Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид) Письмо и развитие речи 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к русскому языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале
Задачи преподавания письма и развития речи:
· закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
· учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
· воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция фонематического слуха.
2. Коррекция артикуляционного аппарата.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция мышц мелкой моторики.
5. Коррекция познавательных процессов.
Общая характеристика курса
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное», «Предложение».
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Место курса «Письмо и развитие речи» в учебном образовательном плане.
Учебный образовательный план МОУ СОШ с. Калда предусматривает изучение письма и развития речи в 6 классе ( адаптированное обучение)в объёме 137 ч. в год (4 ч. в неделю).
Авторская программа рассчитана на 137 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель),
Структура курса
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ | Тема раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Повторение: · Предложение |
4ч. |
|
|
|
4ч. |
2 | Звуки и буквы | 4ч. |
|
|
| 4ч. |
3 | Состав слова | 14ч. | 1ч. |
|
| 15ч. |
4 | Части речи: · Имя существительное · Имя прилагательное |
| 2ч. 21ч. |
4ч. 25ч. |
11ч. | 2ч. 25ч. 36ч. |
5 | Предложение |
|
|
| 8ч. | 8ч. |
6 | Повторение |
|
|
| 4ч. | 4ч. |
7 | Изложение | 1ч. | 1ч. | 3ч. | 1ч. | 6ч. |
8 | Сочинение | 1ч. |
| 1ч. |
| 2ч. |
9 | Упражнения на закрепление | 6ч. | 4ч. | 4ч. | 8ч. | 22ч. |
10 | Проверочный диктант | 1ч. | 1ч. | 2ч. | 1ч. | 5ч. |
11 | Контрольный диктант | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4ч. |
| Итого:
| 32ч. | 31ч. | 40ч. | 34ч. | 137ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по письму и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi_adaptirovannaya_programma_po_inklyuzivnomu_obucheniyu_._5_klass.docx | 88.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла _________/Хуснетдинова Э.Ш./ Протокол №___ от «___» ____________ 2014 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ /Абушаева Г.Х./ «___» ____________ 2014 г. | Утверждаю Директор МОУ СОШ с. Калда МО «Барышский район» ________ / Таиров И.А. / Приказ № ____ от «___» ____________ 2014 г. |
Рабочая программа для детей, обучающихся по адаптированной программе (8 вид)
Наименование учебного предмета Письмо и развитие речи
Класс 6
Уровень общего образования основное общее образование
Учитель Таирва Э.Ш.
Срок реализации программы, учебный год 2016/-2017 учебный год
Количество часов по учебному предмету всего часов в год - 137, в неделю - 4
Планирование составлено на основе : Программы специальных (коррекционных )образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014
Учебник : Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 270с
ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся с ограниченными возможностями составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.;
- САНПиНа 2.4.2 №2821-10, зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011года, регистрационный номер 19993;
- Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002года №29/2065-п « Об утверждении учебных планов специальных ( коррекционных)образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 г. Москва « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Устава МОУ СОШ с.Калда.
- Учебного плана школы.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к русскому языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития речи:
- закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция фонематического слуха.
- Коррекция артикуляционного аппарата.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Коррекция познавательных процессов.
Общая характеристика курса
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Состав слова», «Части речи: имя существительное; имя прилагательное», «Предложение».
Повторение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. двойные и непроизносимые согласные.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Предложение
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (примерная тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).
Повторение пройденного за год.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов.
География. Название рек, озер, городов.
Чтение и развитие речи. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Место курса «Письмо и развитие речи» в учебном образовательном плане.
Учебный образовательный план МОУ СОШ с. Калда предусматривает изучение письма и развития речи в 6 классе ( адаптированное обучение)в объёме 137 ч. в год (4 ч. в неделю).
Авторская программа рассчитана на 137 часов (4 часа в неделю, 35 учебных недель),
Структура курса
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4 часа в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ | Тема раздела | четверти | Итого: | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Повторение:
| 4ч. | 4ч. | |||
2 | Звуки и буквы | 4ч. | 4ч. | |||
3 | Состав слова | 14ч. | 1ч. | 15ч. | ||
4 | Части речи:
| 2ч. 21ч. | 4ч. 25ч. | 11ч. | 2ч. 25ч. 36ч. | |
5 | Предложение | 8ч. | 8ч. | |||
6 | Повторение | 4ч. | 4ч. | |||
7 | Изложение | 1ч. | 1ч. | 3ч. | 1ч. | 6ч. |
8 | Сочинение | 1ч. | 1ч. | 2ч. | ||
9 | Упражнения на закрепление | 6ч. | 4ч. | 4ч. | 8ч. | 22ч. |
10 | Проверочный диктант | 1ч. | 1ч. | 2ч. | 1ч. | 5ч. |
11 | Контрольный диктант | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 1ч. | 4ч. |
Итого: | 32ч. | 31ч. | 40ч. | 34ч. | 137ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по письму и развитию речи
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит.
Словарь.
Агроном, антенна, апельсин, балкон, богатство, выкройка, вытачка, гербарий, депутат, директор, добыча, договор, женщина, инженер, интересный, календарь, кефир, командир, коммунист, конфета, космонавт, мавзолей, мандарин, материя, медаль, мужчина, оборона, океан, перрон, печенье, пожалуйста, председатель, прекрасный, рапорт, сейчас, семена, сервиз, середина, сметана, смородина, солдат, соседи, телеграмма, теперь, трибуна, фанера, фашист, фонтан, хозяин, шоколад, шоссе, экватор (52 слова).
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 65-70 слов.
- в подробных изложениях – 45-70 слов.
- в словарном диктанте – 15-20 слов.
- объем творческих работ на уроке – 30-40 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 6 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Количество часов | Тип урока/форма проведения | Планируемые результаты освоения материала | ФОПД | Коррекционная работа | Система контроля | ||||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||
1 четверть Повторение | ||||||||||||||||
1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | Р.Р.Урок «открытия нового знания» | Научиться различать главные члены предложения от второстепенных. | Выделяют количественные характеристики объектов. Восстанавливают предметную ситуацию путем пересказа | Форимрование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | Знакомство с учебником,. Беседа. Ролевая игра | Коррекция внимания, речи, памяти, фонематического слуха, расширение знаний об окружающем мире через распространение предложений. | Контроль учителя | |||||||
2 | Однородные члены предложения. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Научиться находить однородные члены предложения. | соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;, | Стремление к речевому самосовершенствованию | Индивидуальная , групповая, работа в малых группах | Контроль учителя | ||||||||
Звуки и буквы | ||||||||||||||||
3 | Алфавит. Звуки гласные и согласные. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Научиться составлять различные списки в алфавитном порядке,правильно произносит буквы и звуки. | уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть | Формирование познавательного интереса | Индивидуальные задания. Чтение и анализ текста. Самостоятельная работа. | Совершенствование орфографической зоркости. | Самоконтроль | |||||||
4 | Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мягкие. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии; знать особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками; подбирать односложные слова с гласными звуками, записывать их, используя элементы транскрипции | Составлять транскрипцию, находить безударную гласную в корне | Интерес к изучению языка | диктант. Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем | Развитие слухового внимания. | Контроль учителя | |||||||
5 | Правописание звонких и глухих согласных. Письмо по памяти. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знать, какие орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме | Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (т.е. анализу) | Индивидуальные задания; работа с текстом.. | Деление текста на части. | Контроль учителя | |||||||
6 | Составление рассказа по опорным словам и словосочетаниям, сочинение «Снегурочка». | 1 | Р.Р.Урок развития речи | Знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ по картинкам. Уметь использовать в рассказе диалог и прямую речь | Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения, соблюдать основные нормы русского литературного языка | Интерес к созданию собственных текстов; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств при создании сочинения в письменной форме. | Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем | Развитие письменной речи. | Самоконтроль | |||||||
7 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок рефлексии | Знать, какие орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме | Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки; | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Тренировочные упражнения | Предложения по схемам. | Самоконтроль | |||||||
8 | Проверочный диктант «Моя комната» по теме «Звуки и буквы». Работа над ошибками. | 2 | Урок развивающего контроля | Знать способы проверки правильности написания букв в окончаниях | Уметь правильно писать слова с орфограммами в окончаниях, обозначать условия выбора правильных написаний; | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | индивидуальная | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
9 | Корень и однокоренные слова. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова, использовать их при поборе правильного написания слов | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, находить и исправлять чужие ошибки | Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию | Ролевая игра работа с учебником | Деформированные предложения. | Самоконтроль | |||||||
10 | Приставка. Образование слов при помощи приставки. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; определять состав слова | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Развитие фонематического слуха. | Взаимоконтроль | |||||||
11 | Суффикс. Образование слов при помощи суффикса. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; уметь выделять суффиксы, объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах; группировать слова по значению суффиксов | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык | Анализ схемы; выборочно-распределительное списывание. Проверочная работа | Связь слов в предложении. | Взаимоконтроль | |||||||
12 | Окончание. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать определение окончания слова, грамматическое значение окончаний; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении, о способе обозначения нулевого окончания; выделять в слове окончание; уметь определять грамматическое значение окончаний | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Стремление к речевому самосовершенствованию | Наблюдения по таблице, работа по учебнику | Деформированный текст. | Контроль учителя | |||||||
13 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок рефлексии | Научиться применять алгоритм различения частей слова. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Сопоставление. Редактирование текста | Родственные слова. | Контроль учителя | |||||||
14 | Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант. | 1 | К.Р.Урок развивающего контроля | Составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарем | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | диктант. Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем | Подбор родственных слов. | Контроль учителя | |||||||
15 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Урок открытия нового знания | Составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарем | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | практическая работа со взаимопроверкой. | Однокоренные слова. | Контроль учителя | |||||||
16 | Непроизносимые согласные в корне слова. Письмо по памяти. | 1 | .Урок общеметодичес кой направленности | Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова, правильно писать слова с непроизносимыми согласными | Соблюдать в практике изученное орфографическое правило, пользоваться орфографическим словарем | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Индивидуальные задания; работа с текстом.. | Развитие связной речи. | Контроль учителя | |||||||
17 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок рефлексии | Составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарем | Соблюдать в практике изученное орфографическое правило, пользоваться орфографическим словарем | Формирование устойчивой мотивации к обучениию | Индивидуальные задания; работа с текстом.. | Подбор слов по схемам. | Контроль учителя | |||||||
18 | Приставка и предлог. Письмо по памяти. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать отличия предлога от приставки, разграничивать предлоги и приставки, правильно писать предлоги со словами, усвоить понятие орфограммы - пробела | Соблюдать в практике изученное орфографическое правило, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | Стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к созданию собственных текстов | Сопоставление. Редактирование текста | Развитие памяти и внимания. | Контроль учителя | |||||||
19 | Разделительный твёрдый знак (Ъ) после приставок. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать правило употребления разделительных ъ и ь, находить их в словах, разграничивать ь разделительный и ь – показатель мягкости, правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков в словах с Ъ, Ь | Соблюдать в практике изученное орфографическое правило, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | Стремление к речевому самосовершенствованию | Сопоставление. Редактирование текста | Деформированный текст. | Контроль учителя | |||||||
Лексика. Культура речи | ||||||||||||||||
20 | Письменный краткий пересказ, изложение «Догадливый хомяк». | 1 | Урок развития речи | Знать основные признаки текста, уметь отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст, озаглавливать текст, составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план | Соблюдать нормы построения письменного текста, правила правописания | Стремление к речевому самосовершенствованию, достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста | диктант. Чтение и анализ текста; работа с таблицей, со словарем | Развитие письменной речи. | Контроль учителя | |||||||
21 | Правописание приставок. Письмо по памяти. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать правило правописания приставок, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках в сильной позиции; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык. | Индивидуальные задания; работа с текстом.. Работа с учебником | Развитие памяти и внимания. Творческое задание | Контроль учителя | |||||||
22 | Деловое письмо-объявление. | 1 | Р.Р.Урок развития речи | Знать о теме сочинения, об основной мысли, стиле сочинения, о том, как составлять отзыв, писать сочинение на выбранную тему; составлять устный отзыв на сочинение товарища, используя памятку | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к созданию собственных текстов, стремление к речевому самосовершенствованию | Индивидуальная работа. Творческое задание | Развитие письменной речи. | Самоконтроль | |||||||
23 | Контрольный диктант «Черепаха» по теме «Состав слова». Работа над ошибками. | 2 | К.Р.Урок развивающего контроля | Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания контрольного диктанта, выполнения грамматического задания | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи | Творческое задание | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
24 | Составление рассказа, сочинение «К людям за помощью». | 1 | Р.Р Урок развития речи | Знать о теме сочинения, об основной мысли, стиле сочинения, о том, как составлять отзыв, писать сочинение на выбранную тему; составлять устный отзыв на сочинение товарища, используя памятку | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к созданию собственных текстов, стремление к речевому самосовершенствованию | Наблюдение, работа с иллюстрациями | Развитие письменной речи. | Самоконтроль Контроль учителя | |||||||
25 | Упражнения на закрепление. Словарный диктант. | 2 | Урок рефлексии | Научиться различать слова общеупотребительные и необщеупотребительные | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Развитие орфографической зоркости. | Контроль учителя | |||||||
Части речи | ||||||||||||||||
26 | Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Упражнения в определении частей речи. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать определения частей речи, последовательность распознавания частей речи, уметь различать части речи, уметь различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры. Уметь находить глагол в предложении, определять его время, лицо и число, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица | Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения | Стремление к речевому самосовершенствованию | Изложение по плану | Схемы слов. | Контроль учителя | |||||||
27 | Род, число, падеж имен существительных. | 1 | Знать о принадлежности слова к одному из трех родов. Уметь определять род имени существительного; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | Изложение по плану | Ответы на вопросы. | Контроль учителя | ||||||||
28 | Имена собственные. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Знать деление существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п.; распознавать имена собственные и нарицательные; озаглавливать текст | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом; | Понимание русского языка как одной из национально – культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Предложения по картинке. | Взаимоконтроль | |||||||
29 30 | Склонение имен существительных в единственном числе. Письмо по памяти. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Научиться различать лексику исконно русскую и заимствованную, составлять лингвистический текст описания по алгоритму выполнения задачи | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования лексического состава текста | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи | Беседа. Обобщение учителя. Объясне Работа с деформированным текстом. ние учителя. Тренировочные упражнения | Работа с деформированным текстом. | Взаимоконтроль | |||||||
31 | Окончания существительных 1-го склонения в Р.,Д., П. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать способ определения склонения имен существительных. Уметь задавать падежные вопросы, применять правило «И-Е в окончаниях существительных» | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к обучению, изучению и закреплению нового | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Составление предложений. | Взаимоконтроль | |||||||
32 | Окончания существительных 2-го склонения в Т., П. падежах. Устаревшие слова. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Развитие мышления. | Взаимоконтроль | |||||||
33 | Окончания существительных 3-го склонения в Р.,Д., П. падежах. | 1 | Урок общеметодис кой направленности | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Беседа. Обобщение учителя. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Составление словосочетаний. | Взаимоконтроль | |||||||
34 | Проверочный диктант «Школа в лесу» по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | 2 | К.Р.Урок развивающего контроля | Знать правописание падежных окончаний; применять изученные правила орфографии; уметь определять род, склонение, падеж и/с | Способность осуществлять самоконтроль | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Индивидуальная и коллективная работа с текстами | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
35 36 | Письменный пересказ, изложение «Красивая лиственница». | 1 | Р.Р. Урок развития речи | Уметь озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3 лица, включать в него описание предмета | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста | Индивидуальная и коллективная работа с текстами | ндивидуальная. | Контроль учителя | |||||||
37 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок общеметодической направленности | Научиться определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова, определять части речи, тему текста, его основную мысль | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Фронтальная, коллективная | Развитие орфографической зоркости. | Контроль учителя | |||||||
38 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 2 | Урок общеметодической направленности | Знать особенности написания и употребления форм мн.ч. имен существительных, уметь правильно писать и употреблять эти существительные | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе повторения и обобщения материала | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Фронтальная, коллективная | Развитие наглядно-образного мышления. | Контроль учителя | |||||||
39 | Дательный падеж существительных множественного числа. Словарный диктант. | 2 | Урок общеметодической направленности | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания контрольного диктанта, выполнения грамматического задания | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | диктант | Составление словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
40 | Письмо по памяти. Творительный падеж существительных множественного числа. | 2 | Урок рефлексии | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Фронтальная, коллективная | Развитие словесно-логического мышления. | Контроль учителя | |||||||
41 | Предложный падеж существительных множественного числа. | 2 | Урок открытия нового знания | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи | Фронтальная, коллективная | Деформированные предложения. | Контроль учителя | |||||||
42 | Родительный падеж существительных множественного числа. | 2 | Р.Р. Урок общеметодичес кой направленности | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Фронтальная, коллективная | Составление словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
43 | Правописание существительных с шипящей (ж, ш, ч, щ) на конце в Р.п. множественного числа. | 1 | Урок рефлексии | Знать правило выбора И-Е в безударных падежных окончаниях существительных, знать существительные на -ия, -ие,-ий как особую группу; уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять стиль речи, главную мысль текста, пересказывать текст | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения; адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста в письменной форме | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Индивидуальная деятельность | Развитие орфографической зоркости. | Контроль учителя | |||||||
44 | Контрольный диктант «Чудесное озеро» по теме «Склонение имен существительных». | 2 | К.Р. Урок развивающего контроля | Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Индивидуальная деятельность | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
3 четверть | ||||||||||||||||
45 | Письменный пересказ по плану, изложение «Мороз». | 1 | Р.Р. Урок развития речи | Уметь озаглавливать текст, подробно передавать содержание повествовательного текста от 3 лица, включать в него описание предмета | Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста | Фронтальная, индивидуальная | Развитие письменной речи. | Контроль учителя | |||||||
46 | Деловое письмо в стенгазету. | 1 | Р.Р.Урок развития речи | Знать о теме сочинения, об основной мысли, стиле сочинения, о том, как составлять отзыв, писать сочинение на выбранную тему; составлять устный отзыв на сочинение товарища, используя памятку | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к созданию собственных текстов, стремление к речевому самосовершенствованию | индивидуальная | Подписи к иллюстрациям. | Контроль учителя | |||||||
47 | Существительные только единственного и только множественного числа. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Знать существительные, имеющие форму только единственного числа, уметь употреблять эти существительные в речи; разграничивать и/с, имеющие оба числа, существительные, которые имеют форму только единственного или множественного числа | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Фронтальная, коллективная | Составление словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
48 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать существительные, имеющие форму только единственного числа, уметь употреблять эти существительные в речи; разграничивать и/с, имеющие оба числа, существительные, которые имеют форму только единственного или множественного числа | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Фронтальная, коллективная | Развитие орфографической зоркости. | Контроль учителя | |||||||
49 | Письменный пересказ, изложение по цветной репродукции картины Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси». | 1 | Урок развития речи | Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст, воспроизводить текст по этим словам. Сжато пересказывать его | Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме; соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста | Индивидуальная | Развитие письменной речи. | Контроль учителя | |||||||
50 | Проверочный диктант «Летом» по теме «Склонение существительных во множественном числе». Работа над ошибками. | 2 | Р.Р.Урок развивающего контроля | Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | Способность осуществлять самоконтроль | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | |||||||||
Имя прилагательное | ||||||||||||||||
52 | Имя прилагательное, как часть речи. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных, суффиксы прилагательных; подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; озаглавливать текст, определять основную мысль текста, стиль речи; делить текст на смысловые части | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Развитие слухового восприятия. | |||||||||
53 | Изменение имен прилагательных по родам. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности | Деформированные предложения. | |||||||||
54 | Окончания имен прилагательных в мужском роде. Словарный диктант. | 1 | Р.Р.Урок рефлексии | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Работа с текстами, самостоятельная работа | Развитие мышления. | Взаимоконтроль,контроль учителя | |||||||
55 | Составление рассказа по плану, сочинение «Как изменилась природа зимой». | 1 | Урок развития речи | Создавать собственный текст по заданному плану; включать в повествовательный текст элементы описания | Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, соблюдать основные нормы русского литературного языка и правила правописания | Интерес к созданию собственных текстов; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств при создании сочинения в письменной форме. | Беседа, практическая работа по карточкам | Развитие зрительной памяти. | Взаимоконтроль | |||||||
56 | Окончания имен прилагательных в женском роде. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи | Беседа, практическая работа по карточкам | Изменение слов по образцу. | Взаимоконтроль, контрол учителя | |||||||
57 58 | Окончания имен прилагательных в среднем роде. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Беседа, практическая работа по карточкам | Развитие слуховой памяти. | Взаимоконтроль | |||||||
59 | Родовые окончания прилагательных. Письмо по памяти. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Беседа, практическая работа по карточкам | Дополнение предложений. | Взаимоконтроль | |||||||
