Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
консультация
Предварительный просмотр:
Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
Рука является вышедшим наружу головным мозгом
И.Кант.
Современный образовательный процесс ставит перед педагогом необходимость поиска новых методов и приёмов работы с детьми с речевыми нарушениями. Оптимальным вариантом при этом поиске становится совмещение традиционных подходов и современных технологий в коррекционно-образовательном процессе.
Известно, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторики пальцев рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, зависит от его активности. Чем более уравновешено взаимодействия двух его полушарий, тем более способным и одарённым вырастет ребёнок.
Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь логопеду приходит «гимнастика ума» или кинезиологические упражнения.
Основная идея, на которой построена эта гимнастика – связь и влияние в процессе обучения 3 элементов: мозга, тела и эмоций.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физическом здоровье детей через определённые двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные воздействия.
Цель кинезиологических упражнений:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи этих упражнений:
- Развитие межполушарной специализации.
- Синхронизация работы полушарий головного мозга.
- Развитие мелкой моторики рук, моторики тела.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)
- Коррекция речи.
- Подготовка к письму и чтению.
Результативность коррекционной работы зависит от определённых условий:
1.Занятия проводятся систематически.
2. Занятия проводятся систематически.
3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
4. Занятия проводятся перед интенсивной умственной нагрузкой.
5. Требуется точное выполнение движений и приёмов.
6. На начальном этапе разучивается упражнение ведущей рукой (правой), затем левой, и только потом двумя руками одновременно.
7. Продолжительность занятия от 5 до 35 минут в день в зависимости от возраста детей, этапа обучения.
8.Каждое упражнение выполняется 1-2 минуты.
Кинезиологические упражнения особенно эффективны в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. У таких детей недостаточно развита моторика кистей и пальцев рук, нарушена координация движений. Внимание неустойчиво, ограничены возможности его распределения. Дети с трудом сравнивают и обобщают. Анализ и синтез формируется медленно.
У каждого из вас, наверняка, есть любимые методы и приёмы, которые вы используете в работе. Предлагаю посмотреть наш мастер-класс по коррекции звукопрозношения. Хочется надеяться, что вы пополните свою педагогическую копилку новыми знаниями, которые пригодятся вам в работе с детьми.
Итак, мастер-класс по постановке и закреплению звука –с-.
1 этап: формирование длительного плавного выдоха и постановка изолированного звука (с-с-с).
Упражнение «Включим воду» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно растирать уши и пропевать звук –с-.
Упражнение «Моем руки» - ладони двигаются вперёд-назад, а затем пальцы в замок, пропевать звук –с- длинно и коротко.
2 этап: Закрепление звука –с- в слогах.
Упражнение «Пальчики здороваются» - са, со, су, сы, сэ. Последовательность вариатируется. Предварительно за каждым пальцем закрепляется гласный звук:
Большой –А, указательный – О, средний – У, безымянный – Ы, мизинец – Э.
Упражнение «Колечки» - ас, ос, ус, ыс, эс.
3 этап: Закрепление звука –с- в словах,
Упражнение «Покажи слово» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно показывать заданное слово и проговаривать его. Например: оса – пальцы прямых рук собраны вместе.
Упражнение «Кулак- ладонь - ребро» - На каждое положение рук проговаривается одно слово. Например: кулак – сок, ребро – стакан, ладонь – стол.
4 этап: Автоматизация звука –с в чистоговорках, стихах, текстах.
Чистоговорки произносятся на основе упражнений «Пальчики здороваются» и «Колечки», добавляя упражнение « Покажи слово».
Например»: Са-са-са-вот летит оса. Со-со-со-у осы колесо.
Су-су-су-я боюсь осу. Сы-сы-сы- летят осы.
При проговаривании стихов и текстов каждое слово сопровождается показом определённой позы рук.
Например»: Под высокой (руки вверх, пальцы согнуты) сосной (руки вверх, пальцы в стороны),
Скачет( ладони вниз , двигаются указательный и безымянный пальцы) зайка ( ладонь сжата в кулак, указательный и безымянный пальцы вверх) косой ( ладонь на уровне груди параллельно полу).
Таким образом, хочется отменить, что применение кинезиологических упражнений является эффективным методом в работе с детьми.
Литература: СиротюкА.Л. «Обучение детей с учётом физиологии», Москва 2000.
Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон «Гимнастика мозга», 2015.
Аммосова В.Г., Николаева Л.В. «Кинезиологические упражнения в коррекции звукопрозношения у детей», Научное обозрение. Пед.науки, 2019 № 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.
Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...
Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".
Работая в школе (СКУ 1 вида) столкнулась с проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.
Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....
Роль музыки в коррекции нарушенных функций у детей с нарушениями ОДА.
Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит...
Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью
В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять кинезиологические упражнения, ...
"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".
Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...
Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....