Тренинг:"Эмоциональная компетентность в работе руководителя образовательного учреждения"
методическая разработка по психологии по теме
Цель:
1. Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформация», «синдром эмоционального выгорания», «эмоциональный интеллект».
2. Показать важность проблемы эмоционального выгорания у педагогов.
3. Формировать у руководителей навыки регуляции в коллективе негативных психоэмоциональных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie.doc | 107 КБ |
emocionalnaya_kompetentnost_v_rabote_rukovoditelya.ppt | 255.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения.
Цель:
- Познакомить руководителей с понятиями «эмоциональная компетентность», «профессиональная деформация», «синдром эмоционального выгорания», «эмоциональный интеллект».
- Показать важность проблемы эмоционального выгорания у педагогов.
- Формировать у руководителей навыки регуляции в коллективе негативных психоэмоциональных состояний.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- слайды презентации «Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения»;
- карточки - схемы типов педагогов;
- ватман, маркеры,
- карточки- памятки.
1.Вступительное слово психолога.
Технологический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогает общаться. Невозможно представить свою жизнь без телевизора, телефона, компьютера, радио и т.д. Все это замечательно, но есть одно но…Человек приближаясь к технике, отдаляется от человека. Условия жизни современного человека привели к ситуации, когда многие знания и умения, которые до недавнего времени приобретались в житейском опыте, оказываются недостаточными для нормального существования в социуме. Поэтому их формирование становится задачей образования, функции которого расширяются и видоизменяются.
Особое место занимает формирование эмоциональной компетентности. Она включает в себя умение распознавать эмоции других людей по их внешним проявлениям, способность выражать собственные эмоции так, чтобы другие люди понимали их, а также умение управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами.
В число участников образовательного процесса входят не только ученики и их родители, но и учителя. Исследования показывают, что эмоциональная компетентность, как детей, так и взрослых невысока. Это связано с представлением об эмоциях как нежелательном явлении.
Нельзя забывать, что профессию учителя можно отнести к разряду стрессогенных. Каждый руководитель это хорошо знает, так как сам «пришел» в директора из учителей – предметников.
2.Слушание сказки об Учителе
Кому как не вам, директорам школ, знать проблемы учителя. Прежде чем, перейти к рассмотрению этих проблем предлагаю вам послушать Сказку об Учителе. Перед прослушиванием вам вопрос:
- Какую проблему отражает сюжет сказки?
Сказка об Учителе.
История, призванная иллюстрировать
проблему профессиональной деформации.
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
Сегодня мы рассмотрим проблему, связанную с эмоциональным выгоранием педагога и попробуем определить стратегию поведения руководителя по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников. Таким образом, поработаем и над формированием своей эмоциональной компетентности.
3.Лекция о профессиональной деформации педагога и синдроме эмоционального выгорания.
Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Виды профессиональной деформации.
Адаптивная деформация – пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он безоговорочно принимает принятые в учреждении модели поведения.
Глубокий уровень деформации - у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
Крайняя степень деформации (профессиональная деградация) – личность меняет нравственные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания.
«Синдром эмоционального выгорания - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». (Гринберг Д., 2002).
Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания.
- Психологическая защита от профессиональной деформации
- Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями
Если для работника выполнять распоряжение начальника является делом чести, но он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений с коллегами.
- Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в выборе способов и методов достижения своих результатов и жесткой политикой администрации.
- Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу.
Непризнание труда работника может привести его к апатии, снижению у него эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно к эмоциональному выгоранию.
- Стаж работы.
Но это бывает не всегда, все зависит от личности педагога. Многие педагоги с многолетним стажем творчески подходят к работе и полны энергии.
Типы педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию.
- «Педантичный».
Его основные характеристики: добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе);
- «Демонстративный».
Такой педагог стремится первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем ему свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.
- «Эмотивный».
Его отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
3.Эмоциональный интеллект в управленческой практике.
Упражнение 1
Инструкция:
Я буду читать вам вопросы, а вы мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.
- Задумайтесь, принято ли в вашей школе выражать эмоции?
- Если да, то, с какими событиями они связаны?
- Если нет, почему?
- Улыбаются ли ваши ученики и педагоги?
- С чем, как правило, связаны эти улыбки?
- Как реагируют люди в вашей школе на проявление грусти.
Припомните по одному случаю, когда ваше состояние вы характеризовали, как «хочется работать!» или «не очень хочется работать!»
- Какие эмоции вы проявляли в первом случае?
- Какие эмоции во втором случае?
Эти два состояния зависят от эмоций, которые мы проявляем, и нашего отношения к ситуации.
Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.
(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение»)
В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:
- Самоосознанность (понимание себя).
- Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
- Мотивация (стимул к труду).
- Эмпатия (понимание других людей).
- Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).
Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).
Компоненты | Признаки |
Самоосознанность | Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония. |
Саморегуляция | Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам. |
Мотивация | Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу. |
Эмпатия | Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных». |
Коммуникабельность | Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды. |
Если первые три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того, насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие.
Часто эмпатию считают синонимом сопереживания. Да, он предполагает в определенной степени «проникновение» в мир другого человека. Но это не означает мягкотелости, а руководителю не обязательно принимать чужие эмоции как свои и пытаться нравится всем. Эмпатия скорее означает, что руководитель учитывает чувства сотрудников в процессе принятия решений. Чтобы решение в отношении какого-либо человека оказалось продуктивным, необходимо ответить на вопросы:
- Кто он, что он собой представляет?
- Что и о чем он говорил?
- Зачем он приходил и говорил все это?
Все педагоги, несомненно, имеют свою индивидуальность. Каждый руководитель это очень хорошо знает и старается к каждому найти свой ключик.
Упражнение 2
Инструкция:
Я буду читать вам вопросы, а вы мысленно «про себя» попытайтесь на них ответить.
- Подумайте, когда вы слышите фразу «они такие разные », чьи образы из числа учителей возникают в вашем воображении?
- Чем отличаются эти педагоги друг от друга?
В психологии существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.
Таблица
«Мы такие разные» (по К.Юнгу)
Откуда человек берет информацию? | |
Экстраверт (из внешнего мира- людей, вещей) | Интроверт (из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений) |
Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет. | Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве. |
Как человек собирает информацию? | |
Сенсор | Интуитивист |
Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен. Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим. | Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны Концептуальность, вдохновение, фантазия. Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель. |
Как человек предпочитает решать проблемы? | |
Мыслитель | Чувствитель |
Руководствуется логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой. | Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем. |
Как относится к внешнему миру и жизни в целом? | |
Решающий | Воспринимающий |
Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем. | Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается. |
Упражнение 3
Инструкция:
Работая в микрогруппах, вам нужно будет составить рассказ- характеристику педагога по следующим схемам.
Можно создать образ педагога и описать один день из его школьной жизни, важно обратить внимание как педагог общается с коллегами, администрацией, как решает возникающие проблемы.
Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель
Интроверт, сенсор, решающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий чувствитель
Данный рассказ нужно будет прочитать всем остальным участникам занятия, а они, в свою очередь, должны будут угадать, к какому типу относится педагог.
Упражнение 4
Инструкция:
Возвращаясь к проблеме эмоционального выгорания педагога, всем участникам занятия предлагаю в микрогруппах создать стратегию поведения руководителя по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников
Стратегия руководителя
по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
1.Морально- психологические поощрения учителей (словесная похвала);
2.Профессионально- социальные поощрения учителей (письменная благодарность, предложение прохождение КПК);
3. Материальные поощрения;
4.Коллективные праздники;
5.Совместные «мозговые штурмы»;
6.Длительный годичный отпуск педагогу.
