Классные часы
материал по психологии по теме
Работа с учениками по ознакомительному материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
200_dney_i_nochey_stalingrada.doc | 60 КБ |
klassnyy_chas_terrorizm1.docx | 25.54 КБ |
nakanune_prazdnovaniya_200_bnoodior.docx | 49.35 КБ |
nenormativnaya_leksika.doc | 35 КБ |
obshchenie.doc | 49.5 КБ |
voprosy.docx | 16.91 КБ |
ekologiya.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час
"Терроризм – угроза обществу»
Классный руководитель:Курбанова Фероза Абдулфатаховна, учитель английского языка.
Цели:
- объяснить сущности терроризма, его типы и цели;
- совершенствование у школьников знаний о терроризме;
- основ безопасности в ЧС;
- формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения.
Задачи:
- Изучить правила поведения при теракте;
- Развивать навыки поисковой, исследовательской работы;
- Формирование умения работать в группах.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- плакаты с надписями “Терроризм-уроза общества”, “Война против беззащитных”,
(Вначале учащиеся просматривают кадры хроники о действиях террористов в Буденовске, Москве, Беслане, США).
Ход беседы
Учитель.:
Терроризм - это тяжкое преступление, когда организованная группа людей стремиться достичь своей цели при помощи насилия. Террористы – это люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используют оружие. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители – всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это страшные страницы истории…Современную международную обстановку трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающий сегодня поистине всемирный характер. Существенные изменения и в формах терроризма и в практике борьбы с ним произошли и в нашей стране. Россия столкнулась с вопиющими фактами его проявления, как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. События последних лет со всей определенностью доказали, что Россия, как и все мировое сообщество, не в силах противостоять размаху терроризма. Именно этими обстоятельствами и была вызвана необходимость разработки Федерального закона “О борьбе с терроризмом”, принятого в июле 1998 года. Сегодня мы собрались для обсуждения проблемы, которая заявлена следующим образом: “Терроризм-угроза обществу”.
Итак, что такое терроризм? Откуда происходит данное слово? Что в себе несет? И как себя вести в подобной ситуации? Это вопросы беседы, на которые мы постараемся дать ответы.
Выступает группа учащихся:
Террор - запугивание, подавление противников, физическое насилие, вплоть до физического уничтожения людей совершением актов насилия (убийства, поджоги, взрывы, захват заложников).
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “Терроризм” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия.
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II. В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин. В период 1902-1907 гг. террористами в России были осуществлены около 5,5 тысяч террористических актов. Жертвами их стали министры, депутаты Государственной Думы, жандармы, полицейские и прокурорские работники.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек. В 1991 году в тогда ещё СССР в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами. За период 1990-1993 годы в России было незаконно ввезено примерно полтора миллиона огнестрельного оружия. Вопрос: для чего?
Начиная с 1992 года, в России широкое распространение получило такое явление, как заказные убийства неугодных лиц. Жертвами их стали и становятся журналисты, депутаты Государственной Думы, предприниматели, банкиры, мэры городов, коммерсанты…
Происходящее поражает сознание, но вот парадокс: в начале третьего тысячелетия население России стало привыкать к сообщениям об очередных заказных убийствах, перестрелках на улицах городов.
Учитель. В чем же сущность терроризма?
На этот вопрос нам ответят ребята из группы “Политологи”.
Выступление группы учащихся “Политологи”.
Словари определяют понятие “терроризм” как насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнение международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств. Это систематическое применение или угроза применения насилия против мирных жителей как шантаж существующих органов власти для достижения определенных политических, социальных или экономических целей.
Типы современного терроризма:
- Националистический
- Религиозный
- Политический
Учитель. Какова современная статистика терроризма?
Слово передаем второй группе “Статисты”.
Выступление второй группы учащихся “Статисты”.
(показ статистических слайдов через компьютер)
Террористический акт не знает заранее своих конкретных жертв, ибо направлен, прежде всего, против государства. Его задача – подчинить государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнять требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
1999 год Москве взорваны два жилых дома. Погибли 200 человек.
- Пятигорск, Каспийск, Владикавказ, Буйнакс, Буденовск, Кизляр, Беслан, где пострадали многие и многие ни в чем не повинные граждане России.
- Октябрь 2002 – захват заложников в Москве – Театральный центр на Дубровке.
- 6 февраля 2004 год - взрыв в вагоне московского метро, унесло жизни около 50 человек.
- Всплеск терроризма произошел в 2003 году. Среди наиболее масштабных и кровавых можно выделить:
- 12 мая - взрыв у жилых домов в Надтеречном районе Чечни. Погибли 59 человек, 320 получили ранения;
- 5 июля взрыв в Москве (Тушинский рынок) погибло - 17 человек, 74 получили ранения;
- 5 декабря взрыв в электричке в Есентуках – погибли 32 человека, ранено - 150.
- 9 декабря – Москва взрыв на Манежной площади (погибли 7 человек, ранено-13.)
- 2004 год весь мир заставил содрогнуться новая серия терактов: одновременные взрывы двух пассажирских самолетов 24 августа с гибелью 90 человек.
Разгул терроризма – сегодня не только российская, но уже и острейшая международная проблема. Об этом свидетельствуют многие факты, но особенно красноречивы взрыв в Нью-Йорке Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, унесшего жизни 3,5 тысяч человек, объединенные в одну цепь взрывы 11 марта 2004 года в пригородных поездах в центре Мадрида (Испания), бесконечные теракты в Израиле, на Филиппинах, в других странах.
Учитель. Как же не стать жертвой теракта?
БЕСЕДА:
Ребята, как же не стать жертвой теракта? (Ответы: следует избегать посещение регионов, городов, мест и мероприятий, где возможно проведение терактов, Такой регион, например, Северный Кавказ. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.)
Что такое гражданская бдительность? (Ответы: например оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.))
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов? (Ответы: не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.)
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия? (ответы: не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо (ответы: запомнить разговор, оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия? (Ответы: упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую мед помощь, выполнять все распоряжения спасателей).
Если вы оказались в числе заложников? (Ответы: помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать).
По итогам беседы, учащимся дается такое задание.
“Ситуация”.
“Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой …” (Ваши действия).
“Вас захватил в заложники, человек ограбивший магазин…” (Ваши действия). Учащиеся предлагают свои проекты действий из данных ситуаций, идет обсуждение.
Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы?
(Ответы учащихся)
Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.
Использованная литература:
- Романченко Ю. статья “Терроризм: нынешнее состояние проблемы”. Ж-л, ОБЖ, апрель 2002
- Орлов В. Статья “Война против беззащитных”. Ж-л, ОБЖ, сентябрь 2004.
- Газета “Азбука безопасности”, июль 2006 г.
4.яндекс,
Предварительный просмотр:
|
Предварительный просмотр:
Ненормативная лексика (классный час)
Русский язык, бесусловно, величайший и разнообразнейший язык в мире. Все слова исконно русского языка имеют тайный смысл. Но, к сожалению, в наше время наш язык "бомбардируется" англиискими словами и выражениями, которые насыщают нашу родную речь. Но есть одна часть нашей культуры, которая не затронется никакими течениями и нововведениями. Это наша ненормативная лексика. Исконно русский мат никогда не поддастся "дрессировке" со стороны запада. Поэтому я считаю, что он дожен быть сохранен как национальное достоинство, а не уничтожаться. И я докажу, почему.
Наверняка многие из нас задаются вопросом: а что же такое ненормативная лексика (то есть мат) и откуда она появилась? Кто ее к нам занес? Когда она появилась? Попробуем разобраться.
Обратимся к истокам ненормативной лексики. На этот счет есть расхождения: одни считают, что мат был к нам занесен монголо-татарами, а другие считали, что люди сами преобразовали обычные в ту пору слова в ругательства. На самом деле, в обоих предположениях есть доля истины. Лично я поддерживаю точку зрения тех, кто считает, что люди сами создали мат. Но разберем каждый случай в отдельности.
Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с той руганью, что существует сейчас, достаточно невинной, и их ругательства заключались скорее в сравнении неприятелей с домашними животными (корова, козел, баран, бык, кобыла и т. д.). Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И три века ига не прошли для России бесследно. Что интересно, в странах, которые попали под власть монголо-татар, употребляются подобные выражения. Так, например, сербское "ебене слунце в пичку" практически идентично нашему "е...ь". Похожие слова встречаются и в польском языке, и в венгерском — который не входит в группу славянской группы языков. Это подтверждает точку зрения тех, кто считает, что мат занесен монголо-татарами.
Однако, как я уже упоминал, обычные слова приобрели непристойное значение. И в ее подтверждение я приведу примеры превращения вполне приличных слов в матершинные. Например, у наших праславянских предков имя бога, творца было - Ебун (он же Сварог, Род, Даждь-бог). Наши предки верили, что он создал мир колебаниями ("кол ебания" - "колебание"). И действительно, ученые доказали, что вселенная произошла из-за взрыва, вибраций, колебаний. Имя этого бога есть в отчестве каждого из нас - АлександрЕБИч,иванЕБИч,семенЕБНа. Потом, конечно, все это видоизменилось. "Б" поменялась на "В", и "Е" на "О".
Наши предки были язычниками. Это прекрасное слово - язычество - я зычу естество - я озвучиваю природу. В язычестве сохранилось слово "молебен" - молитва богу Ебуну. У арабов,которые переняли много наших слов отчество обозначается словом "ибн" - наш Ебун. Даже грубость, которую мы сейчас отпускаем в адрес матери обидчика, в истоке своем означала пожелание продления рода.
Я поддерживаю именно это предположение о происхождении мата, поскольку я убедился в этом своими глазами. Приведу пример. Относительно недавно слова "трахнуть", "дрючить "и "дрочить" имели совершенно другое значение, то есть "ударить ", "спать без просыпу ", "подымать, ласкать" соответственно. А слово "конец" совсем недавно стало обозначать половой орган.
Степень распространения ненормативной лексики не всегда была одинакова. Во времена своего существования она запрещалась, изменялась и развивалась. Рассмотрим же, что происходило с матом за последние 200 лет.
Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже своего достоинства говорить на матерном языке, однако до нас дошли сочинения и Пушкина, и Некрасова, и Гоголя, которые не прочь были ввернуть матерное словцо. Все они так или иначе учились правильно излагать непристойные мысли у фактически основателя матерной поэзии - Игоря Семеновича Баркова - классика русской матерной словесности. Однако же матерный язык именно как язык разговорный был более присущ рабочим и крестьянам, которые и совершили в 1917 году революцию.
После этого происшествия большое количество этих же крестьян и рабочих - людей не образованных и привыкших выражать через "б...я" практически все свои мысли - попало во власть и начало распространять свои взгляды и привычки. Ругался и Ленин (хоть и из образованной семьи был), и Сталин, закончивший церковную гимназию. Особое развитие мат получил как раз при последнем.
Введеный Сталиным тоталитарный режим дал толчок русскому мату. Мат стал языком зоны, понятным как и заключенным, так и людям, которые их охраняли. Половина страны, отсидевшая за преступления или ни за что вообще, дала очень большой толчок развитию мата. Фактически в это время начались образовываться неодносложные матерные выражения, матом стали выражать свое мнение. В 1954 году началась так называемая "оттепель", и на свет начали появляться самиздатовские книжки со стихами Баркова или приписанными к его творчеству (проще было указать имя человека, который умер еще в 18 веке, чем отвечать самому за все сказанное). Позже появились матерные частушки отражающие перемены и изобретения человечества (телевизор, космические полеты, конец войны). Мат стал неотъемлемой частью жизни России. "Архипелаг ГУЛАГ", за который Солженицын получил Нобелевскую премию тоже отличается достаточным количеством матерных выражении, более выражающими состояние героев романа, нежели язык литературный.
В связи со свободой слова, которая в России уже как 10 лет, мат вылез из подполья, и начали появляться уже хорошо оформленные издания с матерными стихами, словари мата. Недавно было замечено коллекционное издание "Луки Мудищева".
