Родительское собрание в 5 классе. "Проблемы с русским языком у школьников - может помочь нейропсихология"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Лекция для родителей содержит конкретные советы, как помочь тем ученикам, которые пишут, как курица лапой, имеют грязные тетради, не делают домашние задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское  собрание в 5 классе.

 «Проблемы с русским языком у школьников – как может помочь нейропсихология»

http://itd2.mycdn.me/image?id=859737175211&t=20&plc=WEB&tkn=*bUCfEgRSiR4AP6NGtX4PP74tETI

Пять упражнений для прогресса в учебе

Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… внимательно прослушайте эту информацию  .

Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят – «два» в уме…

Первый вопрос родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде, как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?

Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».

Похвала - это воздух, в котором ребёнку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная  комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждёшь неизвестного, но ужасного результата. Постоянно привыкаешь.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда.

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот:  чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность- похожая ситуация.

Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим – всем им можно помочь. Просто придумайте как – и скажите себе: « Я должна помочь!».

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии – наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

А результативная учебная деятельность любого ребёнка – это показатель «вкючённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.

Поэтому третье убеждение – надо подключать нейропсихологию.

Разработана программа, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включённость» всех психических функций ребёнка.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, своё тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребёнка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.

Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребёнку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится – обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Родители могут практиковать их и дома со своим ребёнком.

Пять упражнений с использованием приёмов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй  угадывает. Поменялись:  второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза – весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу).

Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребёнок пишет в тетради цифру – сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчёте. Подводятся итоги – кто больше составил слов.

  1.  Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка ( Склонение? Спряжение? Падеж? Часть речи? И т.п.). Задание – ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО» / «НЕВЕРНО» - и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
  2. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных – чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка – пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять родитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Любой ребёнок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять всё возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.



Предварительный просмотр:

Родительское  собрание в 5 классе.

 «Проблемы с русским языком у школьников – как может помочь нейропсихология»

http://itd2.mycdn.me/image?id=859737175211&t=20&plc=WEB&tkn=*bUCfEgRSiR4AP6NGtX4PP74tETI

Пять упражнений для прогресса в учебе

Если у вас есть ребёнок, и у него есть тетрадки, и в тетрадках есть ошибки, и их много… внимательно прослушайте эту информацию  .

Мне бы хотелось вселить надежду в души родителей, чьи дети никогда не приносили домой за диктанты ни пятёрок, ни четвёрок, а у кого-то даже и троек… Они никогда не слышали слова «Молодец!» от учителя русского языка. Кто ж из учителей похвалит, если в тетрадях – «как курица лапой»? Если ошибка на ошибке? Если правила знает, а «толку никакого»? Такого «молодца» и родители ругать устали, да и вообще все с ним выбились из сил: «три» ставят – «два» в уме…

Первый вопрос родителю: вы знаете детей, которые ХОТЯТ учиться плохо?

Нет! Таких детей нет. Значит, они все ХОТЯТ учиться хорошо.

Второй вопрос: хвалят ли в школе (да и дома) всех этих безграмотных троечников и двоечников?

Нет! Вроде, как и не за что!

Третий вопрос: искали ли вы истинную причину этих бесконечных нелепых ошибок в тетрадках, при проверке которых руки опускаются и у учителя, и у родителя? Нашли ли вы её?

Нет! Иначе бы дела уже «шли в гору».

Я бы хотела поделиться с вами тремя убеждениями, появившимися у меня за годы работы с детьми.

Первое. В учёбе не бывает много похвалы. Невозможно «перебрать».

Похвала - это воздух, в котором ребёнку можно лететь, улыбаться, стараться, хвастаться маме – меня похвалили! А отсутствие похвалы – это тёмная  комната, в которой страшно ступить в любую сторону: везде ждёшь неизвестного, но ужасного результата. Постоянно привыкаешь.

Поэтому хвалите! Всех. Ещё до того, как отсутствие похвалы свяжет по рукам и ногам стремление ребенка стараться. До того, как он перестанет понимать, что такое – верить в успех.