4.Итог занятия
Обращайтесь к эмоциям людей, к сердцу, которое управляет разумом.
Менталитет россиянина отличается сентиментальностью, сочувствием, способностью на широкие проблемы души. Наши люди быстрее откликаются на благородные призывы. Иногда лучшим выходом из положения для руководителя – прямо обратиться к коллективу «глаза в глаза» с просьбой о помощи и поддержке в трудную минуту.
М.Тимофеев
«Управление персоналом»
Литература
1.Александровская М. Учительские страшилки. Истории, призванные иллюстрировать проблему профессиональной деформации// Школьный психолог, 2006,№6
2.Виллюнас В.К.Психология эмоциональных явлений.-М,1976
3Руднев Е.А.Эмоциональный интеллект- парадоксы управленческого вдохновения//Директор школы, 2006,№3
Приложение
Сказка об Учителе.
История, призванная иллюстрировать
проблему профессиональной деформации.
Рождение Учителя.
Жили – были Папа и Мама, вскоре у них родились дети.
Первым родился у них Программист. Мама так радовалась - ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала. Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой даже отправились погулять, рядом с банком постоять, чтобы в счастье свое поверить. И Папа все твердил: «Не может быть! Не может быть!»- пока Бабушка не возмутилась: что он неверующий, какой- то? Вот и распашонка на ребеночке зелененькая – вся в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!
Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: «Учитель!» И Папа тоже все повторял: «Не может быть! Не может быть!» - но уже с другим лицом, а Бабушка его не останавливала. А Мама все смотрела на этого новенького, все вздыхала, грустно по головке гладила…
Обучение Учителя.
Когда Учитель подрос, его отправили бумажку получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что написано в бумажке. Потому что там есть печать. Учитель тоже хотел, чтобы у него зарплата была. С зарплатой можно в магазин пойти и купить себе покушать. А Учитель, хоть и не Бухгалтер и не Программист, а иногда возьмет, да и проголодается!
Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить. Через пять лет дали ему бумажку с печатью. Учитель обрадовался и пошел в школу работать.
Работа Учителя.
Прошло двадцать лет, много пришлось пережить бедному Учителю, хотя и были и приятные моменты в его непростой учительской жизни.
Пришел однажды Учитель домой, в тоске от школьной жизни. Смотрит - а у него Черное пятно на потолке. Решил он (вот наивный!), что его соседка сверху затопила. Лег спать и заснул своим тоскливым учительским сном. А учительская кровать стояла как раз под Черным пятном. И снится Учителю, что зовет его кто- то страшным директорским голосом: «Вижу стопку непроверенных тетрадок! Это кто тут нарушает порядок?! Учитель вскочил среди ночи, вытащил из портфеля тетради, а сам крепко за красную ручку держится – для храбрости. Проверил все тетради и уснул себе счастливый.
Карта-памятка
для самостоятельной работы
Эмоциональная компетентность
в работе руководителя образовательного учреждения.
Эмоциональный интеллект- способность эффективно управлять собой и своими отношениями: сегодня это считается важным умением руководителя.
(Дж. Шермерон, Д.Хант, Р.Осборн «Организационное поведение»)
В понятии эмоциональный интеллект выделяют пять составляющих:
- Самоосознанность (понимание себя).
- Саморегуляция (эффективное взаимодействие с самим собой).
- Мотивация (стимул к труду).
- Эмпатия (понимание других людей).
- Коммуникабельность (эффективное взаимодействие с другими).
Каждый из компонентов имеет свои признаки (см. таблицу).
Компоненты | Признаки |
Самоосознанность | Уверенность в себе, реалистическая самооценка, самоирония. |
Саморегуляция | Цельность натуры и надежность, терпимое отношение к неопределенности, открытость к переменам. |
Мотивация | Побуждение добиваться целей по причинам, лежащим за пределами денег и статуса, оптимизм пред лицом неудачи, преданность делу. |
Эмпатия | Умение поддерживать и развивать таланты, чувствительность к личностным различиям «подчиненных». |
Коммуникабельность | Умение уговаривать работников и производит изменения, способность создавать и вести команды. |
Если первые три составляющие эмоционального интеллекта - это навыки владения собой, то эмпатия и коммуникабельность связаны со способностями управлять взаимоотношениями с другими. Эффективность управления организацией зависит часто от того, насколько руководитель способен понять своих «подчиненных», войти с ними в контакт и наладить взаимодействие.
В психологии существует достаточно много типологий людей. Самой популярной является типология по темпераменту. Не менее интересна и практична типология Карла Юнга.
«Мы такие разные» (по К.Юнгу)
Откуда человек берет информацию? | |
Экстраверт (из внешнего мира- людей, вещей) | Интроверт (из своего внутреннего мира – мнений, эмоций, впечатлений) |
Легко знакомится с людьми, дружелюбен, общителен, открыто выражает свои эмоции, нуждается во взаимоотношениях, действует, потом размышляет. | Замкнут, закрыт, сосредоточен, скрывает свои эмоции, нуждается в личном пространстве. |
Как человек собирает информацию? | |
Сенсор | Интуитивист |
Прислушивается к фактам, данным поступающей информации. Для него важны закономерности.Предпочитает измеримые вещи, конкретен и практичен. Для такого сотрудника важно начать дело с самого начала, продвигаясь, шаг за шагом, необходимы инструкции. Он замечает конкретные детали, любит устанавливать процедуры и правила, предпочитает решать практические вопросы, живет настоящим. | Учитывает возможные общие модели, перспективы, для него важны Концептуальность, вдохновение, фантазия. Такой человек может включаться в дело на любом этапе он любит разнообразие и изменения. Живет будущим и нередко воспринимается окружающими как непрактичный мечтатель. |
Как человек предпочитает решать проблемы? | |
Мыслитель | Чувствитель |
Руководствуется логикой, объективными законами, схемами. Представляет четкие, структурированные, построенные на анализе выводы. Решает головой. | Мало интересуется конкретными фактами. Руководствуется личным убеждением. Главный аргумент при принятии решении – «может быть», «мне кажется». Решает сердцем. |
Как относится к внешнему миру и жизни в целом? | |
Решающий | Воспринимающий |
Ориентирован на результат. Для него важно структурировать, управлять, планировать, решать, завершать дела. Он собран, организован, решителен, любит порядок и точные сроки. Этому человеку важно, чтобы жизнь была под контролем. | Ориентирован на процесс. Чувствует себя более комфортно, оставляя вопрос открытым. Склонен к гибкому стилю жизни и любит следовать ее течению. Предпочитает спонтанно возникающие события, к которым легко приспосабливается. |
Карточки к упражнению 3
Экстраверт, сенсор, воспринимающий чувствитель
Интроверт, сенсор, решающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий мыслитель
Экстраверт, интуитивист, воспринимающий чувствитель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «РЕКОМЕНДАЦИИ НЕЙРОПСИХОФИЗИОЛОГОВ для руководителей образовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, воспитателей и родителей». Подготовлен для семинара ГМО.
Краткие рекомендации по общении и воспитанию девочек и мальчиков. Краткие рекомендации для родителей....
Эссе "компетентность руководителя образовательного учреждения - что это сегодня
Эссе представляет собой размышления по теме "Компетентность руководителя образовательного учреждения". Работа написана для предоставления по курсу "Современный менеджмент в образовании"...
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...
Организация и управление (Справочник руководителя образовательного учреждения)
Организация и управление (Справочник руководителя образовательного учреждения)...
Эссе "Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?"
Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ...
Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?
Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ...
Эмоциональная компетентность в работе учителя
Учитель каждый день сталкивается с необходимостью решать сложные психолого-педагогические задачи, которые требуют следующих умений:- узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознани...