Нейропсихологический аспект диагностики детей с нарушениями речи.
статья по психологии по теме
Диагностика детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskiy_aspekt.docx | 25.44 КБ |
neyropsihologicheskiy_aspekt.pptx | 312.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологический аспект
диагностики детей с нарушениями речи.
Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку и является дифференциально-видовым признаком биовида homo sapiens («человек разумный»). А.Р. Лурия речевую функцию рассматривал как с точки зрения ее психологических особенностей, так и мозговой организации. В составе речи выделяются два основных уровня: 1) гностический и праксический, 2) смысловой.
Важная роль придаётся опосредованному характеру речевой функции. А.Р.Лурия указывал, что речевая деятельность требует различных невербальных опор, таких, как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Это означает, что:
- приобретение речи требует огромных мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга;
- овладение любой высшей психической деятельностью не возможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга.
Все вышеприведённые факты обуславливают необходимость более тщательного, глубокого обследования детей с речевой патологией. Анализ недостаточности речевой и других форм психической деятельности производится посредством нейропсихологического метода. Данный метод позволяет, во-первых, выявлять психофизиологические особенности, лежащие в основе тех или других аномальных проявлений, во-вторых – вычленять систему первично сохранных звеньев психической деятельности детей, в-третьих – более точно определять дальнейший образовательный маршрут ребёнка.
При обследовании детей с различными нарушениями речи на ПМПК в МБОУ «Центр диагностики и консультирования» города Армавира используются элементы нейропсихологических методик. Нейропсихологическому обследованию подвергаются дети, как правило, начиная с 5-летнего возраста. До этого периода используются игровые методики оценки развития высших психических функций и соответствия их развития возрасту. Результаты данного обследования позволяют прогнозировать возникновение трудностей обучения.
На основе анализа медицинских документов нейропсихологическое обследование проводится детям с различными нарушениями:
1) с тяжелыми очаговыми поражениями головного мозга с целью создания индивидуальной программы восстановления высших психических функций (последствия тяжелых нейроинфекций, черепно-мозговой травмы);
2) с тяжелыми последствиями перинатальных поражений головного мозга (детский церебральный паралич, эпилепсия);
3) с различными проявлениями минимальной мозговой дисфункции, в том числе с синдромом гиперактивности и дефицита внимания – с целью оценки развития высших психических функций, выявления нарушений, степени компенсации патологического процесса, разработки индивидуальной, эффективной программы развития отстающих высших психических функций;
4) с трудностями школьного обучения, особенно с такими феноменами, как феномен зеркальной деятельности, нарушения внимания, памяти; а также для оценки готовности ребенка к школьному обучению;
5) с эмоциональными расстройствами.
Применение нейропсихологического метода имеет ряд особенностей. Во-первых, задача педагога-психолога не ограничивается получением выводов о состоянии центральной нервной системы. С практической точки зрения важно оценить имеющиеся нарушения у ребёнка и дать последующие рекомендации по их коррекции.
Также в ходе обследования ребёнка необходимо чётко дифференцировать влияние социальных факторов на поведение ребёнка и выполнение им теста. Неоправданно интерпретировать результаты выполнения тестов без учёта факторов окружающей среды, в которых находится ребёнок.
Исследовать нарушенную, несформированную речь необходимо, начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосредования ВПФ.
Обследование начинается с изучения общей коммуникативной функции речи: понимания обращенной речи и невербальных средств — жестов, мимики, интонации и пр. педагога, спонтанной устной и диалогической речи. При этом необходимо обращать внимание на наличие/отсутствие эхолалий и персевераций, неадекватных ответов (подобные речевые реакции могут свидетельствовать о дисфункции заднелобных и лобных отделов), трудности подбора слов, построения фразы (возможна дисфункция теменно-височных отделов).
Затем исследуются автоматизированные формы речи (непроизвольные) и рядовая речь. Ошибки повторения оппозиционных пар звуков могут быть результатом не только нарушения фонематического слуха, но и дефектов моторики. Так же ошибки повторения слов могут быть связаны с разными причинами, поэтому важно классифицировать эти ошибки:
1) с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22 поле);
2) с инертностью речевого процесса (персеверации, контаминации) – заднелобные отделы;
3) с нарушением слухоречевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи ( литеральные моторные парафазии и др.)
При исследовании слухо-речевой памяти и объёма слухового восприятия возможны следующие ошибки: неудержание объёма фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии, что может говорить о дисфункции височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов.
После этого исследуются произвольные формы устной речи — повторение, называние предметов и действий, составление фраз по картинкам и в ответах на вопросы, пересказы сюжетных картинок. При этом уделяется внимание активности, развёрнутости, связности рассказа, лексике, наличию парафазий, аграмматизмов, соскальзыванию на побочные ассоциации, соответствию сюжету картинки и др. Эта проблема многозначна, с её помощью исследуется слухоречевая память, речь, вербальное мышление.
Исследование импрессивной речи начинается с обследования фонематического речевого слуха. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой, тогда сразу обнаруживаются нарушения понимания. И этот дефект скорее всего будет связан с дисфункцией височных отделов.
Исследование понимания речи начинается с обязательной последовательностью от целого к части (понимание текста, фразы, слов). Предлагаемые в ходе обследования пробы направлены на исследование понимания лексико-грамматических конструкций. Ошибки в понимании могут указывать на патологию зоны ТРО левого полушария мозга.
Материал исследования - вербальный и картиночный - должен быть высокочастотным, знакомым, объем должен соответствовать индивидуальным особенностям ребёнка. Вербальный и картиночный материал должен отвечать следующим характеристикам: а) частотность (частота встречаемости слова, картинки у детей соответствующего возраста); б) субъективная частотность (собственный словарь ребенка); в) знакомость; г) нейтральная эмоциональная насыщенность; д) длина слова не короче двух и не длиннее 3-4 слогов, фонетический состав слова – средняя и легкая сложность.
Уровень сформированности устной речи у детей дошкольного возраста является предпосылкой к формированию письменной речи. Строение письма является сложным и разным по структуре этапов формирования. Для полноценного овладения данным видом речевой деятельности у ребёнка должны быть сформированы следующие компоненты:
1. Устная речь, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
2. Разные виды восприятия, ощущений и званий и их взаимодействия:
- зрительно-пространственный гнозис;
- слухо-пространственный гнозис;
- сомато-пространственные ощущения;
- знания и ощущения схемы числа;
- знания и ощущения «правого» и «левого».
3. Двигательная сфера тонких движений, предметные действия (т.е. разные виды праксиса рук), их подвижность, переключаемость, устойчивость и др.
4.Абстрактные способы деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
5. Общее поведение, регуляция, саморегуляция, контроль за действиями.
Письмо может быть не сформировано или нарушено в разных звеньях и иметь разную топику поражения мозга, а следовательно, и разные методы его восстановления или формирования.
Чтение также является сложным психическим процессом, который имеет связь как с речью, так и с разными формами восприятия (акустическое, зрительное, оптико-пространственное, пространственное). Психологическое содержание чтения — это, прежде всего процесс смыслового восприятия и понимания письменной речи. В реализации процесса чтения принимают участие такие ВПФ, как внимание, память, мышление.
В связи с этим, на момент начала обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы следующие компоненты:
- звукобуквенный анализ и синтез;
- смысловые догадки;
- удержание информации;
- понимание;
- процесс контроля – сличения возникающих при чтении гипотез с написанными словами.
Недоразвитие или нарушение хотя бы одного из вышеприведённых компонентов ведёт к возникновению различных видов дислексий.
Работа с детьми, имеющими речевые патологии – процесс длительный и трудоёмкий. При подозрении незрелости каких-либо структур головного мозга кроме индивидуальной для ребёнка психолого-педагогической программы, родителям рекомендуется консультация у врача-невролога, поскольку только комплексный подход (коррекционно-педагогический и медицинский) могут дать ожидаемый результат.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихология - научная дисциплина, созданная выдающимся отечественным ученым А.Р.Лурией , на стыке неврологии и нейропсихологии. Раскрывает мозговые механизмы высшей психической деятельности человека.
РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.
Нейропсихологическое обследование в МБОУ «Центр диагностики и консультирования» города Армавира проводится с детьми с различными нарушениями: 1) с тяжелыми очаговыми поражениями головного мозга(последствия тяжелых нейроинфекций , черепно-мозговой травмы); 2) с тяжелыми последствиями перинатальных поражений головного мозга (детский церебральный паралич, эпилепсия); 3) с различными проявлениями минимальной мозговой дисфункции, в том числе с синдромом гиперактивности и дефицита внимания; 4) с трудностями школьного обучения, особенно с такими феноменами, как феномен зеркальной деятельности, нарушения внимания, памяти; а также для оценки готовности ребенка к школьному обучению; 5) с эмоциональными расстройствами.
I. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМП РЕССИВНОЙ РЕЧИ
III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»
Коррекционно-музыкальная программа для детей с нарушениями речи «Музыка, речь, театр»...
Занятие-развлечение для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6-7 лет «Сказочные истории».
Совершенствование связной речи и вовлечение родителей в данную деятельность....
Типы отклоняющегося развития, наблюдаемые у детей и подростков в образовательной организации. Причины и механизмы их формирования. Дети с нарушениями речи.
30.11.2017 Материалы курсов «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.
Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ: ТЕМП, РИТМ, ИНТОНАЦИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Данная статья носит практический характер и содержит игры и упражнения для развития просодической стороны речи детей с нарушениями речи...