Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.
консультация

Валиуллина Гузель Ринатовна

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mozga.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Применение кинезиологических упражнений при коррекции нарушений произношения у детей с нарушениями речи.

                                                           Рука является вышедшим наружу                                     головным мозгом

И.Кант.

Современный образовательный процесс ставит перед педагогом необходимость поиска новых методов и приёмов работы с детьми с речевыми нарушениями. Оптимальным вариантом при этом поиске становится совмещение традиционных подходов и современных технологий в коррекционно-образовательном процессе.

Известно, что уровень развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности моторики пальцев рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, зависит от его активности. Чем более уравновешено взаимодействия двух его полушарий, тем более способным и одарённым вырастет ребёнок.

Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. И вот тут на помощь логопеду приходит «гимнастика ума» или кинезиологические упражнения.

Основная идея, на которой построена эта гимнастика – связь и влияние в процессе обучения 3 элементов: мозга, тела и эмоций.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физическом здоровье детей через определённые двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарные воздействия.

Цель кинезиологических упражнений:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи этих упражнений:

  1. Развитие межполушарной специализации.
  2. Синхронизация работы полушарий головного мозга.
  3. Развитие мелкой моторики рук, моторики тела.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Развитие психических  процессов (памяти, внимания, мышления)
  6.  Коррекция речи.
  7. Подготовка к письму и чтению.

Результативность коррекционной работы зависит от определённых условий:

1.Занятия проводятся систематически.

2. Занятия проводятся систематически.

3. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

4. Занятия проводятся перед интенсивной умственной нагрузкой.

5. Требуется точное выполнение движений и приёмов.

6. На начальном этапе разучивается упражнение ведущей рукой (правой), затем левой, и только потом двумя руками одновременно.

7. Продолжительность занятия от 5 до 35 минут в день в зависимости от возраста детей, этапа обучения.

8.Каждое упражнение выполняется 1-2 минуты.

Кинезиологические упражнения особенно эффективны  в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи. У таких детей недостаточно развита моторика кистей и пальцев рук, нарушена координация движений. Внимание неустойчиво, ограничены возможности его распределения. Дети с трудом сравнивают и обобщают. Анализ и синтез формируется медленно.

        У каждого из вас, наверняка, есть любимые методы и приёмы, которые вы используете в работе. Предлагаю посмотреть наш мастер-класс по коррекции звукопрозношения. Хочется надеяться, что вы пополните свою педагогическую копилку новыми знаниями, которые пригодятся вам в работе с детьми.

Итак, мастер-класс по постановке и закреплению звука –с-.

1 этап: формирование длительного плавного выдоха и постановка изолированного звука (с-с-с).

Упражнение «Включим воду» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно растирать уши и пропевать звук –с-.

Упражнение «Моем руки» - ладони двигаются вперёд-назад, а затем пальцы в замок, пропевать звук –с- длинно и коротко.

2 этап: Закрепление звука –с- в слогах.

Упражнение «Пальчики здороваются» - са, со, су, сы, сэ. Последовательность вариатируется. Предварительно за каждым пальцем закрепляется гласный звук:

Большой –А, указательный – О, средний – У, безымянный – Ы, мизинец – Э.

Упражнение «Колечки» - ас, ос, ус, ыс, эс.

3 этап: Закрепление звука –с- в словах,

Упражнение «Покажи слово» - правой и левой рукой попеременно, а затем одновременно показывать заданное слово и проговаривать его. Например: оса – пальцы прямых рук собраны вместе.

Упражнение «Кулак- ладонь - ребро» - На каждое положение рук проговаривается одно слово. Например: кулак – сок, ребро – стакан, ладонь – стол.

4 этап: Автоматизация звука –с в чистоговорках, стихах, текстах.

Чистоговорки произносятся на основе упражнений «Пальчики здороваются» и «Колечки», добавляя упражнение « Покажи слово».

Например»: Са-са-са-вот летит оса. Со-со-со-у осы колесо.

                     Су-су-су-я боюсь осу. Сы-сы-сы- летят осы.

При проговаривании стихов и текстов каждое слово сопровождается показом определённой позы рук.

Например»: Под высокой (руки вверх, пальцы согнуты) сосной (руки вверх, пальцы в стороны),

Скачет( ладони вниз , двигаются указательный и безымянный пальцы) зайка ( ладонь сжата в кулак, указательный и безымянный пальцы вверх) косой ( ладонь на уровне груди параллельно полу).

  Таким образом, хочется отменить, что применение кинезиологических упражнений является эффективным методом в работе с детьми.

Литература: СиротюкА.Л. «Обучение детей с учётом физиологии», Москва 2000.

Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Деннисон «Гимнастика мозга», 2015.

Аммосова В.Г., Николаева Л.В. «Кинезиологические упражнения в коррекции звукопрозношения у детей», Научное обозрение. Пед.науки, 2019 № 1-4.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование устной и письменной речи как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

Обучение русскому языку детей с нарушением интеллекта носит коррекционную и практическую направленность. Работа с такими детьми должна быть ориентирована на подготовку их к реальной жизни, к решению ж...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Применение кинезиологических упражнений в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей.

Применение кинезиологических упражнений  в системе коррекции тяжелых нарушений речевого развития у детей....

Роль музыки в коррекции нарушенных функций у детей с нарушениями ОДА.

Работа по музыкальному воспитанию детей с нарушениями ОДА – маленькая частичка всего процесса воспитания и обучения в школе. Труд учителей музыки содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит...

Применению кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью

В педагогической работе с учащимися младших классов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и лёгкой умственной отсталостью предлагаем применять  кинезиологические  упражнения, ...

"Применение нейропсихологических упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с нарушениями письменной речи".

Трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении детей с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. В последнее время в логопедической пр...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....