«Учимся решать экологические проблемы»
классный час (9 класс)
...пришло время принятия
решений, необходимых для
обеспечения жизни нынешнего
и будущего поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Учимся решать экологические проблемы» | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
671616 Республика Бурятия Баргузинский район с. Баянгол ул. Ленина, 69
Тел. 8 (301 31) 98-335; факс 8 (301 31) 98-374; e-mail: bayangol@mail.ru
Воспитательная программа
«Учимся решать экологические проблемы»
2008-2009 г.
...пришло время принятия
решений, необходимых для
обеспечения жизни нынешнего
и будущего поколений.
В условиях современного экологического кризиса решение экологических проблем рассматривается с позиции двух основных стратегий. Первая из них технологическая — предусматривает разработку и широкомасштабное внедрение ресурсосберегающих технологий. Вторая стратегия - гуманитарная — призвана способствовать изменению самого человека, его мировоззрения, поведения, стиля жизни. Основное средство реализации гуманитарной стратегии – экологическое образование и воспитание, ведь никакие технические средства сами по себе не могут улучшить состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию безопасных технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений и принимать активное участие в практическом решении экологических проблем.
Предоставить возможность решать проблемы, однако еще не значит решить их. Этому нужно учиться и учить. Действительно, прежде чем требовать от учащегося выполнения экологических проблем. Необходимо научить его принимать грамотные решения. В настоящее время эта задача стоит особенно остро.
Теоретические основания и практические подходы к обучению решения экологических проблем находятся в стадии разработки, однако уже сейчас можно определить главные приоритеты:
- становление и развитие компетентности в принятии решений;
- использование современных эффективных образовательных и информационных технологий;
- содействие практическому улучшению состояния окружающей среды.
Что же такое компетентность и экологическая ответственность?
Уровень экологической воспитанности определяется не тем, что знает ребенок о правилах поведения в природной среде, а тем, как он выполняет их, а также насколько его эмоциональные переживания связаны с окружающей средой, разнообразной деятельностью в ней. Что касается поведения, особенно важно апеллировать не к знанию, а к чувству ребенка и осмыслению этого чувства.
Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства — знания —- сознания — поведения — деятельности. Следовательно, традиционная образовательная технология, отдающая приоритет формированию знаний, умений и навыков, не может быть положена в основу обучения принимать решения, где главное не знание о проблемах, а опыт успешного их решения. Более приемлемым обучением может служить модель, основанная на становлении компетентности.
Компетентность — фактор, порождающий умение. Это способность установить связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, умение обнаружить проблему и решить ее. Важно не столько то, что человек знает, а то, насколько хорошо он разбирается в конкретном материале и использует его. Другими словами, компетентность складывается, по крайней мере, из трех составляющих:
- Что я знаю ? (теоретические знания);
- Что я умею делать? (применение своих знаний на практике);
- Что я уже сделал? (проверенные на практике знания и умения).
Становление компетентности в принятии решений и развитие
экологической ответственности.
Модель становления компетентности в принятии решений состоит из четырех основных уровней: неосознанная некомпетентность; осознанная некомпетентность; осознанная компетентность; неосознанная компетентность.
1. На первом уровне неосознанной некомпетентности в решении
проблем учащийся не осознает, что его действия экологически нецелесообразны. Отсутствие этого сознания – основное препятствие на пути к обучению. Люди, не понимающие необходимости улучшать свои действия, не могут их совершенствовать, Поэтому первый шаг на пути становления компетентности - переход на уровень осознанной некомпетентности.
2. Для того чтобы перейти на второй уровень (осознанной некомпетентности.), необходим самоанализ или, чаще, педагогическое воздействие. Обеспечить последнее - первоочередная задача обучения. Экологическое образование не может ограничиться лишь информационно справочным подходом. Очень важно, чтобы учащиеся могли сами оценивать насколько умело они способны решать проблемы и принимать решения. Это поможет ребенку, с одной стороны, лучше понять целесообразность предъявляемых к нему требований, а с другой - оценить правильность принимаемых им решений.
3. Постепенно осуществляется переход на уровень осознанной компетентности. Здесь учащийся еще неуверенно владеет приобретенными навыками, но он понимает, что от него требуется, и может шаг за шагом анализировать и решать задачу. Правда, на этом уровне постоянно до мельчайших подробностей продумывается каждое действие.
4. Наиболее высокий уровень — неосознанная компетентность — характеризуется автоматическим выполнением правильных действий. На этом уровне учащийся сосредоточивает внимание на самой проблеме, а не на методах ее решения.
Итак, предложенная программа ориентирует экологическое образование не столько на формирование знаний об окружающей среде и неблагоприятных последствиях деятельности человека, сколько на развитие практического опыта в улучшении состояния природной среды, личного участия школьников в выявлении, изучении экологических проблем и содействии в их решении.
В практической деятельности учитель опирается на три главных компонента экологических и взглядов и убеждений:
- интеллектуальный, который основывается на экологических знаниях и умениях, на владении приемами причинно-следственного анализа;
- личностный, включающий мотивацию, отношения и оценки, уверенность в необходимости решать экологические проблемы;
- внутреннюю готовность — желание, намерение, потребность изучать и улучшать природную и культурную среду.
Важен факт, что потребность ребенка общаться с природой должна быть связана с другой его потребностью — сохранять, сберегать, защищать, улучшать окружающую среду. Эти потребности общение с природой и ее сохранение — становятся мотивами реальной деятельности учащихся. С целью формирования экологической ответственности учитель особое внимание обращает на следующие мотивы:
Гражданско - патриотические (основаны на желании приумножать богатства природы и связанны чувством долга перед обществом по сохранению природы своей родины);
гуманистические (выражаются в стремлении проявлять добро, сострадание по отношению к живому, желание его защитить);
эстетические (проявляются и потребности сохранять красоту природной среды);
научно-познавательные (основаны на понимании сложных взаимосвязей общества, человека и природы, на стремлении познавать их законы);
гигиенические (исходят из понимания значения окружающей среды для здоровья человека и желания сохранить ее оптимальные биофизические биохимические параметры);
экономические (базируются на признании природы как источника ресурсов для устойчивого развития),
Экологическая ответственность всегда проявляется в чувствах симпатии, привязанности, заботы, любви и противоположных им — антипатии, вражды. Эмоциональная окраска отношения к живой природе определяется развитостью ценностных ориентаций человека.
Исторически выделяют три основных типа отношения к природе:
- приспособительный, основанный на страхе перед грозными силами природы;
- утилитарно-торгашеский, представляющий собой подчинение деятельности человека природным силам, понимание природы как товара;
- бережное, заботливое отношение к природе, которое основано на ответственности перед обществом, перед будущими поколениями.
На сегодняшний день человек, чтобы сохраниться самому как неповторимому виду и сберечь природное разнообразие, должен понять уникальность жизни, ее ценность, отказаться от понимания природы как источника голого расчета. Экологическая ответственность основана на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, всем людям, настоящим и будущим поколениям. Вот почему забота о состоянии окружающей среды, содействие решению экологических проблем — важные признаки ответственного отношения к природе.
Установление компетентностей это долгий путь, который достигается не одним учебным годом. Поэтому воспитательная программа рассчитана на N – количество лет. А для того чтобы она функционировала, внутри её работают подпрограммы.
- Начальное звено 1-4 классы, 5-6кл.
- Среднее звено 5-6кл., 7-8 классы.
- Старшее звено 9-11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся решать логарифмические уравнения", алгебра и начала анализа 11 класс
В презентации - основные способы решения логарифмических уравнений, разбор уравнений, материал для самостоятельной работы....
Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..
Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...
Кружок по физике "Учимся решать задачи"
Кружок комплектуется из учащихся 9 класса, так как содержание его работы связано с программой по физике в этом классе. Однако кружок могут посещать и учащиеся 10 – 11 классов. Для них реше...
Учимся решать проблемы
С проблемными ситуациями мы сталкиваемся в различных сферах жизни: в учебном процессе, на работе, в общении. И от того, насколько эффективно мы справляемся с ними, напрямую зависит наш усп...
Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»
Задачами программы являются:1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, при...
Сценарий внеурочного занятия "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ: РЕШАЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ"
В ходе внеурочного занятия обучающиеся "перелистывают страницы" устного журнала, изучают естественно - научные тексты о бережном отношении к электроэнергии, воде , лесе и решают задачи с эко...
Занятие на тему "Учимся решать проблемы сами".
Задачи: Обучение подростков жизненным навыкам действия в проблемнойситуации.Развитие умения критически мыслить; формировать, излагать и Аргументировать собственную точку зрения. Акти...