Педагогический проект «Использование образовательной LEGO-технологии в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» (соавтор)
проект
Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.
Конструирование относится к одному из ведущих и предпочитаемых детьми видов детской деятельности, оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики.Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lego.docx | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» г. НАДЫМА»
Педагогический проект
«Использование образовательной LEGO-технологии
в коррекции речи детей от 4-х до 7-и лет
с тяжелыми нарушениями речи»
По типу деятельности: познавательный, творческий
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2019г. – апрель 2020г.)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, учителя-логопеды
Авторы проекта: Пономарева С.В., учитель-логопед
Шуть О.С., учитель-логопед
Скитченко А.Н., учитель-логопед
Редактор: Жигалова А.Л., методист
Надым
2019
Достоинство речи — быть ясной.
Аристотель
Введение
В настоящее время в нашей стране неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи (далее по тексту - ТНР).
У детей данной категории отмечается позднее появление речевой активности: первые слова появляются к 3–4 годам. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена, малоразборчива. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, сниженная вербальная память, на фоне относительно сохранных логической и смысловой. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев, без целенаправленного педагогического воздействия, не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Наряду с общей соматической ослабленностью, у детей с ТНР отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, недостаточной скоординированности, снижении скорости и ловкости движений.
Актуальность проекта.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции недоразвития речи (Т.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина и др.) показывают, что преодоление тяжелых нарушений речи имеет длительную и сложную динамику. Сложная структура речевого дефекта определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, Г.В.Гуровец, А.Ф.Чернопольская).
Коррекция тяжелых нарушений речи должна осуществляться педагогами в процессе многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, активизацию познавательной деятельности детей.
Основой обучения и воспитания детей с ТНР является создание особых условий для коррекционно-развивающей работы. Поэтому перед педагогами дошкольного образования стоит задача поиска наиболее эффективных методов и приёмов работы с данной категорией детей.
Конструирование относится к одному из ведущих и предпочитаемых детьми видов детской деятельности, оно способствует расширению словаря, обращению детской речи. Осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях, ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.Конструирование способствует развитию движений пальцев, кистей рук, развитию мелкой моторики.Занятия конструктивной деятельностью позитивно влияют на психическое развитие ребенка: развиваются образное, наглядно-схематическое мышление, идет формирование представлений о целостном образе предмета.
Для использования в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР нами выбрана образовательная технология LEGO-конструирования как вид творческо-продуктивной деятельности, обеспечивающей развитие психических процессов и мелкой моторики рук, а также способствующей речевому развитию дошкольников. Применение LEGO-технологии будет способствовать активизации речевой деятельности детей с ТНР - формированию ориентировки, планированию, реализации речевого плана, контролю за качеством речи.
В основу применения LEGO-технологии при работе с детьми с ТНР положен деятельностный принцип. Он заключается в том, что обучение детей с ТНР направлено не на отдельные конструктивные умения, а на формирование самого механизма деятельности, обеспечение мотивационной ориентировочной, целевой и операционально-технической ее сторон.Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.
Использование LEGO-технологии в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной.В процессе конструирования совместно с ребёнком, педагогможет эффективно отрабатывать с ребёнком грамматические конструкции, например, согласование числительных с существительными («сколько в твоём домике окошек?»).
Созданные постройки из LEGO можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения или сказки.
На начало реализации проекта (сентябрь 2019 г.) диагностика речевых нарушенийвыявила:у 100% воспитанников с ТНР наблюдаются нарушения звукопроизношения,выраженные нарушения координации, снижение скорости и ловкости движений, недостаточная скоординированность движений пальцев и кистей рук.
С заданиями на исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа 100% дети либо не справились, либо делали ошибки.Объём активного словаря и уровень развития грамматического строя и связной речи у всех детей не соответствует возрастной норме.
Цель проекта:коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование образовательной LEGO-технологии.
Задачи проекта:
- коррекция речи детей с ТНР;
- развивать речевую деятельность детей;
- развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Срок реализации проекта:сентябрь 2019 г. - май 2020 г.