Второе. Помочь можно всегда.

Я видела одну учительницу второго класса, которая во время урока подходила по очереди к каждому ученику, опускалась почти на корточки рядом с партой, чтобы быть на одном уровне с ребёнком, и шёпотом ПОМОГАЛА в их затруднениях. Каждому. Я даже не знаю, почему меня так впечатлила эта ситуация. Наверное, потому, что это большая редкость.

Так вот:  чтобы ПОМОЧЬ, надо ПОМОГАТЬ.

Не требовать строгим поставленным голосом, не вызывать в школу бедных родителей, не задавать пару лишних упражнений каждый раз (потренируйся, дружок!), не обещать перевести в более слабый класс – весь этот набор хорошо отработан в большинстве школ. Учитель должен искать любые пути, чтобы помочь ребёнку и его родителям чувствовать себя счастливыми людьми, а не несчастными узниками «образовательных стандартов».

Взрослым надо понять: ребёнок не виноват. Он по-другому слышит слово, воспринимает его и воспроизводит.

Ведь никто не ругает за отсутствие музыкального слуха. Безграмотность- похожая ситуация.

Помочь можно всем. Пишущим «страшно некрасиво», ошибающимся в каждом слове, читающим еле-еле, ничего не запоминающим и не понимающим – всем им можно помочь. Просто придумайте как – и скажите себе: « Я должна помочь!».

Теперь – третье убеждение. Мы с коллегами-филологами, работая в школе, видели много непростых детей. Занимаясь русским языком с ними, замечали:

Некоторым детям бесполезно объяснять правила, писать многочисленные диктанты, требовать «работу над ошибками»…

Мы чувствовали: надо делать с ними что-то другое. Но знаний не было. Никто в педагогических институтах (а тем более в классических университетах) не учит особенным методам работы с детьми, которые испытывают трудности в учёбе.

Начали искать, что может помочь ребёнку выбраться из «тёмной комнаты безграмотности». Наши поиски привели к нейропсихологии.

Многим педагогам и родителям наверняка известна эта совершенно особая отрасль психологии – наука о связи работы мозга и поведения человека.

Благодаря знакомству со специалистами-нейропсихологами мы поняли: ответ на вопрос, в чём же причина безграмотности, существует.

Грамотное письмо – результат слаженной работы большого количества систем детского организма, своевременного развития многих психических функций.

А результативная учебная деятельность любого ребёнка – это показатель «вкючённости» всех необходимых зон мозга. Именно такой подход к решению проблем школьной неуспешности используют специалисты-нейропсихологи.

Нейропсихолог может определить истинные причины школьных затруднений, расскажет родителям, что мешает ребёнку овладеть каким-либо умением, поможет разработать упражнения, способствующие развитию и «дозреванию» соответствующих отделов мозга.

Поэтому третье убеждение – надо подключать нейропсихологию.

Разработана программа, содержанием которой является не традиционная отработка орфографических навыков, основанных на знании и применении правил русского языка, а система упражнений, предполагающих активизацию и «включённость» всех психических функций ребёнка.

Большую часть каждого занятия дети вовлечены в игровую деятельность, целью которой является тренировка памяти, внимания, координации движений, скорости мышления, чувства ритма, умения контролировать себя, своё тело, свою устную и письменную речь.

Именно эти виды заданий комплексно влияют на способность ребёнка писать грамотно, повышают его способность к самоконтролю.

Нейропсихология позволяет сделать русский язык не просто бесконечным «писанием слов и предложений», она позволяет ребёнку увлечься и не испытывать дискомфорта от неудач.

Если ребёнок не любит русский язык, плохо учится – обратите внимание на несколько очень полезных и в то же время очень простых упражнений, которые приносят пользу всем детям. Родители могут практиковать их и дома со своим ребёнком.

