Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
рабочая программа по биологии
программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_moih_sposobnostey.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Мир моих способностей»
по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
Интеллектуальные и творческие возможности человека прямо связаны с его способностью к обучению, но не всегда отражаются в тестах интеллекта. Творчество и интеллект могут стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности.
Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).
Реализуемая цель: выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учётом их природных, личностных и индивидуальных особенностей на уроках биологии и химии, а также во внеурочное время.
Цель программы – создание системы по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
1. Выявление способных обучающихся.
2. Определение уровня интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.
3. Определение форм и методов работы на уроках, которые помогают обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности.
4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам естественно-математического цикла.
Для реализации это цели необходимо создать условия:
- предоставить и максимально разнообразить возможности для развития личности;
- вовлекать обучающихся во внеурочную деятельность;
- сделать обучение личностно-ориентированным;
- создать условия для совместной, групповой работы обучающихся;
- осуществлять дифференцированный подход;
- применения полученных умений и навыков в жизненных ситуациях, новых условиях.
Педагогические методики.
Опросник для выявления одаренных учащихся (по Е.Н. Задориной)
Рассматривались (выборочно) параметры интеллектуальных способностей:
• способность к анализу и логическому мышлению; абстрактное мышление (способность к обобщениям);
• способность к естественным наукам (физике, химии, биологии и т.д.);
Основные параметры творческих способностей:
• творческое мышление, изобретательность, выдумка;
• гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
• оригинальность мышления, склонность к необычным, нешаблонным решениям;
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:
Различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, выполнение творческих заданий.
Выявление интеллектуальных и творческих способностей у обучающихся происходит путем:
1. Комплексного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.
2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах, проектной деятельности.
Показатели результативности:
Способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадах, проектной деятельности, умение справляться с проблемными заданиями.
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;
-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;
-быстрота реакции и легкость ассоциирования;
-нестандартность мышления;
-творческие способности;
- креативность;
-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.
Формы работы:
- Нетрадиционные уроки
- Кружки по интересам
- Конкурсы.
- Участие в олимпиадах.
- Проведение недели науки.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Практическая работа.
- Экскурсия.
- Конференция.
- Проектная деятельность.
- «Мозговые штурмы»
Требования к работе по выявлению интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.
Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
Тестовые творческие задачи .
Активное участие в конкурсах, олимпиадах по предметам (биология, химия)
Основные этапы реализации программы
1 этап
- Разработка программы работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
- Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
- Анализ материально-технических условий реализации программы.
- Создание банка данных по способностям школьников.
- Создание банка текстов олимпиад и конкурсов.
2 этап
- Диагностика склонностей обучающихся.
- Создание банка творческих работ обучающихся.
3 этап
- Участие в олимпиадах, конференциях, соревнованиях.
- Стимулирование проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.
Ожидаемые результаты программы
- создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;
- повышение качества образования и воспитания;
- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;
- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;
- адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;
- повышение уровня владения обще предметными навыками;
- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;
- повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;
- повышение эффективности самостоятельной работы.
Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Цель работы: - создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся. Задачи: - изучить данные о психологических особенностях детей с творч...
Программа по выявлению и развитию способностей у обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Программа разработана на основе школьной программы "Одаренные дети"....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Одаренность- есть сочетание трех основных характеристик:• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);• креативности;• настойчивости (мотивация, ориентированная на задач...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Для каждого учителя главным вопросом является вопрос о том, как пробудить интерес к своему предмету, как выявить и помочь детям развить их способности. Согласно ФГОС целью обучения...
Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии
Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии...