молдавская народная песня «Шуточная»
- Чешская народная песня «Пастух»
- Английская народная песня «Зеленые рукава»
- Дж.Перголезе «Ах, зачем я не лужайка»
- И.Рехин «Золотая рыбка»
- Т.Захарьина «Колыбельная»
- А.Березняк «Ручеек»
- В.Калинин «Мяч»
- Е.Тиличеева «Восьмое марта»
- Н.Метлов «Паук и мухи»
- Л.Шитте «Любопытная курочка»
- В.Калинин «Вальс»
- М.Рубец «Вот лягушка по дорожке»
- А.Филиппенко «Цыплята»
Ансамбли
1. В.Калинин «Венгерская песня»
2. Н.Соколова «Осень»
3. А.Франкин «Танец»
4. Ш.Чоколаи «Мелодия»
5. Ю.Кепитес «Канон»
6. Аргентинская народная песня «Плывет, плывет лодка» обр.В.Калинина
7. Н.Соколова «Нарисую кошкин дом»
8. Русская народная песня «Хуторок» обр.В.Калинина
III. Требования к уровню подготовки учащегося
Ожидаемый результат
По окончании учебного года учащиеся должны:
• освоить основы музыкальной грамоты
• развить звуко-высотные представления, музыкальную память и ритм
• усвоить основные элементы постановки и первоначальных игровых навыков
• воспитать художественный вкус.
IV. Формы и методы контроля
Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня знаний и умений учащихся на занятиях, контрольных уроках, классных и общешкольных концертах в виде отметок по пятибалльной системе:
3 – удовлетворительно
4 – хорошо
5 - отлично
Итоговая аттестация – заключительный урок в конце учебного года.
Критерии оценки
При оценивании учащегося, осваивающего подготовительный класс, следует учитывать:
• формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой
• наличие исполнительской культуры
• овладение практическими умениями и навыками игры на музыкальном инструменте
• успешность личностных достижений
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Урок по специальному инструменту является основной формой обучения и воспитания учащегося. Педагогу нужно создать благоприятную обстановку для занятий, поддерживать тесный контакт с родителями учащегося. Учащийся должен иметь ясное представление о цели и методах своей работы: этому способствует краткая запись в дневнике основных заданий и важнейших указаний о методах игры и систематически проверять их исполнение. Первые уроки с начинающими надолго сохраняют их в памяти и заметно влияют на дальнейший ход обучения.
Педагогу важно пробудить интерес учащегося к занятиям, желание вслушиваться в музыку, научить его воспринимать простейшие музыкальные образы. При разучивании музыкальных произведений педагогу следует обращать внимание на качество звукоизвлечения, на аппликатуру, на свободную и естественную посадку за инструментом. Правильная посадка и постановка рук способствует устранению излишних напряжений мышц.
Очень хорошо при игре произведения проговаривать ноты вслух, способствуя быстрому запоминанию их как на нотном стане, так и на грифе. После разучивания пьесы наизусть нужно пропевать ее со словами, если таковы есть, также можно петь песенки и под аккомпанемент педагога.
Для расширения музыкального кругозора, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними. Сочетание показа на инструменте со словесным объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующий интерес, внимание и активность ученика. Ансамблевое музицирование развивает чувство ритма, умение слушать партнера и гармонию звучания произведения.
Занятия в классе должны сопровождаться внекласной работой – посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.
- СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1983,1985
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. /на принципах техники Ф.Таррега– М.,2003
- Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. – М.,2003
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
Методическая литература
1. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
2. Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной
техники. М., Классика-XXI, 2004
3. Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006
4. Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре.
Киев, 2003
Нотная литература
1.Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): подготовительный класс
ДМШ /Сост.В.В.Гуркин-Ростов-на-Дону 1999
2. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара):1-2кл.ДМШ. Вып.I /Сост.А.Иванов-Крамской – М.,1989
3.Альбом юного гитариста. Вып.II И.Рехина-М.,1990
4.Юный гитарист. В.Калинин-М..1998
5. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы ДШИ /Сост. Н.Михайленко-Киев 1983
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по учебному предмету Подготовка концертных номеров.
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально - трудовое обучение (швейное дело)" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс
Адаптированная рабочая программа предназначена для преподавания швейного дела обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предусматрив...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Адаптированная рабочая программа по профессионально - трудовому обучению профиль «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...
Профориентация пианиста – одна из задач обучения в детской школе искусств (из личного опыта преподавателя)
Появление требований, связанных с новыми программами по ФГТ, еще больше накладывает ответственности за подготовку учащихся к поступлению в средние специальные музыкальные учреждения. 99% ребят продолж...
Рабочая программа по учебному предмету профессионально - трудовое обучение (швейное дело) для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль швейное дело) для 6а класса разработана на основеФедеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Профессионально-трудовое обучение" для 8 "б" класса
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (профиль «Сельскохозяйственный труд») для 8 «Б» класса ....
Организация школьных конкурсных мероприятий как один из путей преодоления школьной неуспешности при обучении в детской школе искусств
В данной работе автор делится опытом организации и проведения школьных конкурсных мероприятий, помогающих учащимся реализовать свой творческий потенциал...