Открытый урок "Познание себя - путь к саморазвитию"
учебно-методический материал по психологии (9 класс) по теме
Тренинговые упражнения, работа в группе , объяснение необходимости познания себя, работа с позитивными утверждениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познание себя - путь к саморазвитию | 18.41 КБ |
как добиться успеха | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Познание себя – путь к саморазвитию
Цель занятия: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.
Задачи занятия:
- сформировать знания о себе;
- показать влияние знаний о себе на отношение к другим людям;
- способствовать формированию критического мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
-подчеркнуть ценность уникальности внутреннего мира каждого человека
- содействовать установлению положительного эмоционального фона в классе.
-формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,
- овладение навыками практического самопознания;
- развитие личностно значимых качеств: профессиональной рефлексии, эмпатии, критичности и гибкости установок;
- преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Методы: дискуссия, беседа, тренинг, психогимнастика, рефлексия, диагностика.
Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:
1.Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
2 Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
3.Несформированность навыков принятия решения,
4. Неуверенность в своих силах, тревожность,
5.Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Оборудование : ученические парты поставлены в круг.
Ход занятия
Сегодня мы поговорим о нашем отношении с себе и о том, что мы знаем о себе.
Упражнение «Солнышко» (индивидуально)
Детям предлагается на листке бумаги нарисовать солнышко с лучиками. Далее предлагается нарисовать солнышку « личико». Когда рисунок будет завершен, детям дается задание написать в каждом лучике солнышка свои положительные качества, а в промежутках между лучиками написать те качества, которые хотели – бы исправить или сформировать у себя. В завершении упражнения желающим предлагается прочитать свои записи.
Обсуждение. Как нужно относится к себе? Как связано отношение к себе с отношением к другим людям?
Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, то есть формирует «набор знаний о себе», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми.
Примечательно, что отношение к себе и отношение к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: знание о себе- отношение к другим людям – знание о себе. Человек, считающий себя хорошим, видит хорошее в других людях, хорошо к ним относится и в ответ получает такое же отношение, что повышает его мнение себе и уверенность в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной раз убеждая его в своей никчемности и неумелости.
Упражнение «Что я знаю о себе» (любимое- нелюбимое)
Ребятам предлагается сесть в круг. Участники тренинга , передавая мяч по кругу , должны сказать о том, что они любят. Когда мяч вернется к начинающему игру, ребятам предлагается сказать о том, что они не любят.
Упражнение «Комплименты»
Передавая мяч друг другу, нужно сказать товарищу хорошие слова, комплименты.
В завершении упражнения поблагодарить всех участников мероприятия аплодисментами.
Упражнение « Мои ресурсы» (коллективная работа)
Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:
Я могу это сделать.
Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.
Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.
Я могу измениться так, как считаю нужным.
Я имею право вслух говорить о своём мнении.
Моё мнение может отличаться от остальных.
Я ощущаю свою ценность и уникальность.
Я понимаю , что способен на многое.
Я осознаю богатство своего внутреннего мира.
Карточки с выбранными позитивными утверждениями крепятся к каждому ребенку.
Подведение итогов занятия. Работа с плакатом «Солнышко» (в группе)
Ребятам предлагается из предложенного набора карточек выбрать те, которые необходимы человеку для самосовершенствования, саморазвития
Притча
Когда – то старый индеец открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк добро – мир, любовь, надежду, истину, милосердие, верность. Эта борьба идёт внутри постоянно между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством.
Маленький мальчик, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обсуждение:
- О чем эта притча?
- Какое отношение она имеет к нашему занятию? ( нужно знать о себе хорошие и развивать в себе положительные качества).
Верьте в себя.
Вы – самое большое сокровище.
Для вас нет ничего невозможного.
Ваши достижения определяются
Собственными желаниями
Верьте в своё занятие,
Мечтайте, о чём хотите мечтать
Будьте тем, кем желаете быть
Поверьте в свои силы!
Участникам занятия раздаются тексты стихотворения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь. Станислав Ежи Лец
. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
: человек, высоко оценивающий свои возможности, постоянно «повышает планку »,
Критерии выбора профессии: успешность; удовлетворенность работой; затраты здоровья . «Личный профессиональный план».
«Личный профессиональный план».
«План» – это не то, что написано на бумаге и озаглавлено «план», а образ, мысленное представление будущего .
Схема построения образа профессионального будущего
Дальняя профессиональная цель (мечта). Ближние профессиональные цели
Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).
Знания путей подготовки к достижению целей Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2. Открытие европейцами торговых путей в Америку.
Презентация к уроку в 7 классе....
Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.
В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...
Открытое занятие "Мой путь к счастью"
Цель занятия:- показать,из чего складывается человеческое счастье и подвести к пониманию важнейших условий для этого;- способствовать созданию для человека, который должен сам создать свое счастье и п...
План-конспект открытого урока "На пути к жизненному успеху"
Изучение нового материала по данной теме....
Открытый урок "Расчет пути и времени" 7класс
Цель урока: сформировать положительное отношение к процессу познания; научить анализировать и обобщать полученные знания, применять их в практической деятельности; научить способам в...
Пути профессионального саморазвития педагога
Презентация доклада на педсовете․ В презентации--два пустых слайда: в это время я запускала два авторских ролика, один--о воспитании, другой--цитаты об Учителях. Ролики можно посмотреть в моих в...
Открытый классный час Путь длиною в 11 лет
все мы родом из детства...