Я полностью поддерживаю авторов таких произведений, потому-что своим трудом они удерживают одно из сокровищ русского языка от влияния запада и его прогиба под этим влиянием.
Мат составляет значительную и неотъемлемую часть русского языка, а отдельные матерные слова представляют собой общечеловеческое достояние, и давно уже предпринимаются попытки перевода на многие иностранные языки. Но интересно, что полноценных аналогов русскому мату в иностранных языках нет и вряд-ли когда-либо появятся. Именно мат делает русский язык столь многообразным, сильным и выразительным. Не случайно, что ни один великий русский писатель не обошел это явление стороной.
А теперь главный вопрос. Нужно ли сохранить ненормативную лексику в русском языке или душить ее всеми силами? Я считаю, что я полностью ответил на этот вопрос в моей статье. От себя хочу добавить, что наш мат никогда не искоренится никем, ничем и никакими усилиями.
Список литератуты:
www.zadornov.net
www.xeretik.narod.ru
istorika.narod.ru
Предварительный просмотр:
Беседа на тему: Общение
ОБЩЕНИЕ - 1. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
2. Реализуемое знаковыми средствами взаимодействие двух или более субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Состоит во взаимном обмене сообщениями с предметным и эмоциональным аспектами.
Общение обусловлено реализацией особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении коей свидетельствует появление радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности (=> нарушение личностное).
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. Его социальный смысл состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Подлинно человеческое общение невозможно без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства, коими являются язык и речь.
Понятие общения близко соотносится с понятием коммуникаций. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам: адресант - субъект общения, адресат - кому направлено сообщение, сообщение - передаваемое содержание, код - средства передачи сообщения, канал связи, и результат - что достигнуто в итоге общения.
.
В самых обобщенных классификациях выделяется три стороны общения:
1) коммуникативная;
2) интерактивная;
3) перцептивная. Близкая к этой классификация выделяет стороны:
1) информационно-коммуникативную, охватывающую процессы приема-передачи информации;
2) регуляционно-коммуникативную, связанную со взаимной корректировкой действий при осуществлении деятельности совместной;
3) аффективно-коммуникативную, относящуюся к сфере эмоциональной и отвечающую потребностям в изменении своего эмоционального состояния.
Другая классификация выделяет:
1) как основную рабочую - инструментальную функцию общения, надобную для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;
2) синдикативную функцию, выражаемую в сплочении групп малых и больших;
3) трансляционную функцию, надобную для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
4) функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерную для творческих личностей).
По критерию цели общения выделяется восемь функций общения:
1) контактная, цель коей - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная, цель коей - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3) побудительная, цель коей - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная, цель коей - взаимное ориентирование и согласование действий при организации деятельности совместной;
5) функция понимания, цель коей - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;
6) амотивная, цель коей - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений, цель коей - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в коем действует индивид;
8) функция оказания влияния, цель коей - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, коими обмениваются люди. Средствами процесса коммуникативного являются различные системы знаковые:
1) прежде всего - речь;
2) оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;
3) системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например паузы);
4) система организации пространства и времени коммуникации;
5) наконец, система "контакта глазами".
Важная характеристика процесса коммуникативного - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию); необходимые условия для этого -> не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различается ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперация и конкуренция. Но абстрактная оценка этих типов как просто согласия или конфликта приводит к формальному описанию взаимодействий. Хотя на этом пути достигнуты определенные результаты, например, расчет и прогноз стратегий поведения партнера с применением элементов математической теории игр, формальный характер описания исследуемых стратегий и то обстоятельство, что анализируется взаимодействие только двоих, препятствуют применению полученных данных при анализе взаимодействия людей в реальной жизни. Для психологии социальной должно быть нормативно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия, что вытекает из понимания его как определенного способа объединения индивидуальных усилий в конкретных формах деятельности совместной.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия.
В ходе восприятия и познания межличностного возникает ряд "эффектов" - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и атрибуции каузальной. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (тяготения).
Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации деятельности совместной и взаимоотношений. Одна из задач психологии социальной - разработка средств корректировки и оптимизации общения, средств развития способностей и навыков общения, особенно нужных тем, кто профессионально связан с процессами общения: руководителям, педагогам, врачам и пр. Среди различных форм обучения искусству общения значительное место занимает тренинг социально-психологический - овладение разными формами общения с помощью специальных систем заданий (программ).
Общение межличностное значительно изменилось с развитием радио и телевидения, хотя замена личных контактов на опосредованные не была столь же заметна при появлении письма и книг, граммофона и радио. Телевидение представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и развитие психическое людей - в частности; через учебное телевидение и видеофильмы. Новая область общения открывается и в связи с компьютеризацией.
Альтернативные толкования термина общение:
- Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
ОБЩЕНИЕ — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и... - Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и... - Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) - взаимодействие 2 или более людей, с... - Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г.
ОБЩЕНИЕ - осуществляемое знаковыми средствами (мимикой, символами, образами и т.п.) взаимодействие субъектов... - Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними СООБЩЕНИЯМИ, имеющими предм... - Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.
ОБЩЕНИЕ - 1) сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потр... - Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.
ОБЩЕНИЕ взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или а... - И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г.
ОБЩЕНИЕ Категория. Взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене ме... - Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
ОБЩЕНИЕ — многоаспектный и многоплановый процесс формирования, обеспечения и реализации межличностного и ме... - Краткий словарь психологических терминов.
ОБЩЕНИЕ - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъ... - Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.
ОБЩЕНИЕ - процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: ус... - Прикладные аспекты современной психологии:термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
ОБЩЕНИЕ одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, иг... - Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.
ОБЩЕНИЕ - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и... - Словарь по профориентации и психологической поддержке.
О
Предварительный просмотр:
Викторина К-дню Космонавтики
Многие ученые думают, что Вселенная началась с Большого взрыва. А что
было до этого?
Ответ:
Ученые считают, что не было ничего. Само время началось с Большого взрыва.
Вопрос:
Правда ли, что, глядя в космос, можно увидеть прошлое?
Ответ:
Да. Глядя в глубокий космос, вы видите свет, посланный отдаленным объектом много-много лет назад. Чем дальше объект, тем дольше добирается до нас, его свет и тем дальше вы углубитесь в прошлое, когда этот свет увидите. Например, мы видим Солнце таким, каким оно было восемь минут назад, Альфу Кентавра — какой она была четыре года назад, а галактику Андромеды — какой она была 2,9 млн лет назад. Ученые думают, что самые удаленные объекты мы видим такими, какими они были в самом начале эволюции Вселенной.
Вопрос:
Велика ли черная дыра?
Ответ:
Неизвестно, потому что никто ее никогда не видел. Ученые полагают, что ее наименьший размер может быть такой, как у небольшого города, а наибольший — как у гигантской планеты Юпитер или даже еще больше.
Вопрос:
Можно ли увидеть с Земли другие галактики?
Ответ:
Да. В большой телескоп можно увидеть много тысяч галактик. Даже невооруженным глазом видны три из них: Большое и Малое Магеллановы Облака и М31 — галактика Андромеды
Вопрос:
Как долго проживет Солнце?
Ответ:
Ученые подсчитали, что Солнце проживет ещё от 4,5 до 5 млрд лет.
Вопрос:
Сколько звезд во Вселенной?
Ответ:
Никто не знает точно. В одной только галактике Млечный Путь их около 100 млрд. Сейчас астрономы считают, что во Вселенной много миллионов галактик и в каждой из них примерно столько же звезд, как в нашем Млечном Пути. Видимо, мы никогда не узнаем точно, сколько всего звезд.
Вопрос:
Почему звезды мерцают?
Ответ:
Проходя сквозь атмосферу Земли, свет звезды отклоняется и преломляется. Угол отклонения зависит от температуры воздуха. Проходя сквозь теплые и холодные слои, лучи преломляются и словно бы приходят к нам сразу с нескольких сторон. Поэтому звезды и кажутся мерцающими.
Вопрос:
Смогут ли космические корабли сесть на все планеты Солнечной системы?
Ответ:
Нет, только на твердые планеты: Меркурий, Венеру, Землю, Марс и Плутон. А Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун — газовые гиганты, огромные шары из газа и жидкости, без твердой оболочки. Но у них есть много лун, на которые посадка возможна.
Вопрос:
Как выглядит ночное небо на Луне?
Ответ:
На Луне нет атмосферы и небо всегда ясное. Солнце и там мешает наблюдать все звезды, но, когда оно садится, звезды видны гораздо яснее, чем с Земли. Видна в лунном небе и Земля в виде большого, голубого с белым шара. В бинокль можно рассмотреть материки, и даже некоторые города (ночью). Подобно Луне, Земля проходит через разные фазы.
Вопрос:
Почему Марс красный?
Ответ:
Почва Марса содержит много железа, за миллионы лет превратившегося в красную ржавчину.
Вопрос:
Некоторые люди утверждают, что видели инопланетян. Существуют ли инопланетяне?
Ответ:
Никто этого точно не знает. Многие люди клянутся, что видели «пришельцев», но не могут это доказать. Ученые считают, что в нашей Галактике многие звезды имеют собственные планеты, а при миллионах галактик во Вселенной планет должно быть бесчисленное множество. Специалисты обнаруживают и в нашей Солнечной системе вещества органического происхождения. Их нашли на Марсе и под ледяной корой Европы, одной из лун Юпитера. Но пока никто не нашел там «пришельцев».
Вопрос:
Сколько Солнечной системе астероидов?
Ответ:
Точного количества никто не знает, но их наверняка многие тысячи. И не только в поясе астероидов, а и во всем пространстве, так что едва ли астероиды когда-нибудь удастся пересчитать.
Вопрос:
Попадал ли в кого-нибудь из жителей Земли метеорит?
Ответ:
Да, но не тревожьтесь: это случается очень редко. В начале 90-х гг. XX в. один человек был ранен метеоритом, когда проезжал по автостраде в Германии. А вначале 900-х гг. Х в. упавший метеорит убил собаку.
Вопрос:
Какая комета была самой большой?
Ответ:
У самой большой кометы 1811 года голова (облако газа) была
диаметром более 2 млн км — больше Солнца. Большая комета 1843 года имела хвост длиной 330 млн км — как от Солнца до Марса.
Вопрос:
Видны ли с Земли искусственные спутники?
Ответ:
Да, они похожи на звезды, медленно плывущие по небу. Этим они отличаются от самолетов, проносящихся довольно быстро. Иногда искусственные спутники можно видеть на небе каждые несколько минут.
Вопрос:
Как стать космонавтом?
Ответ:
Лучший способ — стать сначала ученым, например химиком, астрономом, инженером. Нужны высшее образование и специализация в отрасли науки, которая может понадобиться в космосе. Полезно также научиться управлять самолетом. Затем обратитесь в Центр подготовки космонавтов с просьбой принять вас в кандидаты. Если вас примут, понадобятся еще четыре -пять лет тренировок. Может быть, вам посчастливится, и вас отберут для участия в экспедиции.
Вопрос:
Почему для полетов в космосе всегда используются ракеты? Почему нельзя использовать что-то вроде самолетов?
Ответ:
Турбины самолетов потребляют очень много воздуха, но его почти нет в самых верхних слоях атмосферы. Там пока годятся только ракеты. Они выбрасывают струю газов с огромной силой и разгоняют космический корабль до колоссальной скорости. Ученые продолжают работать над турбинами, пригодными на краю атмосферы. Пока удалось создать только челноки (шаттлы). Они могут приземляться как самолеты, но взлетают все еше с помошью ракет.
Вопрос:
Сколько времени понадобится космонавтам, чтобы долететь до Плутона?
Ответ:
Космический корабль типа «Аполлон» (такой, какой летал на Луну) смог бы долететь до Плутона за 86 лет.
Вопрос:
В некоторых фантастических фильмах людей для транспортировки сначала разлагают на атомы, а потом передают в другое место лучом. Возможно ли это на самом деле?
Ответ:
Нет. Для такой транспортировки нужно было бы на месте прибытия собрать и соединить все атомы человеческого тела точно в прежнем порядке. Но сделать это невозможно, так как атомы находятся в постоянном движении.
Предварительный просмотр:
Викторина к дню экологии
Почему численность промысловых рыб может резко сократиться при
уничтожении в водоеме хищных рыб?
1) уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними;
2) большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведет к массовой гибели рыб
К каким изменениям в экосистеме луга может привести сокращение численности насекомых-опылителей?
1) сокращению численности насекомоопыляемых растений, изменению видового состава растений;
2) сокращению численности и изменению видового состава растительноядных животных; 3) сокращению численности насекомоядных животных.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы лесу вырос один филин массой 3,5 кг, если цепь питания имеет вид:
зерно злаков — мышь полевка — хорь — филин.
1)согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается
приблизительно в 10 раз;
2) следовательно, для питания филина надо 35 кг биомассы хорька (если масса одного хорька около 0,5 кг, то это —
70 хорьков , для питания хорьков необходимо 350 кг биомассы мышей полевок (если мышь полевка весит около
100 г, то это 35 000 полевок), которым для питания нужно 3 500 кг зерна.
Чем опасны кислотные дожди?
Прежде всего, оксиды тяжелых металлов, которые попадают в почву вместе с дождями, токсичны. Подземные воды проникают в водоемы и отравляют их. В свою очередь, это грозит гибелью населению водоемов. Отравляющие вещества также влияют на состав почвы, на корневые системы растений, а это приводит к угнетению их жизнедеятельности и гибели.
Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза, березовой рощи?
1) Числом видов;
2) числом ярусов;
3) видовым составом, разнообразием видов.
Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы?
1. Большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей.
2 Сбалансированным круговоротом веществ.
3. Участием солнечной энергии в круговороте веществ и продолжительными сроками существования.
В чем отличие биогеоценоза и экосистемы?
Экосистема имеет произвольные границы (от капли воды с микроорганизмами до биосферы), в то время как границы биогеоценоза определены характером растительного покрова. Понятие экосистема употребляется как для описания простых частей биогеоценоза (гниющий пень в лесу), так и для искусственных комплексов (аквариум). Биогеоценоз — сугубо наземное образование, имеющее четкие границы.
Экосистема и биогеоценоз — понятия близкие, но не тождественные. Любой биогеоценоз является экосистемой. Например, лес — это экосистема, но когда конкретизируем тип леса — ельник, черничник — это биогеоценоз.
Почему в популяциях иногда наблюдается взрыв численности особей, а затем — ее резкое падение?
Это происходит по ряду причин. Например, при избытке корма и небольшом количестве хищников численность в популяции возрастает. А в связи с увеличением численности особей уменьшается количество кормов, увеличивается количество хищников + масса животных в поисках пищи ищет новые места обитания, при этом некоторые особи погибают. Все вышеперечисленное приводит к уменьшению численности особе
Что является обязательным звеном пищевой цепи агроценоза?
Обязательным звеном пищевой цепи агроценоза является человек.
В стеблях некоторых растений живут муравьи. Какая польза растению от муравьев, а муравьям от растения?
Муравьи защищают растения от других насекомых или растений-паразитов, а растения обеспечивают муравьев пищей. Кроме того, муравьи могут уничтожать всходы других растений, находящихся близко от их убежища. Такое сожительство называется симбиоз (мутализм)
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон — нехищные рыбы — хищные рыбы - дельфин.
Элементы ответа:
1)согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается приблизительно в 10 раз;
2) следовательно, для питания дельфина надо 3 т хищной рыбы, для ее питания необходимо 30 т нехищной рыбы, которой для питания нужно 300 т планктона.
В Америке многие птицы вьют гнезда в колючих зарослях кактусов. Как называется такое взаимодействие между живыми организмами и в чем его биологический смысл?
