Открытый урок "Познание себя - путь к саморазвитию"
учебно-методический материал по психологии (9 класс) по теме

Кононова Елена Александровна

Тренинговые упражнения, работа в группе , объяснение необходимости познания себя, работа с позитивными утверждениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Познание себя – путь к саморазвитию

Цель занятия: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Задачи занятия:

- сформировать знания о себе;

- показать влияние знаний о себе на отношение к другим людям;

- способствовать формированию критического мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

 -подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека

- содействовать установлению положительного эмоционального фона в классе.

-формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,

- овладение навыками практического самопознания;

- развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок;

- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Методы:  дискуссия, беседа, тренинг, психогимнастика, рефлексия, диагностика.

Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:

1.Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,

2 Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,

3.Несформированность навыков принятия решения,

4. Неуверенность в своих силах, тревожность,

5.Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.

Оборудование : ученические парты поставлены в круг.

Ход занятия

 Сегодня мы поговорим о нашем отношении с себе и о том, что мы знаем о себе.

     

Упражнение «Солнышко» (индивидуально)

Детям предлагается на листке бумаги нарисовать солнышко с лучиками. Далее предлагается нарисовать солнышку « личико». Когда рисунок будет завершен, детям дается задание написать в каждом лучике солнышка свои положительные качества, а в промежутках между лучиками написать те качества, которые хотели – бы исправить или сформировать у себя. В завершении упражнения желающим предлагается прочитать свои записи.

Обсуждение. Как нужно относится к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?

Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор знаний о себе», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.

Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: знание о себе- отношение к другим людям – знание о себе. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение  себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.

Упражнение «Что я знаю о себе» (любимое- нелюбимое)

Ребятам предлагается сесть в круг. Участники тренинга , передавая мяч по кругу , должны сказать о том, что они любят. Когда мяч вернется к начинающему игру, ребятам предлагается сказать о том, что они не любят.

Упражнение «Комплименты»

Передавая мяч друг другу, нужно  сказать товарищу хорошие слова, комплименты.

В завершении упражнения поблагодарить всех участников мероприятия аплодисментами.

Упражнение « Мои ресурсы» (коллективная работа)

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю , что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

 Карточки с выбранными позитивными утверждениями крепятся к каждому  ребенку.

 

Подведение итогов занятия. Работа с плакатом «Солнышко» (в группе)

Ребятам предлагается из предложенного набора карточек выбрать те, которые необходимы человеку для самосовершенствования, саморазвития

 Притча

Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.

Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсуждение:

  1. О чем эта притча?
  2. Какое отношение она имеет к нашему занятию? ( нужно знать  о себе хорошие и развивать в себе положительные качества).  

Верьте в себя.

Вы – самое большое сокровище.

Для вас нет ничего невозможного.  

Ваши достижения определяются  

Собственными желаниями

Верьте в своё занятие,

Мечтайте, о чём хотите мечтать

Будьте тем, кем желаете быть

Поверьте в свои силы!  

Участникам занятия раздаются тексты стихотворения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как добиться успеха

Слайд 2

Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь. Станислав Ежи Лец

Слайд 3

. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»

Слайд 4

: человек, высоко оценивающий свои возможности, постоянно «повышает планку »,

Слайд 5

Критерии выбора профессии: успешность; удовлетворенность работой; затраты здоровья . «Личный профессиональный план».

Слайд 6

«Личный профессиональный план».

Слайд 7

«План» – это не то, что написано на бумаге и озаглавлено «план», а образ, мысленное представление будущего .

Слайд 8

Схема построения образа профессионального будущего

Слайд 9

Дальняя профессиональная цель (мечта). Ближние профессиональные цели

Слайд 10

Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).

Слайд 11

Знания путей подготовки к достижению целей Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...

Открытое занятие "Мой путь к счастью"

Цель занятия:- показать,из чего складывается человеческое счастье и подвести к пониманию важнейших условий для этого;- способствовать созданию для человека, который должен сам создать свое счастье и п...

План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"

Изучение нового материала по данной теме....

Открытый урок "Расчет пути и времени" 7класс

Цель  урока:   сформировать положительное отношение к процессу познания; научить анализировать и обобщать полученные знания, применять их в практической деятельности; научить способам в...

Пути профессионального саморазвития педагога

Презентация доклада на педсовете․ В презентации--два пустых слайда:  в это время я запускала два авторских ролика, один--о воспитании, другой--цитаты об Учителях. Ролики можно посмотреть в моих в...