Участники проекта: воспитанники, учителя-логопеды, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты:
- совершенствование у детей речевых навыков как средств коммуникации;
- развитие мелкой моторики рук;
- соответствие речевого развития детей возрастной норме;
- повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития при использовании конструктора LEGO.
Продукт проекта:Сборник развивающих игр по развитию речи для детей с ТНРс использованием конструктора LEGO.
Календарно-тематический план
по реализации мероприятий проекта
I этап – подготовительный этап (сентябрь 2019)
Организационная функция:
- изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта;
- оснащение групп и логопедических кабинетов различными наборами конструкторов линейки LEGO;
- подбор методического и дидактического материала по теме проекта.
Диагностическая функция:
- диагностика речевых нарушений.
Проектировочная функция:
- формулировка целей, задач проекта;
- определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Подбор научно-методической литературы, статей, интернет - ресурсов по темеLEGO-конструирования | Сентябрь 2019 г. | Учителя-логопеды, воспитатели |
2. | Изучение образовательной LEGO-технологии | Сентябрь 2019г. | Учителя-логопеды, воспитатели |
3. | Составление плана реализации мероприятий проекта | Сентябрь 2019 г. | Учителя-логопеды, воспитатели |
4. | Создание картотеки по лексическим темам с краткой аннотацией. | Сентябрь 2019 г. | Учителя-логопеды, воспитатели |
5. | Проведение диагностики речевых нарушений. | Сентябрь 2019г | Учителя-логопеды |
II этап - основной (октябрь 2019 – апрель 2020).
Исполнительская функция:
– LEGO-конструирование в совместной деятельности педагогов с детьми.
Перспективно-календарное планирование основного этапа
реализации мероприятий проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Диагностика речевых нарушений. | Сентябрь 2019 г. | Учителя-логопеды |
2 | Выступление на групповых родительских собраниях по теме «Цели и задачи реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-ис тяжелыми нарушениями речи лет в 2019 – 2020 уч.г.». | Сентябрь 2019 г. | Учителя-логопеды |
3. | Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели») | 1-2 недели октября 2019 | Учителя-логопеды |
4. | Конструирование и обыгрывание буквы А. | 3 неделя октября 2019 | Учителя-логопеды |
5. | Дидактическое упражнение «Таинственный мешочек» - учить отгадывать детали конструктора на ощупь. | 4 неделя октября 2019 | Учителя-логопеды |
6. | Практикум для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики дома». | 4 неделя октября 2019 | Учителя-логопеды |
7. | Оформление альбома схем моделей из LEGO. | Ноябрь 2019г. – апрель 2020г. | Учителя-логопеды |
8. | Конструирование модели «Дерево». Обучение моделированию звуков (гласный – согласный) с помощью конструктора LEGO | 1-2 недели ноября 2019 | Учителя-логопеды |
9. | Обучение дифференциации звуков по твердости-мягкости с использованием конструктора LEGO Конструирование и обыгрывание буквы У. | 3-4 недели ноября 2019 | Учителя-логопеды |
10. | Практикумдля родителей «Развиваем фонематический слух». | 4 неделя ноября 2019 | Учителя-логопеды |
11. | Конструирование моделей домашних животных (лошадь, баран, собака)из LEGO. Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. | 1-2 недели декабря 2019 | Учителя-логопеды |
12. | Автоматизация звуков с опорой на LEGO. Конструирование и обыгрывание буквы О. | 3-4 недели декабря 2019 | Учителя-логопеды |
13. | Практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков» | 4 неделя декабря 2019 | Учителя-логопеды |
14. | Обучение чистоговоркам с использованием LEGO. Работа над слоговой структурой слова с использованием LEGO. Конструирование и обыгрывание буквы М. | 3-4 недели января 2020 | Учителя-логопеды |
15. | Практикум для родителей«Автоматизация поставленных звуков» | 4 неделя января 2020 | Учителя-логопеды |
16. | Проведение речевых игр «Что изменилось», «Отгадай» по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO. Обучение составлению рассказов по постройке. | 1-2 недели февраля 2020 | Учителя-логопеды |
17. | Выступление на групповом родительском собрании «Итоги первого полугодияреализации проекта: Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5, 5 – 6, 6-7 лет в 2019 – 2020 уч.г». | 1 неделя февраля 2020 | Учителя-логопеды |
18. | Конструирование моделей домов. Конструирование и обыгрывание буквы К. | 3-4 недели февраля 2020 | Учителя-логопеды |
19. | Консультация для родителей «Речевые игры». | 4 неделя февраля 2020 | Учителя-логопеды |
20. | Конструирование моделей мебели (кресло, стол) с использованием LEGO. | 1-2 недели марта 2020 | Учителя-логопеды |
21. | Консультация для родителей «Игры для пальчиков». | 1 неделя марта 2020 | Учителя-логопеды |
22. | Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. Конструирование и обыгрывание буквы С. | 3-4 недели марта 2020 | Учителя-логопеды |
23. | Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. | 4 неделя марта 2020 | Учителя-логопеды |
24. | Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованием LEGO. | 1-2 недели апреля 2020 | Учителя-логопеды |
25. | Конструирование и обыгрывание буквы Н. | 3-4 недели апреля 2020 | Учителя-логопеды |
26. | Индивидуальные консультации для родителей о ходе коррекционной работы. | 4 неделя апреля 2020 | Учителя-логопеды |
27. | Проведение речевой игры«Расскажи что получилось»по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO. Составление рассказа о выполненной постройке. | 1-2 недели мая 2020 | Учителя-логопеды |
28. | Обучение моделированию звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза с использованиемLEGO. Повторение: конструирование и обыгрывание изученных букв. | 3-4 недели мая 2020 | Учителя-логопеды |
29. | Выступление на групповом родительском собрании«Итоги реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х-7-и лет в 2019 – 2020 уч.г». | 4 неделя мая 2020 | Учителя-логопеды |
III этап – заключительный (май 2020)
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Педагогическая диагностика качества усвоения проекта | Май 2020 г. | Учителя-логопеды |
2. | Анализ реализации педагогического проекта. | апрель 2020г. | Учителя-логопеды |
3. | Отчет о результатах реализации проекта на родительском собрании. | апрель 2020г. | Учителя-логопеды |
4. | Творческий отчет по результативности реализации проекта на заседании педагогического совета. | май 2020г. | Учителя-логопеды |
Диагностический инструментарий по выявлению
уровня развития мелкой моторики рук
Особенности проведения: Все упражнения выполняются после показа учителем-логопедом. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – с заданием не справился: отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован.
1 балл – с заданием справился с помощью педагога: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – с заданием справился полностью: точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – у таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
Средний уровень (средний балл равен 1) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 4-5 лет
Упражнения на координацию движений
- Упражнение «Игра на рояле» - ведущей рукой поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца.
- Движение щепоть – ладонь, переходящее в ладонь – щепоть.
- Упражнение «Кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
- Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
- Нанизывание пуговиц средней величины.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Упражнение «Кольцо» - соединить большой и указательный пальцы, остальные поднять вверх. Все пальцы в одном положении, удержать до 10с.
- Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
Работа с бумагой
- Выполнить ножницами прямой разрез.
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 5-6 лет
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Катание шарика.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони.
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
Задания для диагностики развития мелкой моторики рук
детей 6-7 лет
Упражнения на координацию движений
- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3.
- «Посолим капусту». Ребёнок как бы растирает комочек соли.
- Катание шарика.
Упражнения на повторение фигур из пальцев
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и наоборот, сначала на правой руке, потом на левой.
- Упражнение «Игра на рояле» - поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой.
- Упражнение «Вилка» - вытянуть вверх расставленные пальцы: указательный, средний и безымянный; большой палец удерживает мизинец на ладони
Работа с бумагой
- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук).
- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).
Упражнения на дорисовывание
- Упражнение «Полоски». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута). Для этого задания используется тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
- Упражнение «Дорожки». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
- Упражнение «Мячики». Методика: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Диагностический инструментарий по выявлению
уровня развития лексико-грамматических категорий
Особенности проведения: материал направлен на изучение сформированности грамматического строя речи: умения конструировать предложения, навыков правильного употребления существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, усвоения предложно-падежных форм существительных, умения согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, навыков словоизменения.