60 | Проверочный диктант «На границе» по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Работа над ошибками. | 2 | К.Р. Урок развивающего контроля | Знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте; правильно писать орфограммы, изученные в разделе | Способность осуществлять самоконтроль | Способность к самооценке | индивидуальная | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
61 | Изменение имен прилагательных по числам. | 3 | Урок рефлексии | Знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных, суффиксы прилагательных; подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; озаглавливать текст, определять основную мысль текста, стиль речи; делить текст на смысловые части | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Беседа, практическая работа по карточкам | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
62 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Знать морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных, суффиксы прилагательных; подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи; озаглавливать текст, определять основную мысль текста, стиль речи; делить текст на смысловые части | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Беседа, практическая работа по карточкам | Изменение слов по образцу. | Контроль учителя | |||||||
63 | Склонение имен прилагательных в единственном числе. | 2 | Урок «открытия нового знания» | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию письменного сообщения | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Беседа, практическая работа по карточкам | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
64 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | Урок общеметодической направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Творческая работа, работа с репродукциями , работа с текстом | Распространение предложений. | Контроль учителя | |||||||
65 | Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | Р.Р.Урок развивающего контроля | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста-описания | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Творческая работа, работа с репродукциями , работа с текстом | Выделение словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
66 | Письменный пересказ, изложение по плану «Дятел». | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Коллективная и индивидуальная работа | Составление словосочетаний и предложений. | Контроль учителя | |||||||
67 | Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 2 | Урок рефлексии | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Коллективная и индивидуальная работа | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
68 | Контрольный диктант «Гроза в горах» по теме «Склонение имен прилагательных в единственном числе». | 2 | Р.Р.Урок развивающего контроля | Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Индивидуальная | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | |||||||
69 | Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Деловое письмо другу. | 2 | Р.Р.Урок развивающего контроля | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Индивидуальная | Изменение предложений по образцу. | Контроль учителя | |||||||
70 | Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Письмо по памяти. | 2 | Урок рефлексии | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Фронтальная, коллективная | Составление словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
4 четверть | ||||||||||||||||
71 | Деловое письмо-заметка. | 1 | Р.Р.Урок общеметодичес кой направленности | Научиться определять род имени существительного, конструировать текст лингвистического рассуждения по теме урока | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи | Фронтальная, коллективная | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
72 | Склонение имен прилагательных женского рода. Словарный диктант. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Фронтальная, коллективная | Подбор синонимов. | Контроль учителя | |||||||
73 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Фронтальная, коллективная | Распространение предложений. | Контроль учителя | |||||||
74 | Письменный пересказ, изложение по плану и опорным словам «Чем пахнет весна». | 1 | Урок развития речи | Научиться определять род несклоняемых имен существительных, составлять с ними словосочетания | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи | Фронтальная, коллективная | Изменение предложений по образцу. | Контроль учителя | |||||||
75 | Винительный падеж имен прилагательных женского рода. Письмо по памяти. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Формировать познавательный интерес к индивидуальной и коллективной проектной деятельности | Фронтальная, коллективная | Подбор прилагательных к существительным. | Контроль учителя | |||||||
76 77 | Упражнения на закрепление. | 2 | Урок рефлексии | Научиться воспроизводить алгоритм конструирования синтаксических единиц с существительными общего рода | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Фронтальная, коллективная | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
78 | Проверочный диктант «Весенний день» по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». Работа над ошибками. | 2 | Урок развивающего контроля | Научиться применять алгоритм проведения морфологического анализа слова | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова | Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи | Фронтальная, коллективная.индивидуальная | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя взаимоконтроль | |||||||
79 | Упражнения на закрепление. Письмо по памяти. | 2 | .Урок общеметодичес кой направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста письма | Формирование навыков анализа своей деятельности в составе группы | Фронтальная, коллективная | Подбор ответов на вопросы. | Контроль учителя | |||||||
80 81 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 | Р.Р.Урок общеметодичес кой направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формировать познавательный интерес к индивидуальной и коллективной проектной деятельности | Фронтальная, коллективная | Составление словосочетаний. | Контроль учителя | |||||||
82 | Родительный и предложный падежи. | 1 | Урок рефлексии | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование устойчивой мотивации к самосоввршенствованию | Работа с толковым словарём, списывание текста | Замена предложений, одним словом. | Самоконтроль | |||||||
83 | Дательный и творительный падежи. Письмо по памяти. | 2 | Урок общеметодической направленности | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи | Индивидуальная | Составление предложений. | Контроль учителя | |||||||
84 | Упражнения на закрепление. Словарный диктант. | 2 | Урок рефлексии | Знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний | Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения. | Формировать устойчивую мотивацию к обучению на основе выполнения алгоритма лингвистической задачи | Чтение и лингвистический анализ текста Работа с толковым словарём | Составление предложений. | Контроль учителя | |||||||
Предложение | ||||||||||||||||
85 | Однородные члены предложения. | 1 | Урок общеметодической направленности | Знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами, условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; уметь составлять предложения с однородными членами, составлять схемы предложений; соблюдать правильную интонацию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового | Ответы на вопросы, приведение примеров | Составление предложений по схеме. | Контроль учителя | |||||||
86 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | Урок «открытия нового знания» | Знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами, условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; уметь составлять предложения с однородными членами, составлять схемы предложений; соблюдать правильную интонацию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового | Решение теста | Озаглавливание текста. | Контроль учителя | |||||||
87 | Знаки препинания между однородными членами. Письмо по памяти. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать условия постановки и непостановки запятой между однородными членами, условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове; уметь составлять предложения с однородными членами, составлять схемы предложений; соблюдать правильную интонацию. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Самостоятельная работа | Согласование прилагательных и существительных. | Самоконтроль | |||||||
88 89 | Сложное предложение. | 2 | Урок общеметодичес кой направленности | Знать структурные отличия простых и сложных предложений, знать деление сложных предложений на 2 группы (союзные и бессоюзные), знать правила постановки запятой в сложном предложении; умения составлять простые и сложные предложения, составлять схемы сложного предложения | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности,, проявление креативных способностей | Определе ние микротем. | Ответы на вопросы. | Контроль учителя | |||||||
90 | Обращение. | 2 | Урок общеметодической направленности | Знать, что такое обращение, знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи; знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями; уметь составлять предложения с обращениями, отличать обращение от подлежащего | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе выполнения творческого задания | Языковая разминка. Объяснение учителя. Тренировочные упражнения | Составление словосочетаний. | Самоконтроль | |||||||
91 | Упражнения на закрепление. Словарный диктант. | 2 | Урок рефлексии | Знать, что такое обращение, знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи; знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями; уметь составлять предложения с обращениями, отличать обращение от подлежащего | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Работа с таблицей. Распределительный диктант. | Подбор прилагательных. | Контроль учителя | |||||||
Повторение | ||||||||||||||||
92 | Повторение. | 1 | Урок общеметодичес кой направленности | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу; определять вид и время глаголов; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями | Формировать у учащихся способностей рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Составление собственного текста- по личным впечатлениям | Составление предложений. | Контроль учителя | |||||||
93 | Годовой контрольный диктант «Горные орлы». Работа над ошибками. | 2 | К.Р. Урок развивающего контроля | Научиться применять изученные правила | Формировать у учащихся способностей рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Проверка знаний учащихся. Отработка недочетов и пробелов в знаниях | Контроль учителя | ||||||||
94 | Повторение. | 2 | .Урок общеметодичес кой направленности | Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу; определять вид и время глаголов; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования прилагательного как части речи | Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового | Работа с рисунками и аналитическим материалом | Развитие мышления. | Контроль учителя |
Литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – Сб.1. – 232с.
- Русский язык 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 270с.
- Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления у детей, обучающихся по адаптированной программе 8 вида
приемы развития критического мышления...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей
Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования для умственно отсталы...
Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения
Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...