Семинар для педагогов "Стрессоустойчивость"
материал по психологии по теме

 

9 профилактических правил для всех и каждого

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_stressoustoychivosti.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Все слышали о людях,
у которых от беспокойств начинает болеть голова,
отсюда распространенные выражения типа
«Эта работа – сплошная головная боль!»

Э. Берн


Однажды поэт заметил, что мы живём накануне чего-то. Трудно с ним не согласиться. Особенно сейчас, когда несколько мгновений нового тысячелетия мы уже постигли. Ещё один шаг, два, три и … Но не будем спешить - всему своё время. А сейчас время подумать, помечтать, сделать что-то важное. Порой, кажется, что приближение кануна ускоряет ход наших мыслей и действий. Не случайно в последние годы лавина новых идей и проектов прокатилась по образовательному пространству России, значительно обогащая и изменяя педагогическую теорию и практику. А точнее, мы сами шагнули навстречу инновационному вихрю, желая обновить содержание и способы организации жизнедеятельности своих учебных заведений. Новым является и введение в школы ЕГЭ.

В наш нелёгкий век всем нужно уметь противостоять стрессам и другим психологическим перегрузкам. Чрезмерное проявление эмоций подстерегает нас везде. Как с этим бороться? Очевидно, нужен настрой на уравновешенность своей нервной системы. Выдержка и самообладание так необходимы всем и, конечно, экзаменующим учителям. Если преподаватель ведёт себя спокойно, размеренно, уверенно, жизнерадостно, бодро, без усталости - это всё передаётся экзаменующимся. Иметь железные нервы - мечта любого педагога. Но как добиться этого?

Можно предложить учителям воспользоваться самонастроем на спокойствие, хладнокровие. Инструкция: " Расслабьтесь и произнесите с закрытыми глазами несколько мысленных фраз с настроем на спокойствие, выдержку, самообладание. Какие слова использовать - Вам поможет интуиция и фантазия но, если воспользоваться каким - то мысленным идеалом, постараться вжиться в этот образ, то Вы сможете открыть глаза и посмотреть на мир уже преображенным взором. Пожалуйста".

Если после этого упражнения ещё чувствуется перевозбуждение, усталость, повышенная нервозность, хорошо проделать следующее упражнение. Инструкция: "Расслабьтесь, можете закрыть глаза, мысленно настройтесь на укрепление своей нервной системы. Почувствуйте, как увеличиваются Ваши энергетические ресурсы, как к Вам возвращаются уравновешенность, мобилизуются неограниченные резервы, нервы здоровеют, крепнут, будто становятся металлическими. Вы непоколебимо сохраняете весёлое, жизнерадостное настроение и прекрасное самочувствие. Растет физическая выносливость, сердце становится здоровым, богатырским. Во всём теле нервы молодые, устойчивые, прочные, спокойные. Мышление становится ясным, оригинальным. Энергия бьёт ключом. Организм требует быстрых, энергичных действий. Вам теперь нипочем никакие нагрузки".


Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в «трудном» классе, разговором с «трудным» учеником или его родителями, перед любой  психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше своего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если  же по тем или иным причинам этот  момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная стихия может смести на своем пути, не дать возможности  контролировать себя. В результате происходит  то,  что,  мы  видим так часто: «сбрасывается» отрицательно заряженная энергия на воспитанника ил коллегу по работе.

Наиболее часто «заземление» отрицательной энергии, к  сожалению, происходит в семье  учителя, где он ослабляет внутренний контроль после  работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на  уровне груди, мощный пресс, который движется сверху  вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести  внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз  нежелательные  отрицательные эмоции и энергию, которую она  собой  несет  (упражнение не рекомендуется  людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями).


Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуются суженностью сознания и сверх-концентрацией человека  на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр  ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное  состояние во внешнюю среду и тем  самым избавиться от него.

Существует несколько  форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением  в другую  ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя «со стороны»,  проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить «психологическое зеркало». Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой  коммуникативных позиций.

Упражнение «Дерево» выполняется индивидуально. Оно  вырабатывает внутреннюю  стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По  дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании  образ этого дерева: его мощный и гибкий  ствол,  переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по столу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связанные с реальностью.



Памятка



Приемы психологической  защиты


1.  Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном и полезном, приятном. Через некоторое время  неприятное  переживание ослабнет.

2.   Сравнение. Сравните свое состояние  с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.

3.   Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас  даже маленькую радость.

4.   Мобилизация юмора. Смех- противодействие стрессу.

5.   Интеллектуальная  переработка «Нет худа без добра»

6.   Разрядка (физическая  работа, любимые занятия)

7.   Быстрое  общее  мышечное  расслабление.


Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: осознание своего невербального эмпатийно-экспрессивного арсенала.

Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным, угрожающим и т.п.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим или каким-либо другим взглядом. (Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.)

Упражнение «Ассоциации»

Участники получают инструкцию: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий участник. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен…»

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Пусть в вашей жизни найдется место юмору и смеху. Так, профессор психологии Корнелского университета доктор Элис Айзен считает, что просмотр комедий — особенно всей семьей — заметно снижает психическое напряжение.

Музыка — это тоже психотерапия. Почаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение. Выбор мелодий определяется вашим вкусом.

Физические нагрузки снимают нервное напряжение. Кроме того, регулярные физические упражнения укрепляют ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье — тем легче бороться с дистрессом

Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Хотя попытка изгонять сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся на дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свой стресс и в итоге чувствует себя окончательно опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: “Стресс — это жизнь”. Так надо ли с ним бороться? Пока мы живы, мы будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, смягчать напряжение. Однако если оно вовсе исчезнет, то и жизнь закончится.

 

  1. Дождь в джунглях». Встать в круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Светит  солнышко, тепло. Подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Пошел мелкий дождик (легкие постукивания по спине). Вот начался ливень (движения пальцами ладони вверх – вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождик, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнышко.

ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?

4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Антистрессовые приемы

9 профилактических правил для всех и каждого

  1. Полдня в неделю надо проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

  1. Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

  1. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали неправильно или же просто недостаточно тренировались.

  1. Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литров в день.

  1. По меньшей мере раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

  1. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

  1. Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки хорошо защищают человека от стресса.

  1. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

  1. Купите (если у вас еще нет такого) телефонный аппарат с записывающим устройством (или так называемый АОН, высвечивающий или сообщающий голосом номер звонящего). Это позволит вам не дергаться из-за каждого телефонного звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов с элементами тренинга.

Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....

семинар для педагогов "Интерактивная доска - новый инструмент учителя"

Семинар для педагогов«Интерактивная доска – новый инструмент учителя» МОУ Болгуринская СОШВоткинский район УР Автор проектаГлазырина Нина ПименовнаЗаместитель директора по УВР...

Семинар для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"

Семинар для педагоговТребования к качеству речи педагога дошкольного учрежденияОбязательным элементом общей культуры человека является культурная речь. Речь человека – его визитная карточка, поскольку...

Видеолекторий для педагогов "Стрессоустойчивость в период действия режима самоизоляции"

Видеолекторий для педагогов МБОУ "СШ №19" "Стрессоустойчивость в период действия режима самоизоляции"...

Семинар-практикум "Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога»

Профессия педагога является одной из самых энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Современный мир диктует свои правила: выросли требов...

Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».

Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....