Элементы ответа:
1) такое взаимодействие взаимовыгодно и называется симбиозом;
2)заросли колючих кактусов защищают гнезда птиц от хищников;
3) птицы уничтожают насекомых, вредителей кактусов, и удобряют пометом почву.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно злаков, чтобы произошло развитие одного беркута массой 7 кг, если цепь питания имеет вид: злаки - кузнечики - лягушки - змеи - беркут.
Элементы ответа:
2) согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого последующего трофического уровня уменьшается
приблизительно в 10 раз;
2) следовательно, для питания беркута надо 70 кг змей (если масса одной змеят 200 г, то это 350 змей), для питания этих змеи необходимо 700 кг лягушек (если масса лягушки 100 г, то это 7000 лягушек), для питания этих лягушек нужно 7 т кузнечиков, а для питания этих кузнечиков необходимо 70 т злаковых растений.
Рыбаки знают, что в реках и ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водоемах, где бобров нет. Объясните этот факт?
Элементы ответа:
1)бобры строят плотины, которые препятствуют сносу по течению мелких водных животных, служащих кормом
для рыб;
2)стоячая и неглубокая вода в прудах, запруженных бобрами, хорошо прогревается, что способствует созданию
условий для нереста речной рыбы и благоприятному развитию мальков.
Каковы механизмы действия антропогенного фактора на биоценозы?
Элементы ответа:
1)воздействие на биоценозы в результате развития городов, ведения сельского хозяйства, вырубки лесов и т.п., что приводит к изменению ареалов видов и нарушению их популяционной структуры;
2)загрязнение окружающей среды, что может угнетать жизнедеятельность отдельных видов и их сообществ, вызывать гибель организмов и стимулировать мутационный процесс;
3)истребление отдельных видов (например, ценных с промысловой или охотничьей точки зрения).
В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в берёзовой роще. Объясните это явление.
Элементы ответа:
1) в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в еловом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений;
2) в еловом лесу могут существовать только теневыносливые травянистые растения.
Каковы свойства биогеоценоза?
Биогеоценоз — открытая, саморегулирующаяся система, обладающая устойчивостью, способная к обмену веществ и энергии. Биоценоз — част биосферы. Биогеоценоз состоит из абиотической и биотической составляй щей. Он характеризуется биомассой, плотностью популяций, его составляющих, разнообразием видов. Живыми компонентами биогеоценоза являются продуценты (растения), консументы (животные), редуценты (бактерии и грибы).
В пищевые цепи природных биогеоценозов включены разные функциональные группы: продуценты, консументы, редуценты. Объясните, какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии.
Элементы ответа:
1) Продуценты — организмы, производящие органические вещества из неорганических, являются первым звеном пищевой цепи и экологической пирамиды. В органических веществах, возникших в результате процессов фото- или хемосинтеза, происходит накопление энергии.
2) Консументы — организмы, потребляющие готовые органические вещества, созданные продуцентами, но не доводящие разложение органических веществ до минеральных составляющих. Они используют энергию органических веществ для своих процессов жизнедеятельности.
3) Редуценты — организмы, в ходе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества, которые включаются в круговорот веществ в природе. Выделяющуюся при этом энергию редуценты используют для своих процессов жизнедеятельности.
Что служит основой стабильности экосистем?
Элементы ответа:
1) разнообразие видов растений, животных и других организмов
2) разветвленные цепи (сети) питания, наличие нескольких трофических уровней
3) сбалансированный круговорот веществ
Чем определяется устойчивость естественных экосистем?
Элементы ответа:
1) видовым разнообразием
2) числом звеньев в цепи питания
3) саморегуляцией и самовозобновлением
4) замкнутым круговоротом веществ
Что называют популяционными волнами?
Колебания численности особей в популяции
Численность популяции окуней в реке сокращается в результате загрязнения воды сточными водами, уменьшения численности растительноядных рыб, уменьшения содержания кислорода в воде зимой. Какие группы экологических факторов представлены в данном перечне?
1) Антропогенные.
2) Биотические.
3) Абиотические.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.
Материал и презентация были подготовлены, как методическая разработка для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных профессий, для обучающихся по профессии "...
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"
Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...