Конспект занятия по психологии для учащихся 6–8-х классов «Добро и зло»
план-конспект урока по психологии (6 класс) по теме
Цель:
Формирование установки на толерантное поведение;
Знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность».
Способствование к приобретению опыта толерантного общения.
Задачи:
- Познакомить с понятием «толерантность»
- Осознание характеристик толерантного и интолерантного человека
- Создать комфортный психологический климат
Способствовать в приобретении опыта совместной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_psihologii_dlya_uchashchihsya_6.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Болушкова Ольга Николаевна Педагог - психолог МОУ СОШ № 6 г. Наро – Фоминска.
Конспект занятия по психологии для учащихся 6–8-х классов «Добро и зло»
Цель: формирование установки на толерантное поведение; знакомство с понятием «толерантность», «толерантная личность». Способствование к приобретению опыта толерантного общения. Задачи:
- Познакомить с понятием «толерантность»
- Осознание характеристик толерантного и интолерантного человека
- Создать комфортный психологический климат
- Способствовать в приобретении опыта совместной работы
ХОД ЗАНЯТИЯ Ведущий: у меня в руках обычный лист бумаги. Что с ним можно сделать? Можно сделать самолетик, нарисовать на нем солнышко, а можно порвать, втоптать в грязь. Делают и то, и другое. От чего это зависит? От того, насколько добр человек или зол. И каждый из нас и добрые дела делает и злится.
Чтобы продолжить разговор о добре и зле в нашей жизни, предлагаю вам послушать одну историю.
Сказка «Нежгущаяся крапива»
Настенька сидела под кроной старой вишни на корточках и горько плакала. Правая ладошка правая ладошка покрылась волдырями, ее пронизывала жгучая нестерпимая боль. Но плакала Настенька не от боли, а от обиды, от непонимания, почему девочки с ней так поступили.
А случилось вот что. Соседские девчонки, которые были постарше Настеньки, решили над ней пошутить. Нарвали целую охапку крапивы, подошли к девочке.
- Смотри! Мы нашли крапиву, которая совсем не жжется. Потрогай! Совсем не жжется! – убеждали они девочку хором.
Доверчивая девочка всей ладошкой схватила «нежгущуюся крапиву». И вот теперь она сидела под старой вишней, обхватив колени руками и горько плакала.
- Не плачь! - Кто это говорит? – Настенька посмотрела по сторонам, но рядом никого не было. – Это я с тобой разговариваю, я старая Вишня. – Разве деревья умеют говорить? – удивилась девочка. – Умеют. Но не все нас слышат. А лишь те, у которых доброе сердце. Тебе сейчас плохо. Тебя обидели. Обида еще сильнее, когда ее наносят неожиданно те, от которых не ожидаешь подобного. Что ты намерена делать девочка? – Мне хочется отомстить. Сделать девочкам тоже что – нибудь гадкое, злое. – Это, Настенька в тебе говорит обида. Но запомни на всю жизнь, зло никогда не ведет за собой добро. Посмотри, под кустом черной смородины растет крапива, которая сильно жжется. А под кустом красной такая же на вид крапива, но нежгущаяся. Так устроен мир. Есть добро, и есть зло. Выбор за тобой.
Вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, что произошло потом? 2. Как поступила Настенька? 3. Как бы вы поступили на ее месте? 4. Зачем нужно зло? 5. Как вы понимаете слова старой Вишни: «зло никогда не ведет за собой добро»? 6. Что может произойти, если на зло отвечать злом? 7. Что является причинами добра и зла? Что заставляет человека выбирать зло?
Резюме: причинами совершения добрых и злых поступков является потребность самоутверждения. Что заставляет человека выбирать зло? СТРАХ. Страх несостоятельности. Человек – существо целостное: в нем есть и светлое и темное, как и в жизни есть день и ночь, свет и тьма…
Психотерапевтическое задание «Картина двух художников». Цель: тренировка невербального партнерства. Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги формата А 4 и карандаш. Участники сидят по двое за столом и выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать ДОМ, КОШКУ, ЦВЕТОК. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну ПОДПИСЬ. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги. Психолог спрашивает участников: - Как они действовали: рисовал ли кто – то или они менялись ролями? - Как изъяснялись друг с другом без слов? - Оба ли партнера довольны результатом работы? - Какие ситуации из их собственной жизни напоминает эта работа? - Как можно достичь единства в чем- либо, избежав неравенства в отношениях?
Работа в группах: обсуждение вопроса «Что значит быть добрым в отношении сверстников?»
Участники записывают на листе А4 обобщенные ответы. Вывешивают на доске. Делают рисунки к своим ответам. Ведущий обобщает результаты работы в группах. Резюме: Быть добрым, значит быть терпеливым и снисходительным, допускать другое видение и мнение, т. е. быть ТОЛЕРАНТНЫМ.
Информационный блок. «Что такое толерантность?»
Отличительные черты толерантной личности
Толерантная личность уважение мнения других доброжелательность желание что-либо делать вместе понимание и принятие чуткость, любознательность снисходительность доверие, гуманизм | Интолерантная личность непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность |
Описать толерантность трудно из – того, что в разных языках определяется по – разному.
- (Перевод с исп.) Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
- (Перевод с франц.) Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.
- (Перевод с китайского) Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
- (Перевод с русского) Способность быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо/ кого-либо), считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо.
В каждом из этих определений делаются различные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем, каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Вывод: толерантный путь это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Заключительное слово ведущего 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО было провозглашено, что 16 ноября ежегодно международное сообщество будет отмечать День, посвящённый толерантности. Толерантность - это терпимое отношение к разным людям. Толерантный человек спокойно старается понять, чем остальные отличаются от него, старается найти в этих различия много полезного и интересного. В жизни часто бывают такие ситуации, когда самая обыкновенная улыбка, одобрительный жест, приятное слово в силах изменить все к лучшему.
В мире нет силы без слабости, юга без севера, дня без ночи, тепла без холода, жизни без смерти....В человеке также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость. Человек – существо «свободы выбора». Он может выбрать созидание (путь добра) и разрушение (путь зла). Но у того и другого пути есть начало. Это – самоутверждение. В области человеческих отношений созидание (путь добра) - это ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, ПРИНЯТИЕ. Разрушение (путь зла) – ссоры, конфликты, оскорбления. Что приятнее вам? Что выбираете?
Вопрос: «Что заставляет человека быть снисходительным, толерантным?» Вывод: «В хорошем воспитании, в принятии общечеловеческих ценностей – добра, любви, справедливости.
Обратная связь. Ведущий предлагает ответить на вопросы анкеты.
Бланк анкеты “Обратная связь”
Имя участника |
Дата занятия |
1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, |
во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: |
3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие |
4. Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.): |
Литература: 1. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. - М.: Глобус, 2007. - 189с. 2. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы – СПб.: КАРО, 2006. – 128с. 3. festival@1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов "Путешествие на остров..."
Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов «Путешествие на остров…» является одним из занятий внеурочной деятельности программы сопровождения учащихся в период адаптации в среднем звене....
Конспект занятия по психологии "Калейдоскоп класса"
Цель: создание модели эффективного общения в классном коллективе.Задачи:- выявить уровень сформированности основных коммуникативных навыков в классном коллективе;- расширять потенциа...
Конспект занятия педагога-психолога с учащимися 5 класса
Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса....
занятия по психологии для учащихся старших классов
занятия по психологии для учащихся старших классов...
Репродуктивное здоровье (конспект занятия педагога-психолога с учащимися 9-11 классов)
Занятие предназначено для повышения знаний старшеклассников о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения. В...
Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
В программе представлено теориетическое основание для разработки программы психокоррекционных занятий с психологом учащихся начальной школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с учащимися 1-4 классов
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию...