Образовательная программа научного общества учащихся «Первые шаги»
рабочая программа на тему
Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является научно-исследовательская деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nou.docx | 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»
г.о.Семеновский
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Сухобезводненская с.ш.»
…………………………………
« »…………………20 г.
Образовательная программа
научного общества учащихся
«Первые шаги»
Составитель: учитель физики Булатова Н.С.
р.п. Сухобезводное
2018г
- Введение
Важными требованиями к нему, предъявляемыми современным обществом, являются:
- умение работать в команде;
- умение самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать информацию и оформлять добытые сведения, в том числе с использованием компьютерной техники;
- умение выполнять исследовательскую работу;
- гибкость поведения, умение выступать в различных социальных ролях;
- развитые коммуникационные навыки.
Одним из ключевых направлений деятельности образовательного учреждения становится
стимулирование креативности учащихся.
Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой.
Одним из наиболее эффективных педагогических средств, позволяющих направить процесс обучения и развития учащихся в данном направлении, безусловно, является научно-исследовательская деятельность учащихся.
Научное общество учащихся МБОУ «Сухобезводненская средняя школа» организовано в соответствии с приказом по школе от13 ноября 2007г.
Образовательная программа НОУ разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, на основе Программы развития МБОУ «Сухобезводненская с.ш.», ООП и определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию деятельности НОУ.
Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию аналитических умений учащихся, повышает вероятность самостоятельно осуществляемого, грамотного принятия решения.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.
Научное общество учащихся (далее – НОУ) - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других специалистов.
Целью программы является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески – проектной деятельности.
Задачи:
- воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
- выявлять наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развивать их творческие способности;
- готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области:
- развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
- развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
- пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
- формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями;
- осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов НОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы.
Направления деятельности НОУ
- Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.
- Проведение регулярных обзоров научно-популярной литературы.
- Подготовка, организация и проведение научно-практической конференции «Мои первые шаги в науку», где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года: формами отчетности научно-исследовательской работы учащихся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.
- Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках, предметных неделях;
- Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.).
- Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях
Структура и организация работы НОУ
Высшим органом НОУ является Общее собрание, проводимое один раз в год в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет – представительный орган, который осуществляет руководство работой НОУ.
В Совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.
В компетенцию Совета входит:
- рассмотрение изменений и дополнений к настоящему Уставу и выдача соответствующих рекомендаций Общему собранию;
- утверждение эмблемы и девиза Общества;
- утверждение структуры НОУ – в том числе и создание, реорганизация, переименование или ликвидация секций Общества;
- утверждение положений, регламентирующих деятельность НОУ, секций, участников;
- утверждение планов-программ учебно-исследовательской работы секций, информационной и издательской деятельности;
- создание и формирование организационных комитетов конкурсных мероприятий среди учащихся;
- создание и формирование организационного комитета ежегодной итоговой научно - практической конференции участников НОУ;
- утверждение нормативных актов в области учебно-исследовательской, воспитательной и производственной деятельности НОУ;
- принятие решения об исключении члена НОУ из состава Общества;
- решение иных вопросов в соответствии с настоящим Уставом.
НОУ состоит из двух секций:
1) Естественно-техническая секция
2) Общественно-гуманитарная секция
Во главе секции стоит руководитель, утверждаемый методическим советом образовательного учреждения.
Заседания секции проводятся не реже 1 раза в месяц.
Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей данного направления.
Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно практической конференции «Мои первые шаги в науку».
Участники НОУ
Членами научного общества могут быть учащиеся 1 – 11 классов, изъявившие желание работать в НОУ, имеющие склонность к научному творчеству, занимающиеся поисково-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельные исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов.
В работе НОУ могут также участвовать учителя школы.
Содержательные линии программы
Образовательные линии - содержат идеи, характеризующие исследовательские методы работы над проектом и исследованием темы.
Ценностные линии – предполагают формирование общекультурного и краеведческого мировоззрения.
Деятельностные линии - побуждают учащихся к действию познания и включения критического мышления.
Творческие линии - предусматривают развитие исследовательских и творческих способностей учащихся, создание проблемных ситуаций, активизацию познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.
Программа рассчитана на детей 5-11 классов и включает три этапа.
Первый этап - формирование исследовательского поведения. Предполагается формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Идет обучение проектным методам.