Пять упражнений с использованием приёмов нейропсихологии:

  1. Разминка в начале урока. Разбиваемся на пары. Один ученик пишет на спине другого указательным пальцем любую букву, крупно, второй  угадывает. Поменялись:  второй пишет на спине первого цифры. Упражнение помогает формировать образ буквы, развивает мускульную память, способствует развитию тактильно-кинестетических ощущений.
  2. Договариваемся с детьми о кодовом слове или движении. Учитель: «Если в течение урока я скажу слово ОКАЗЫВАЕТСЯ, все должны дружно топнуть, а если я хлопну три раза – весь класс должен встать». Учитель ненавязчиво вплетает в канву урока 2-3 раза кодовый сигнал, хвалит детей за внимание. Упражнение развивает самоконтроль, внимание, умение действовать по правилам.
  3. Учим детей концентрироваться сразу «в двух направлениях»: даём задание составлять слова из букв, входящих в слово КОНТРАБАС, в это время учитель иногда делает хлопки (по 1, 2 или 3 подряд, хорошо, если учитель, пока дети работают, перемещается по классу).

Дети должны составить как можно больше слов и сосчитать все хлопки, не делая вспомогательных пометок. После слова СТОП каждый ребёнок пишет в тетради цифру – сколько было сделано хлопков. Называются победители, кто не ошибся в подсчёте. Подводятся итоги – кто больше составил слов.

  1.  Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику и задаёт любой вопрос, связанный с теорией языка ( Склонение? Спряжение? Падеж? Часть речи? И т.п.). Задание – ответить на вопрос должен тот, кто слева от ученика, поймавшего мяч. После ответа ученик, которому бросили мяч, говорит: «ВЕРНО» / «НЕВЕРНО» - и возвращает мяч точно в руки учителю. Важно: учитель должен всё время смотреть на ученика, которому летит мяч, не подсказывать взглядом, кто должен ответить.
  2. Скороговорки. Чтобы максимально сосредоточиться на разграничении гласных и согласных, ребёнок записывает скороговорку, которую даёт учитель, особым образом: согласные пишем, вместо гласных – чёрточка. Важное условие: не допускается ни одного исправления и ни одной помарки. Можно ввести правило: помарка – пишешь снова.

Все эти упражнения очень нравятся детям и очень полезны.

Подводя итог

Что должен понять родитель? Невозможно воспитывать и обучать новое поколение, не применяя достижения нейропсихологии.

Любой ребёнок хочет учиться хорошо. Хочет, чтоб его хвалили. Хочет иметь красивые тетрадки с пятёрками и четвёрками. Надо поверить, что это возможно. Надо помочь, поддержать, предпринять всё возможное.

В нужное время, пока мозг ребёнка пластичен, примерно до 10-11 лет, нужно обратиться к нужному специалисту и применить правильные методы, сделать верные шаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Домашнее задание и его роль в самообразовании школьника" 6 класс

План родительского собрания:nИтоги за прошлый учебныйгод; nДомашнее задание и его роль в самообразовании школьника; nПланирование воспитательной работы на I полугодие; nВыбор родительского комитета; ...

Родительское собрание на тему "Роль домашнего задания в самообразовании школьника"

Собрание для родителей учащихся 7-8 классов направлено на то, чтобы показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий. В ходе собрания родителям предлагаются рекомендации п...

План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».

ЦЕЛЬ:•      Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия•      Мотивировать родителей поощрять...

Родительское собрание для родителей обучающихся 1 и 5-х классов "Как помочь школьнику овладеть своим поведением"

Целью родительского собрания является научить родителей детей-первоклассников и детей-пятиклассников взаимодействию в взаимопониманию с детьми по регулированию их поведения в условиях школы, а также п...

Выступление на муниципальном родительском собрании (9 класс) "ОГЭ по русскому языку..."

Родителям и ученикам: сложно ли сдать Экзамен по русскому языку в 9 классе и для чего необходимо изучать язык в школе...

Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"

Выступление на родительском собрании: "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в условиях внедрения инклюзивного образования"...