СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
По согласованию с Г. А.Вайзер.
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
КОЛЛЕДЖА
Н.В.Божьева г. Москва ГОУ СПО №28
Изменения в политической и социально-экономической жизни нашей страны привели к изменениям в системе профессионального образования молодежи. Проблемы научно-технического, природно-ресурсного и экологического характера требуют воспитания нового поколения, способного быстро и творчески решать актуальные вопросы. Современное время более динамично, и учащиеся при выборе специальности имеют большие возможности. В нашем колледже в сотрудничестве педагогов и мастеров производственного обучения осуществляется подготовка молодежи по разным специальностям. Я обучаю кулинарному мастерству. Общественный запрос и общественное ожидание, направленное в настоящее время на повышение качественного профессионального образования, обязывает не только повысить профессиональное мастерство наших обучающихся в полном соответствии с требованиями профессиональной этики, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, гражданской ответственностью за изготовляемую продукцию, но и разнообразя сферы деятельности в учебном труде, влиять на формирование самосознания и мировоззрения. Беседы с учащимися показывают, что они задумываются о своих внутренних качествах, но их внимание больше сосредоточено на внешнем мире. Обучая профессиональному мастерству, важно понять самосознание, жизненные цели и смысложизненные ориентации подростков. Труд - основа человеческой жизни. В процессе изучения других
учебных предметов учащиеся получают достаточно полное представление о роли труда в жизни человека и общества. Мастер производственного обучения раскрывают основные технологические приемы работы по специальности. Овладение любым простейшим трудовым навыком начинается, как правило, с простого подражания мастеру производственного обучения и воспроизведения его действий и указаний. В процессе живого общения у наших учащихся складываются общественные отношения, которые формируют мировоззрение.
Чем значительнее жизненная перспектива личности обучающегося, чем богаче внутренний мир, тем меньше зависимость от непосредственного трудного и проблемного окружения, а контингент наших обучающихся сложный . Перспектива в будущее показывает активную жизненную позицию. Только наличие смысла жизни и целей позволяет подняться над уровнем обыденности и повседневности и строить собственную судьбу. С целью определения жизненной перспективы у наших учащихся мы использовали анкету В.Э.Чудновского из книги «Смысл жизни и судьба» (1998). Работа с этой анкетой вызвала живой интерес у обучающихся, а результаты анкетирования, к сожалению, показали ограниченность понимания и осознания жизненных смыслов в условиях современного социально-экономического кризиса. Все учащиеся определяют смысл жизни, как цель обучения собственной жизни. Только около 87% учащихся, раскрывают содержание смысла жизни для себя. В процессе конкретизации понятий, видны широкие социальные смыслы: «иметь хорошую профессию, жить для людей, работать». Часто в ответах формулируются «малые» локальные цели, которые связаны с периодом жизни ученика: «Хочу окончить обучение в колледже», «Хочу скорее получить специальность». Учащиеся стремятся получить конечный результат и плохо осознают себя в процессе его достижения. Анализ ответов показал необходимость совершенствовать производственные формы работы с учащимися по коррекции самооценки и иерархии жизненных ценностей с целью преодоления низкой общей культуры обучающихся и стимулирования мотивации по совершенствованию профессионального мастерства.
Способность интегрировать в себе наибольшее количество социально значимых ценностей определяет меру богатства личности ученика, Для определения ценностных ориентации мы включили в анкету В.Э.Чудновского еще три вопроса относительно празднования 65-летия ВОВ.
Эти вопросы позволили нам понять отношение нашей молодежи к современным событиям жизни. Вопросы проясняли отношение к ветеранам ВОВ, празднованию 65-летия победы и значения победы для современности. Приятно отметить уважительное отношение нашей молодежи к подвигам ветеранов, осознания ими значимости победы для современной жизни: «Победа в ВОВ позволяет нам учиться и свободно жить», «Победа в войне позволяет нам свободно жить, учиться и работать».
Выше изложенное обращает наше внимание на совершенствование учебно-воспитательной работы в профессиональном обучении и расширении кругозора и смысложизненных ориентиров в жизни современной молодежи.
Заявка на участие в ХУ симпозиуме «Психологические проблемы
смысла жизни и акме»
Божьева Надежда Винидиктовна.
Мастер производственного
обучения ГОУ СПО ТК-28
Москва, ул. Полбина, 72.
Тел.8 962-935-99-69
«Смысложизненные ориентации учащихся колледжа». Направление - «Смысложизненные и акмеологические проблемы профессиональной деятельности». Очная форма участия.
Учреждение Российской академии образования
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
(ПИ РАО)
30" 03 2010 г. № 86
125009, г. Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4
С_ !
тел./факс (495) 695-88-76
Организационный комитет XV-ro симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме»
приглашает Вас и учащихся старших классов Вашей школы принять участие в работе впервые организованной в рамках данного симпозиума секции старшеклассников.(22 апреля 2010 года).
Программа работы секции старшеклассников:
14.00 Экскурсия по Психологическому институту Российской академии образования 15.00 Доклады и выступления участников симпозиума 17.00 Встреча с д.психол. н. Суворовым А.В. Руководители секции - к.психол. н. Попова Т.А., к.психол. н. Логинова А.А.
Заявки на участие в конференции и тезисы (1-2 стр.) принимаются до 06 апреля
2010 г. на e-mail: smyslsimp@mail.ru
Кроме того, распечатку заявки и тезисов просим отправить по адресу:
125009, Москва,ул. Моховая, д. 9, стр. 4, Психологический институт РАО, к. 33, Вайзер Галине Александровне.
Малых СБ.
Заместитель директора по науке УРАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Формирование смысложизненных ориентации суворовцев при обучении грамматики английского языка.
Данная методическая разработка подчеркивает значимость нравственных ценностей подростков в современном мире и предлагает приемы формирования положительных смысложизненных ориентаций посредством обучен...
Формирование смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики
Целью данной работы является описание опыта работы по формированию смысложизненных ориентаций суворовцев на уроках немецкого языка посредством проектной методики....
Социокультурный компонент содержания обучения немецкому языку в формировании смысложизненных ориентаций суворовцев
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, рациональных вариантов содержания обучения и его структур...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Правила речевого этикета как социокультурный компонент иноязычного обучения при формировании смысложизненных ориентаций обучающихся
Программа курса предусматривает рассмотрение правил речевого общения в следующих коммуникативных ситуациях:· Как рассказать о себе, начать разговор с собеседн...
Презентация "Формирование смысложизненных ориентаций личности - фактор профилактики социальных отклонений подростков"
Одно из основных мировоззренческих понятий, имеющий огромное значение для становления духовно- нравственного облика личности, самосовершенствования индивида и общества в целом, синтеза индивидуального...