К каждому заданию дается инструкция, в которой детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности и способ достижения этого результата. Для оценки уровня речевого развития разработана бальная система. Результаты выполнения заданий предлагается оценивать от 0 до 3. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания.
Обработка и анализ результатов:
0 баллов – не выполнение помощь не использует - уровень развития не сформирован.
1 балл – задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляет после уточняющих вопросов – уровень развития сформирован в недостаточной мере.
2 балла – по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ – уровень развития сформирован в достаточной мере.
Низкий уровень (средний балл равен 0) – лексико-грамматические категории значительно ниже возрастной нормы. Ребенку требуется значительная активизация, отвечает на вопросы односложно или вообще игнорирует вопросы. Затрудняется сформировать ответ.
Средний уровень (средний балл равен 1) – ребенок умеет отвечать на вопросы, но ответы недостаточно развернуты, испытывает затруднения при формулировании фразы.
Высокий уровень (средний балл равен 2) – ребенок отвечает на вопросы развернуто, свободно пользуется лексическими средствами языка, в подборе слов не затрудняется.
Задания для выявления развития
лексико-грамматического строя речи детей 4 – 6 лет
Словообразование
(преобразование единственного числа во множественное)
4 года | 5 лет | 6 лет |
Стол – столы Шапка – Кольцо – Жук – | Дом – дома Крот – Окно – Лист – Дятел – | Лампа – лампы Олень – Пень – Воробей – Колесо – |
Согласование с числительным
4 года | 5 лет | 6 лет |
Один дом, два дома, пять домов Одна утка….. | Один конь, два коня, пять коней Одна коза…. | Одна змея, две змеи, пять змей Один воробей…. |
Словообразование
(образование уменьшительно-ласкательных форм)
4 года | 5 лет | 6 лет |
Стол – столик Дом – Кукла – Книга – Мяч – | Шкаф – шкафчик Кольцо – Ковёр – Одеяло – Сапог – | Стул – стульчик Кружка – Платье – Гнездо – Дерево – |
Лексический запас (уровень классификаций)
Назови одним словом
4 года | 5 лет | 6 лет |
Голубь, ворона, воробей – это… Назови животных: Назови игрушки: | Свитер, юбка, брюки – это… Груша, яблоко, лимон – это… Назови птиц: Назови посуду: | Сапоги, туфли, кеды – это… Молоко, хлеб, колбаса – это… Назови фрукты: Назови мебель: |
Номинативный словарь (назови детёнышей)
4 года | 5 лет | 6 лет |
У кошки________________ У утки__________________ У лисы__________________ | У козы ___________________ У волка __________________ У собаки _________________ | У курицы ________________ У коровы ________________ У свиньи _________________ У овцы ___________________ У лошади _________________ |
Антонимы (скажи наоборот)
4 года | 5 лет | 6 лет |
Хороший - Большой – Худой – | Широкий – Далеко – Свет – Высоко – Умный – Подниматься – | Весёлый – Доброта – Здороваться – Чисто – Сухо – Терять – |
Глагольный словарь (кто что делает?)
4 года | 5 лет | 6 лет |
Птица – Рыба – | Змея – Заяц – Лошадь – | Врач – Учитель – Повар – Художник – |
Форма протокола фиксирования результатов педагогической диагностики
Критерии оценки | Сформированность лексических представлений | Уровень развития моторной функции рук | ||
Начало реализации | Конец реализации | Начало реализации | Конец реализации | |
Уровень развития не сформирован | ||||
Уровень развития сформирован в недостаточной мере | ||||
Уровень развития сформирован в достаточной мере |
Список использованной литературы:
- Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». М., 1973 г.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
- Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
- Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001. — С 68-71.
- Лусс Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев. -М. «Сопричастность». — М. 2002. — С. 316-318.
- Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003.
- Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996.
- Михеева О.В., Якушкин П.А. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин //Информатика и образование. – 1996
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М., 1999.
Отчёт по реализации педагогического проекта
«Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-и лет
с тяжелыми нарушениями речи» в 2019-2020 учебный году»
Учителя-логопеды Пономарева С.В.,
Шуть О.С., Скитченко А.Н.
Педагогический проект «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей 4-х – 7-и лет с тяжелыми нарушениями речи» был реализован с 01.09.2019г. по 31.05.2020г. с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи 4-х – 7-и лет. Проект был направлен на коррекцию речевых нарушений, развитие речевой деятельности детей, развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.
Была изучена методическая и научно-практическая литература по теме проекта, был подобран методический и дидактический материал по теме проекта.
В течение реализации проекта был разработан сборник развивающих игр по развитию речи для детей с ТНР с использованием конструктора LEGO.
Для отслеживания результативности проекта проводился педагогический мониторинг уровня развития моторной функции рук и развития лексико-грамматических категорий.
На начало реализации проекта:
- параметр «сформированность лексических представлений»: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 4 чел./27%, не сформирован – 11 детей/73%.
- сформированность моторной функции рук: сформирован в достаточной мере - 0 чел./0%, сформирован в недостаточной мере - 5 чел./33%, не сформирован – 10 детей/67%.
У 73% детей мелкая моторика значительно отставала от возрастной нормы. Движения были скованные, не наблюдалось содружество и ловкость пальцев. Координация движений рук была нарушена. Дети затруднялись выполнить работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умели держать правильно карандаш, линии при рисовании были прерывистые, ломаные. Была нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затруднялись в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускали их элементы. У 67% детей лексико-грамматические категории были значительно ниже возрастной нормы. Дети отвечали на вопросы односложно или вообще игнорировали вопросы. Затруднялись сформировать ответ.
На конец реализации проекта:
- параметр «сформированность лексических представлений» составил: сформирован в достаточной мере – 4 чел./73%, сформирован в недостаточной мере – 11/27%, не сформирован – не выявлено.
- параметр «сформированность моторной функции рук» составил: сформирован в достаточной мере - 5 чел./33%, сформирован в недостаточной мере – 10/67%, не сформирован – не выявлено.
У 33% детей хорошо сформировалась мелкая моторика рук. Дети научились правильно держать карандаш, линии при рисовании стали более прямыми и непрерывистыми. Научились правильно пользоваться и работать с ножницами. Научились правильно и точно повторять фигуры из пальцев, выполнять движения руками по образцу, движения стали ловкими, точными и скоординированными. Темп движений увеличился, появилась синхронность и плавность движений. У 27% детей сформировался лексико-грамматический строй речи. Дети научились правильно преобразовывать существительные во множественном числе, согласовывать их с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы. Дети стали отвечать на вопросы развернуто, свободно пользуясь лексическими средствами языка.
Мониторинг показал, что сформированность лексических представлений воспитанников в конце реализации проекта по сравнению с началом выросла на 34%. Сформированность моторной функции рук воспитанников в конце реализации проекта по сравнению с началом выросла на 36%.
Запланированные проектом задачи считаем выполненными.
Протокол результатов педагогической диагностики по реализации проекта «Использование LEGO-технологии в коррекции речи детей с тяжелыми нарушениями речи 4-х – 7-и лет» в 2019-2020 учебный году»
Критерии оценки | Сформированность лексических представлений | Уровень развития моторной функции рук | ||
Начало реализации | Конец реализации | Начало реализации | Конец реализации | |
Уровень развития не сформирован | 11/73% | - | 10/ 67% | - |
Уровень развития сформирован в недостаточной мере | 4/27% | 11/73% | 5/33% | 10/ 67% |
Уровень развития сформирован в достаточной мере | - | 4/27% | - | 5/33% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
«Коррекция фонетического дефекта в cистеме формирования коммуникативных умений младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и с ДЦП»
Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью и сформированности коммуникатив...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности по коррекции речи детей 5 – 6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
ПЕРПЕКТИВНЫе ПЛАНы...
ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности по коррекции речи детей 6 – 7 лет с ФНР, ФФНР и ОНР
Перспективный план...
Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....
Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт
Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, спосо...