Учимся решать проблемы
учебно-методическое пособие (психология) по теме
С проблемными ситуациями мы сталкиваемся в различных сферах жизни: в учебном процессе, на работе, в общении. И от того, насколько эффективно мы справляемся с ними, напрямую зависит наш успех в делах.
Нужно ли учиться решать возникающие проблемы? Или каждый сам может научиться на личном опыте, иногда наступая на одни и те же грабли?
В методическом пособии «Учимся решать проблемы» представлены эффективные стратегии рассмотрения проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_reshat_problemy.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пушкарева Екатерина Валерьевна
ХМАО-Югра, Тюменская область, г. Сургут
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 3
Педагог-психолог
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Методическое пособие
Каждая проблема скрывает
в себе новые возможности.
Ричард Бах
Проблемы есть у всех: маленькие и большие, долгие и быстро решаемые. И как бы нам ни хотелось жить по-другому, но приходится сталкиваться с проблемами и “проблемками” каждый день. И вам не нужно учиться их решать - с большинством из них вы прекрасно сами справляетесь, какие-то вы просто не хотите решать или даже обманываете себя, что у вас их нет. Но обычно природа проблемы такова, что требуется ответ или решение и у вас всегда есть выбор, как вы будете это делать (схема 1).
Схема 1
Нужно ли учиться решать проблемы? Или каждый сам может научиться на личном опыте? Можно предложить только способы, инструменты решения проблем – ведь, возможно, какие-то из них вам до сих пор незнакомы. А подходящий инструмент всегда приносит больше пользы, чем неподходящий. Например, если вы умеете ловко орудовать плоскогубцами, то, в принципе, сможете с помощью них забить гвоздь. И вы можете смело утверждать, что вы умеете забивать гвозди. Но ведь есть ещё молоток - с ним ваша эффективность в забивании гвоздей повысится в разы.
Итак, любую проблему можно решить, используя предложенный алгоритм:
- Определите, в чем заключается ваша проблема.
- Подумайте о возможных причинах ее возникновения.
- Решите, что является наиболее вероятной причиной проблемы.
- Подумайте, какие способы решения данной проблемы возможны (рис. 1).
Рис. 1 Формулируем решения проблемы
- Тщательно соберите необходимую информацию о возможных последствиях того или иного способа решения проблемы (таблица 1).
Таблица 1. Алгоритм принятия решения
Положительные последствия выбора | Отрицательные последствия выбора |
Что еще я должен знать, чтобы принять решение? | |
Что надо узнать? Где я могу | Что я узнал? |
6. Проанализируйте каждый из возможных способов решения, взвешивая все «за» и «против».
- Примите наиболее оптимальное решение.
Самое главное в решение любой проблемы - это даже не то, каким образом вы ее будете решать, а то, как вы к ней относитесь.
Запомните одно из важных правил решения проблемы: любая проблема – это новый опыт. Смените точку зрения и рассматривайте проблему не как проблему, а как возможность.
К сожалению, не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход. Они называются «Формулами позитивного мышления»:
Формула № 1. «Вторая сторона медали».
«Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в вашем положении?»
Формула № 2. «Проблема как друг».
«Если бы данная проблема была вашим другом, что бы она сказала вам? Чему она хочет вас научить? Для чего она появилась в вашей жизни?»
Формула № 3. «Совет другу».
«Если бы такая проблема была не у вас, а у вашего друга, что бы вы посоветовали ему? Какие рекомендации могли бы дать? Как ему лучше разрешить проблему?»
Формула № 4. «Незамеченный ресурс».
«На вашем месте многие люди оказались в гораздо худшем положении. Как вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло вам: какие ваши качества, люди и обстоятельства?»
Формула № 5. «Маленькие кирпичики большой стены».
«Если мы захотим перепрыгнуть через большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Давай продумаем, какие три первых кирпича ты вынешь из этой стены».
Формула № 6. «У камина».
«Давай представим, что прошло какое-то время и все, что происходит сейчас, оказалось в далеком прошлом. И вот ты сидишь у камина, радом с тобой близкие люди, и ты рассказываешь о том, как однажды с тобой произошла одна история... Ты рассказываешь о том, что произошло и о том, как ты с этим справился. Расскажи эту историю прямо сейчас».
Эти формулы вы можете использовать каждый раз, когда возникает сложная проблема. Нужно быть уверенным, что выход есть всегда!
Ну а для 100% результата воспользуйтесь правилами, помогающими справляться с проблемой позитивно.
10 правил позитивного решения проблем.
1. Проблема – это не оправдание чего-либо. Это Ваша задача, требующая Вашего решения. Смотрите на себя как на человека, профессионального решающего проблемы, и рассматривайте каждую проблему как возможность усовершенствовать свои навыки творческого решения проблем.
2. Не стоит недооценивать проблемы и воспринимать их несерьезно.
3. Все люди имеют творческий потенциал. Почему бы не решать проблемы с творческим подходом?
Превратите творческое решение проблем в привычку: ищите интересные проблемы, инновационные решения и идеи.
4. Как правило, проблемы не исчезают сами по себе. Они ждут Ваших действий.
5. Проблему лучше решать незамедлительно – при первом удобном случае. Сделайте первый шаг прямо сейчас! Сила – в действии, а не в размышлении.
6. Концентрируйтесь на позитивных решениях максимально быстро.
7. Концентрируйтесь на преимуществах решения проблемы. На том, какой опыт вы получите. «Я решаю проблему, да, это нелегко, но преимущества – огромны».
8. Не стоит перекладывать свои проблемы на других. Мало кто захочет решать Вашу проблему.
9. Поверьте в достижение Вашей цели.
10. Представьте максимально красочно тот положительный опыт, который Вы получите, решив проблему. Поверьте в этот положительный результат и стремитесь к нему.
По статистике, мы любим тратить 80% времени и усилий на размышления о проблеме и лишь 20% - на ее решение. Попробуйте поменять эти цифры местами и решать проблемы прямо сейчас!
Библиография:
1. Битянова М.Р. , Беглова Т.В. Учимся решать проблемы : Программа развития проектного мышления у младших подростков. – М. : Генезис, 2007. – 96 с.
2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб. : Речь, 2008. – 336 с.
3. Меттус Е.В., Литвина А.В. Программа профилактики трудностей в учебе. – Волгоград: Учитель, 2007. – 137 с.
4. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков : система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб. : Речь, 2008. – 192 с.
Изменить себя (реакция, поведение, привычки, взгляды, установки)
Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема
ПРОБЛЕМА
Произвести изменения
Оставить все как есть
Изменить отношение к обстоятельствам, т.е. принять их:
- как условие для чего-то другого – хорошего;
- как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться;
- как предоплату за то хорошее, что произойдет в будущем;
- как катализатор внутриличностных ресурсов развития личности и возможностей;
- как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся решать логарифмические уравнения", алгебра и начала анализа 11 класс
В презентации - основные способы решения логарифмических уравнений, разбор уравнений, материал для самостоятельной работы....
Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..
Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...
Кружок по физике "Учимся решать задачи"
Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...
Учимся решать задания с параметром. НПК для 9-11классов
Методическая разработка школьной научно-практической конференции по математике для учащихся 9-11классов.Две прзентации учащихся 10 класса размещены на сайте в разделе:"Творческие работы учащихся"....
Программа кружковой работы "Учимся решать задачи" 7 класс.
Работа данного кружка проводится в течение учебного года и предназначена для расширения и углубления математического кругозора учащихся. Работа кружка включает решение различных видов текстовых ...
«Учимся решать экологические проблемы»
...пришло время принятия решений, необходимых для обеспечения жизни нынешнего и будущего поколений....
Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»
Задачами программы являются:1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, при...