Второй - развивающий этап. На основе сформированного исследовательского поведения идет усовершенствование научных методов познания и общеучебных ЗУН, совершенствование навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса на данном этапе играет работа с первоисточниками, проектный метод является основным.
Третий - исследовательский этап. Учащиеся приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, занимаются непосредственной исследовательской деятельностью, ведется разработка как общешкольных, так и индивидуальных проектов, работ.
Режим занятий
Программа НОУ рассчитана на 18 часов (2 часа в месяц). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
- Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривает следующее распределение материала
№ | Название темы | Форма проведения | Примерные сроки | Кол-во часов |
1 | Введение в исследовательскую деятельность | Лекция Анкетирование Беседа Практическое занятие | Сентябрь Октябрь | 4 |
2 | Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем. | Лекция Беседа Практическое занятие Работа на компьютере Экскурсия в библиотеку. | Ноябрь - Март | 10 |
3 | Конференция научного общества учащихся | Практическое занятие Беседа Конференция Выступление | Апрель Май | 4 |
Всего | 18 |
- Содержание программы
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (4 часа)
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.
Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила формулирования темы исследовательской работы. Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (10 часов).
Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы.
Формулирование цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы. Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы.
Теоретический и эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ научных работ. Поиск информации в Интернет.
Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские работы. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов работы. Критерии оценки исследовательских работ.
Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.
Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа).
Разработка программы конференции.
Подготовка докладов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение конференции. Анализ результатов.
Риторика и культура речи. Композиция доклада. Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской работы. Оформление стендового доклада.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит сформировать целостную систему, способствующую развитию и саморазвитию обучающихся, для которых НОУ должно стать обществом для получения знаний, школой культуры, развития, общения, творчества, традиций, здорового образа жизни.
1. Результаты первого уровня – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, приобретение знаний:
- об этике и эстетике повседневной жизни человека;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;
- о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны;
- о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах;
- о международном экологическом движении;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Школьник может приобрести:
- опыт исследовательской деятельности;
- опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности;
- опыт охраны памятников истории и культуры;
- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;
- опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками т очевидцами Великой Отечественной войны;
- опыт волонтерской деятельности;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
- Критерии оценки выполнения исследовательских и проектных работ
При выставлении оценки учитываются:
- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
- научное и практическое значение результатов работы:
- новизна работы:
- получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
- имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
- эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
- объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
- логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
- продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
· Постановка проблемы;
· Методы решения;
· Актуальность;
· Наглядность;
· Экспериментальный характер работы;
· Практическая направленность;
· Оформление работы;
· Эмоциональность изложения;
· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
· Рецензия научного руководителя.
- Материально-техническая база
Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются кабинеты, библиотека,отдельные приборы, оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений на основании соглашений и договоренностей с ними.
- Рекомендуемая учебно-методическая литература
Для учителя
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.
11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)
12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.
13.Журнал «Исследовательская деятельность школьников».
14.Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» www.researcher.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для учащихся первого курса "Веселый эрудит"
Эта викторина поможет пробудить у учащихся интерес к гуманитарным наукам. В увлекательной форме учащиеся повторяют изученные на уроках темы....
Ничков Н.В., Ничкова Т.А. Образовательная программа дополнительного образования "Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Система дополнительного образования дает детям такую возможность. В программе представлены учебно-мето...
Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»
Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека...
презентация Научно- практическая конференция среди учащихся "Первые шаги в науку"
Ежегодгая НПК "Первые шаги в науку" проводится для учащихся 2 -11 классов ОУ и УДОД....
Конспект занятия по изобразительному искусству дополнительной образовательной программы "Северные узоры" для учащихся первого года обучения (8-9 лет): "Ни - пояс малицы".
Данный конспект поможет ближе ознакомить учащихся с особенностями жизни, быта и декоративно-прикладного творчества ненцев. Конспект рассчитан на сопровождение его соответствующей презентацей....
Образовательная робототехника в школе: первые шаги, проблемы, возможности, перспективы
Презентация выступления на НПК педагогов "«Реализация ФГОС: стратегия, риски, перспективы» в марте 2017 года...
Дефектологическое представление на учащегося первого класса (первое полугодие)
Дефектологическое представление на учащегося первого класса(первое полугодие)...