Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
рабочая программа по биологии

Баранчикова Галина Александровна

 

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_moih_sposobnostey.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа «Мир моих способностей»  

по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

Интеллектуальные и творческие возможности человека прямо связаны с его способностью к обучению, но  не всегда отражаются в тестах интеллекта. Творчество  и интеллект могут стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.

Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

Реализуемая цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с  учётом их природных, личностных и индивидуальных особенностей на уроках биологии и химии, а также во внеурочное время.

Цель программы – создание системы по выявлению  интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на уроках, которые помогают обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности.

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.

Для реализации это цели необходимо создать условия:

  • предоставить и максимально разнообразить возможности для развития личности;
  • вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность;
  • сделать обучение личностно-ориентированным;
  •  создать условия для совместной, групповой работы обучающихся;
  • осуществлять дифференцированный подход;
  • применения полученных умений и навыков в жизненных ситуациях, новых условиях.

Педагогические методики.

Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной)

Рассматривались (выборочно) параметры интеллектуальных способностей:

• способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям);

 • способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);

Основные параметры творческих способностей:

• творческое мышление, изобретательность, выдумка;

• гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;

• оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:

Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.),  беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, выполнение творческих заданий.

Выявление  интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1. Комплексного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности.

Показатели результативности:

Способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадах, проектной деятельности, умение справляться с проблемными заданиями.

Диагностические этапы:

1.        Педагогическая диагностика

2.        Психологическая диагностика

3.        Специальная углубленная диагностика

4.        Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

- креативность;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

  1. Нетрадиционные уроки
  2. Кружки по интересам
  3. Конкурсы.
  4. Участие в олимпиадах.
  5. Проведение недели науки.
  6. Индивидуальная работа с учащимися.
  7. Практическая работа.        
  8. Экскурсия.
  9. Конференция.
  10. Проектная деятельность.
  11. «Мозговые штурмы»

Требования к работе по выявлению  интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи .

Активное участие в  конкурсах, олимпиадах по предметам (биология, химия)

 Основные этапы реализации программы

1 этап

  • Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических условий реализации программы.
  • Создание банка данных по способностям школьников.
  • Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.

2 этап

  • Диагностика склонностей обучающихся.
  • Создание банка творческих работ обучающихся.

3  этап

  • Участие в олимпиадах, конференциях,  соревнованиях.
  • Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.

Ожидаемые результаты программы

  • создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
  • повышение качества образования и воспитания;
  • удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
  • повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения обще предметными навыками;
  • формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
  • повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • повышение  эффективности самостоятельной работы.

Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Цель работы:   - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: - изучить данные о психологических особенностях детей с творч...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);• креативности;• настойчивости (мотивация, ориентированная на задач...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

 Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии...