Программа развития способности к самопознанию и уве¬ренности в себе.
классный час по психологии по теме

Сформировать представления об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uverenosti_i_samopoznanie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

развития способности к самопознанию и уверенности в себе.

Занятие 7

Цель. Сформировать представления об уверенном, неуверенном и грубом поведении.

Содержание: Ведущий рассказывает школьникам о цели занятий, их особенностях.

Упражнение: Уверенные, неуверенные и грубые ответы. Инструкция для участников

"Сейчас мы выполним упражнение, цель которого научиться различать, когда мы ведём себя уверенно, когда - неуверенно и когда - грубо. Вот эта кукла, - учитель надевает на руку - будет рассказывать, что произошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет показать, как ведёт себя в этой ситуации, что говорит уверенный, неуверенный в себе и грубый человек".

Учитель от имени куклы предлагает определённую ситуацию. Вторую куклу надевает ученик, который должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно обратиться к школьникам, чтобы они придумали собственные ситуации. Если желающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим. Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причём ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифицировали ответ как уверенный, неуверенный или грубый.

Примеры предлагаемых ситуаций:

поставили незаслуженную двойку;

хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

не принимают в игру;

несколько человек играют, хочешь по играть с ними, просишь; взрослые не разрешают тебе...

просишь у взрослых разрешить тебе...

просишь у сверстников помочь тебе выполнить поручение взрослого;

друг рассказывает тебе о чём-то, а тебе нужно идти; отказываешь кому-нибудь в просьбе;

           хочешь познакомиться со сверстником.

На каждую сценку должно уходить не более 3-4 минут.В конце занятия проводится краткое обсуждение и определяется, что значит уверенное, неуверенное и грубое поведение.

Ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчёркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участника добровольность участия при чётком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-либо задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака); не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение; анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т.п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору чьего либо поведения;лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь или просто врать; нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит; нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаём друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Всё, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей обшей тайной.

После того, как ведущий изложит правила и ответит на вопросы подростков, он должен развернуть плакат с правилам и, укрепить их так, чтобы все видели, и сказать, что плакат этот  на занятиях всегда будет у них перед глазами

Ритуал принятия правил: Ведущий "торжественно обвешает" следовать этим правилам и предлагает школьникам сделать то же самое. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и закрывать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.

Домашнее задание. Придумать свой "запрещающий знак", указывающий - "не хочу говорить", "не хочу участвовать".

        

                                               

                                                       Занятие 8

Цель.

 Отработать невербальные формы уверенного, неуверенного и грубого поведения.

Содержание. Ритуал начала занятий. Ведущий рассказывает о дневнике и правилах его ведения, раздаёт школьникам папки. Подчёркивает, что нельзя без разрешения читать чужой дневник, чужие письма, указывает на суверенность внутреннего мира другого человека, на то, что никто не имеет права вторгаться в этот внутренний мир. Рассказывает, что дневники будут запечатываться "личной печатью".

Упражнения

"Футболка с надписью"

Ведущий говорит о том, что всякий человек "подаёт" себя другим.

Говорит о футболках с разными надписями, приводит примеры "говорящих" надписей. Затем школьникам предлагается в течение 5-7 минут придумать и записать на обложке дневника занятий надпись на своей "футболке". Оговаривается, что эта надпись в дальнейшем может меняться. Важно, чтобы она что-нибудь говорила о школьнике, о его любимых занятиях, играх, об отношении к другим, о том, что он хочет от других, и т. п.

'После выполнения задания каждый зачитывает свою' надпись. Ведущий во всех случаях даёт эмоциональную поддержку. Затем проводится очень короткое обсуждение: о чём в основном говорят надписи на футболках; что мы хотим сообщить о себе другим людям.

В заключение ведущий показывает (желательно, выполненную в шуточной форме) надпись на своей футболке.

"Сила слова"

Составляются три списка слов, характерных для уверенных. неуверенных и грубых ответов.

Ведущий записывает слова на доске, участники   на листке бумаги.

Зеркало"

Участники образуют два круга - внутренний и внешний (если это не

возможно, то делятся на две команды: тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты). По сигналу ведущего тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики - уверенного, неуверенного и грубого человека. Стоящий во внешнем круге должен догадаться, кого он изображал. Если угадано правильно, то оба участника поднимают руку. Затем, по сигналу ведущего, стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.

После того, как будет пройден весь круг, участники игры меняются ролями. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определённые позы, а стоящие во внутреннем - разгадывают их. Ведущий фиксирует количество правильно угаданных поз.

        После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение: какие позы чаще загадывались, почему? Какие легче угадывались, почему?

        Домашнее задание. Понаблюдать за собой и окружающими: как про

является уверенность, неуверенность, грубость или желание нагрубить.

Занятия 9-10

Цель. Выявить зависимость уверенности и неуверенности от других людей, определить что такое чувство собственного достоинства.

Содержание: Ведущий говорит о том, как влияет на нашу уверенность и неуверенность отношение со стороны других людей, точнее, ставит это перед ребятами как проблему, которую предлагает понять через

        следующее упражнение:

Упражнения "Хвалить или ругaть?"

Упражнение удобно выполнять, стоя в небольшом кругу. Если участников больше I О и позволяют условия, хорошо организовать два круга. Участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Сна

чала ведущий просит каждого, кто поймает мяч, сказать, что значит «ругать», «критиковать». Каждый последующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то новое. Затем участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть упражнения - перебрасываясь мячом, говорить слова        похвалы, поощрения. Правила те же - каждый повторяет всё, что было сказано до него и предлагает своё. После чего позой и жестами, а затем словами выражаются и называются переживания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчёркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно. Указывается на то, как трудно принимать критику и похвалу.

        Ставится проблема: что требуется, чтобы вести себя в этой ситуации         достойно.

        "Я не такой, как все, и все мы разные"

Подростам предлагается в течение 5 минут с помощью цветных карандашей нарисовать, или описать, что такое "радость". Подчёркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания вкладываются в «волшебный ящик», в котором желательно иметь примерно такое же количество рисунков и описаний. Всё перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит ребят обратить внимание на различия в понимании и представлении понятия "радость". Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по разному люди понимают одни и те же вещи.

Листки вновь складываются в «волшебный ящик), перемешиваются, вытаскиваются и каждому предлагается найти свой листок. Проводится обсуждение, легко или трудно это было сделать, анализируется, почему. Делается вывод о том, что каждый человек -особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

Обсуждение:

Что важно для того, чтобы иметь чувство собственного достоинства.

        Домашнее задание. Выполнить упражнение «Мой портрет в лучах

солнца». Необходимо ответить на вопрос "Почему я заслуживаю уважения?" следующим образом: нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать своё имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать все свои достоинства, всё хорошее, что о себе знаешь. Постараться, чтобы было как больше лучей.

Занятия 11-12

        Цель. Овладеть вербальными и невербальными формами выражения наличия и отсутствия чувства собственного достоинства.

Содержание. Ведущий просит вспомнить рисунки и описания «радостью). Можно ли было говорить о том, что у кого-то радость изображена более правильно, а у кого-то менее - эта проблема обсуждается. Делается вывод о том, '(ем мы похожи и в чём различны, что даёт нам возможность

и что мешает понимать друг друга.

Обсуждение:

Что такое - уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех

чувств, которые он в действительности испытывает?

        Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают список

своих достоинств, показывают нарисованное ими солнце.

Если в группе уже установились достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает своё самоописание, обратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся знакомят с "Положением об обратной связи". Оно представлено на отдельном плакате, который вывешивается всякий раз, когда речь идёт об обратных связях.

Пример

        Положение об обратных связях

Обратная связь - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, что я о нём думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие

        чувства у меня вызывают его действия, поступки.

ПОМНИ:

Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова или поступки их вызвали.

Не говори о человеке в целом.

Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

Не давай оценок.

        Не давай советов. Выражения "Я бы на твоём месте        , "Ты должен..." - под запретом.

ВНИМАНИЕ

Обратная связь - не повод свести счёты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Если необходимая атмосфера в группе не сложилась, то "обратная связь" может быть введена позже, или даже не проводиться совсем. Критерием здесь может служить представление ведущего о том, может ли он работать с отрицательной обратной связью, снять её возможные последствия. После того, как несколько человек прочли свои самоописания и получили обратную связь (ведущий внимательно следит за тем, чтобы требования к обратной связи выполнялись, и прерывает тех, кто их не выполняет), проводится обсуждение по следующим вопросам:

Трудно или легко было выполнять это задание? Понадобилось много лучей или мало?

Много ли понадобилось времени?

Поощряются самоописания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе. Если подобных самоописаний нет, то так может

        описать себя ведущий.

"Скульптура"

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру

человека с чувством собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, показывают мимику. Каждая подгруппа выбирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Домашнее задание. Проанализировать реальные ситуации с точки зрения представлений о чувстве собственного достоинства.

Занятие 13-14

Цель. Подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

Обсужден не домашнего задания по вопросам:

Каких событий было больше?

Какого типа эти события?

Упражнение

"Мои права"

Ведущий напоминает школьникам о разыгранных на первом занятии

сценках, спрашивает, с чем связано уверенное, неуверенное и грубое поведение. Задача этого разговора - подвести школьников к понятию прав человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе.

        Затем школьникам предлагается, разделившись на 3-4 группы, написать ''декларацию о правах пяти-шестиклассника".

        На выполнение этого задания даётся 10-12 минут.

        После этого начинает работать "Конституционная комиссия" по вы

работке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основании которых "Конституционная комиссия" утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать сами вместе с ведущим или он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

1. Твои права не должны ущемлять прав других людей.

2. Осуществление этих прав должно зависеть не от людей, а от тебя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие предложенных каждой из групп разработчиков. Остальные группы играют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработчиком даётся право отстаивать свои предложения. Принятые предложения фиксируются на доске. Затем ведущий зачитывает окончательный список. Он может делать это, играя роль Постоянного председателя Конституционной комиссии.

Ведущий говорит о том, что такие "списки прав" составляли многие люди, и знакомит подростков. Например, со списком, разработанным К.Д. Заслофф: "У детей с момента рождения, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Существуют личные права, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За зашитой своих личных прав мы не можем обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право".

Вы имеете право:

иногда ставить себя на первое место;

просить о помощи  эмоциональной поддержке; протестовать против несправедливого обращения или критики;

на своё собственное мнение и убеждения; совершать ошибки, пока не найдёте правильный путь; представлять

 людям возможность решать свои собственные проблемы; говорить "нет, спасибо", "извините, нет";не обращать внимания на советы других и следовать своим собственным убеждениям; побыть одному(ой), даже, если другим хочется вашего общества; на свои собственные чувства - независимо от того, понимают ли их окружающие;

менять свои решения или избрать другой образ действий; добиваться перемены договорённости, которая вас не устраивает.

Вы никогда не обязаны: быть безупречным (ой) на все 100%; следовать за толпой; любить людей, приносящих вам вред; делать приятное неприятным людям; просить прощения за то, что были самим(ой) собой; +выбиваться из сил ради других;

чувствовать себя виноватым за свои желания; мириться с неприятной ситуацией;

жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было; сохранять отношения, ставшие оскорбительными; делать больше, чем позволяет время;

делать то, "то на самом деле не можете сделать; выполнять неразумные требования;

отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать, нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

отказываться от своего "Я" ради кого бы то или чего бы то ни было. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».

        Желательно предлагаемые списки прав представить в виде плакатов, чтобы школьники могли иметь их перед глазами.

        Проводится обсуждение. Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

Домашнее задание. Составить контракт с самим собой с перечнем прав, которые школьник предлагает реализовывать. Обязательный пункт контракта: обязательство уважать права других с указанием, какие именно.

Занятие 15

        Цель. Отработка умения высказать просьбу, принять согласие или отказ в её выполнении.

Содержание: Ведущий обращает внимание участников на то, какое большое место во всех "списках прав" занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения этой просьбы. Затем он предлагает участникам посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит же

        лающих объяснить, почему они включили или не включили эти права.

Упражнение "Чемпионат"

Для выполнения упражнения ведущий должен заранее заготовить

описания ситуаций с просьбой и способом реагирования на неё по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигурном катании, по числу участников. Описания ситуаций помещаются в «волшебный ящик). Участники делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные         являются судьями и выставляют отметки:

а) за точность выполнения задания;

б) за использованные средства.

Ведущий играет роль "главного судьи", подсчитывая очки. Инструкция для участников:

Разделиться на пары. Каждая пара должна вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку даётся одна минута, на выполнение - не более трёх минут. Все остальные участники - судьи, они оценивают выступление.

Ведущий рассказывает о критериях оценки, что позволяет школьникам осознать те умения, которые необходимы, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ от её выполнения или, услышав просьбу другого, отказаться от её выполнения.

После каждого выступления ведущий просит "судей" обосновать свои

отметки, и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?

Домашнее задание. Оценить поведение в ситуации просьбы в реальной жизни.

Занятие 16

        Цель. Научить различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав.

        Содержание Анализ успешных и неуспешных форм поведения. Под водятся итоги упражнения "Чемпионат". Награждаются победители. Упражнение "Интервью"

Сначала ведущий, а затем желающие из участников берут интервью у чемпионов и тех, кто занял второе и третье место, выясняя, что им помогло добиться успеха, как они представляют уверенное поведение, реализацию своих прав.

        Ведущий просит чемпионов и занявших вторые - третьи места поде         литься опытом "домашних тренировок",

т. е. прочитать домашнее задание.

        Проводится обсуждение успешных и неуспешных форм поведения.

        Упражнение: Ответь на вопрос "Кто Я?", закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений были розданы участникам):

Я словно птичка, потому, что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я - стакан воды...

я чувствую, что я кусочек тающего льда...

я - прекрасный цветок...

я чувствую, что я - скала. ..

я - песенка. ..

я - мышь...

Я - словно буква «О».. .

я - интересная книжка.. .

я - песенка...

я - светлячок. ..

        я чувствую, что я вкусный завтрак...        .

Придумай своё начало аналогичных предложений; которые нужно закончить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Программа развития способности к самосознанию и уверенности в себе

Настоящая программа предназначена для работы с детьми 6 класса и имеет своей целью продолжить начатый курс занятий по программе “Мой мир и я”. Программа направлена на социальную адаптацию ...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...

Программа развития способностей

Программа развитяи способностей...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...