Программа ЗОЖ для обучающихся 5 классов
рабочая программа по психологии (5 класс)

Федорова Елена Михайловна

Календарно-тематическое планирование по формированию психологического здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_tolerantnost_programma_5_klassy.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Посеешь мысль -  пожнёшь поступок,

 посеешь поступок - пожнёшь привычку,

посеешь привычку - пожнёшь характер,

посеешь характер - пожнёшь судьбу.

Хочешь изменить мир - начни с себя

       

        В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.  Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

      Помимо важных и позитивных перемен, которые произошли в России в 1990-х гг. в развитии страны имели место и негативные явления, оказавшие деструктивное воздействие на общественную нравственность и гражданское самосознание, а также на социальную сферу.      

     Духовная дезинтеграция общества, девальвация ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия среди стран-лидеров по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.

    Одна из причин такого положения в том, что не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.

     Подростковый возраст- важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток- уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

      Проблемы личностного роста имеют для нас значение с практической точки зрения. Поэтому наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности подростка через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения к себе, с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды и быть терпимыми к взглядам других.

     Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора бедующих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

     Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества- значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

        Одна из главных задач предлагаемого курса- сделать понятие «толерантность», психологическое здоровье близким и ясным для каждого подростка.

       Важной темой курса является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключается основные различия между толерантной и интолерантной личностями.

   Учащиеся  должны осознать, что позитивное отношение к себе, адекватное понимание себя, формирование жизненных планов и корректировка ценностных ориентаций, развитие эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях и умений преодолевать жизненные трудности является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к себе, окружающим и доброжелательным отношением к миру.

         Важной целью курса является:

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Задачи воспитания и социализации

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, психического (душевного), социального (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  5. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  6. первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
  7. первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  8. отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Ожидаемые результаты

  1. укрепление физического и психосоматического здоровья обучающихся
  2.    формирование основ учиться и способности организовать свою деятельность (умение принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с другими)
  3.  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся
  4. духовно-нравственное развитие и воспитание, формирующее принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей:

      1)       готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2)      знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их               значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3)      понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4)      становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

5)      осознание ценности человеческой жизни.

Воспитательные результаты

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  2. элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  3. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  4. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направления по реализации задач программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5 классов

Наименование направлений

Ценности

Содержание и виды  деятельности

Формы  занятий

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (толерантного поведения)

Нравственный  выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

беседы, экскурсии, заочных путешествия, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России.

 Участие  в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия.

 беседы, классные

 часы, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Ознакомление  с основными правилами поведения в лицее, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Усвоение  первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.

Посильное  участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.

Социальное проектирование

Получение  первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

участие в беседах о семье, о родителях и прародителях.

Расширение  опыта позитивного взаимодействия в семье.

в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Здоровье  физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Приобретение  познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья.

 уроки физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в система внеклассных мероприятий, включая встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью.

Участие  в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья.

Спортивные состязания с классами по параллели

Практическое  освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки.

в спортивных секциях лицея и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований.

Составление  здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха.

динамические паузы, подвижные игры, ритмика, релаксация, уроки оздоровления

Получение  навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности).

 беседы, просмотр учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений.(Центр АНТИСПИД, по проблемам семьи «Кардея»)

Получение  элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного), психологического, психического и социально-психологического (здоровья семьи и коллектива образовательного учреждения).

беседы с медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями).

Получение  знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

бесед с медицинскими работниками, родителями (законными представителями).

Всего по формированию навыков    психологическому направлению-12 часов

Всего по формированию толерантного отношения – 12 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата

ЗОЖ

  1. Режим дня
  2. Мультфильм « Распорядок»
  3. Самочувствие – активность- настроение»
  4. Выпуск стенгазеты «Я за здоровый образ жизни»

4 часа


Толерантность: что это? (часть 1)

1. Анализ басни «Кот и ласточка». Самостоятельная работа (работа с текстом басен и притч «Придумай конец истории», рисование иллюстрации к басни),

2.Создание презентаций по теме «Я.МЫ. ОН. Она» Практические упражнения «Отличие», «Три фразы»;

3.Разыгрывание проблемной ситуации. Работа в парах.

3 часа


Толерантная личность

  1. Черты толерантной личности.
  2. Черты интолерантной личности

Просмотр худ фильма «Чучело»

2 часа

Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

Самодиагностика самооценка (методика Е.В. Сидоренко), акцентуации характера (методика Шмишека. Анализ притчи (под ред. Е.Н. Орлик «Отдай мне самое дорогое..» .Обсуждение отрывка из книги Пауло Коэльо

«Воин света».

2 часа

Методы преодоления жизненных кризисов и развитие эмоциональной устойчивости.

1.Деловая игра «Путешествие на воздушном шаре»

2. Лепка «Мои эмоции»

3. Викторина «Я имею право, я обязан»

3 час

Встречи с интересными людьми.

2 часа

Экскурсия в спортивный комплекс Арена

1 час

Просмотр мультфильма «Твое здоровье»

1 час

Посещение ЦДБ тематических выставок

2 часа

Конкурс «Лучшая листовка о ЗОЖ», «Лучшая пословица о ЗОЖ»

1 час

КВН

2 час

«Что? Где? Когда?»

1 час

Итого

24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывает...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

« Программа логопедического сопровождения обучающегося 2 «Д» класса (ОВЗ) как часть адаптированной образовательной программы».

Индивидуальная программа для младшего школьника с нарушением ОДАПрограмма коррекции звукопроизношение младших школьников с ОВЗ (ЗПР)Программа внеурочных коррекционных логопедических занятий с обучающи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» для среднего общего образования (базовый уровень) для обучающихся с ОВЗ Срок освоения программы 1 год (10 класс)

Обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика английского языка как учебного предмета заключается в его интегративном ха...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...