Семинар для педагогов "Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения"
статья на тему
Семинар для педагогов
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Обязательным элементом общей культуры человека является культурная речь. Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога: строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
· качество языкового оформления речи;
· ценностно-личностные установки педагога;
· коммуникативная компетентность;
· четкий отбор информации для создания высказывания;
· ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
· Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
· Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
· Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
· Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
· Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
· Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
· Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Остановимся на выразительности речи. Как же добиться того, чтобы речь была выразительной?
1. Работа над речевым дыханием и слитностью речи.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание –это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. Контролировать поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.
Речевое дыхание происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнения на развитие дыхания:
1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
а) Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.
б) погреться на морозе- вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
в) Листья шелестят-предлагаются полоски тонкой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленных к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» плавно дуть на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
г)Задуть свечу, «Чайник закипел(дуют в пузырек, чтобы получился свист), Покатай карандаш, Дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.
2.После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а)Эхо- делятся на две группы, одна группа-эхо.
Первая группа произносит какие-то звуки: а,у,о, другая тихо повторяет.
б)Вьюга-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга».По сигналу « Вьюга началась» дети тихо гудят:у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась-замолкают.
3. закрепление правильного дыхания в процессе речи.
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать спец. реч. упражнения:
а) Цветы- ставятся в вазу букет знакомых цветов, называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто. При этом сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Умыли котята глаза, и носы,
И щечки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(0. Александрова)
На ночь глядя, зайцы разыгрались
И едва друг с другом не подрались.
Прилетел к ним тетерев-учитель
И сказал: «Сейчас же замолчите!
Что за шум вы подняли в лесу?
Или позабыли про лису?».
(0. Александрова)
2. Работа над голосом
Основными свойствами голоса являются следующие: тембр, высота, сила(громкость), полетность.
Тембр- эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.
Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Упражнения:
1)Произнесите междометие «О» с разной интонацией:
удивленно, радостно, недовольно, испуганно
2) Произнесение слов, выражая разные чувства:
Открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.
3) Прочитать стихотворение разным тоном так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама , сестра.
Сказала тетя:
-Фи, футбол! с пренебрежением.
Сказала мама:
- Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала:
- Ну, футбол! разочарованно
А я ответил : Во, футбол! восторженно
4) Любую скороговорку можно прочитать разным тоном:
От топота копыт пыль по полю летит.
а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони»)
б) раздраженно, недовольно («Фу, как напылили!)
5) посмотрите на картинку и произнесите голосом старушки, мальчика, животных, озвучьте картинку.
Высота голоса.
Голоса по своей природе бывают высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяют типы певческих голосов. У мужчин- бас, баритон, тенор, у женщин контральто, меццо-сопрано, сопрано, у детей- альт, дискант. Ваш естественный голос соответствует одному из этих типов. Каждый человек может изменять высоту своего голоса. Принято различать три регистра (верхний, средний и нижний). Высокий пронзительный голос неприятен для слуха, очень низкий голос тоже имеет свои недостатки, которые можно устранить. Каждый голос характеризуется определенным диапазоном. Для тренированного голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном- не выходя за пределы 2-3 нот. Чтобы голос не был монотонным, необходимо расширять высотный диапазон.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона:
1.Произнесите звук У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
2.Произнесите звук Ж с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки(высоко)
3.Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» -Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Произнести фразу: Кто сидел на моем стуле? (высоко, средне, низко)
Необходимо тренироваться в произнесении фраз с интонацией утверждения, вопроса, восклицания. Расширять звуко-высотный диапазон необходимо, чтобы правильно произносить пословицы (здесь используется сопоставительная интонация, т.е сначала идет повышение, затем понижение тона, например: Каков Мартын, таков у него и алтын.), правильно загадывать загадки (во многих загадках исп. вопросительная интонация).
Громкость (сила голоса).
Громкость-это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от ситуации общения (где вы говорите, с кем, на каком расстоянии), от цели, с которой люди вступают в общение (если ваша цель- доверительная беседа, утешение, сочувствие- то речь будет негромкой), зависит от содержания речи (при рассказах о грозе, военных действиях и т.д используется громкость усиливается)
Упражнения на выбор адекватной громкости:
1. «Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.
2. Гудок паровоза: у-у (тихо, громче, громко).
3. «Поле чудес», Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес» и вас просят сказать: Рекламная пауза! (Тихо, громче, громко)
4. Выразительно прочитайте стихотворение:
Тишина.
Была Тишина, тишина, тишина… (Очень тихо, почти шепотом)
Вдруг грохотом грома смешалась она! (Очень громко)
И вот уже дождик тихонько- ты слышишь) (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Еще громче)
Уже барабанит! Уже барабанит! (Громко)
Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полетность,
1) нужно, принять правильную осанку(расправить плечи, приподнять подбородок),
2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.
3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.
Упражнения:
1.Встать перед группой. Произнесите АУ или Пожар. Представляйте, что слово, как будто летит по диагонали, как запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные.
2.Представьте, что вы глашатаи. Произносите слова громко, протяжно, растягивая гласные:
1 глашатай: Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников!
2 глашатай: Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по королевски!
3. Работа над ритмом.
Ритм речи -это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.
Четкий ритм характерен прежде всего для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.
Упражнения на совершенствование чувства ритма:
1.Вы- барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме.
2. Вы- дирижер. Произносим стихотворение с движением руки (ударный звук-рука сверху- вниз, безударный звук- слева –направо)
3.Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим. (например: Ехал Грека через реку) –по подражанию.
4.Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям:
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
5. Вы- лягушки. Проквакать песню «Чунга-чанга!
4.Работа над темпом.
Темп-это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы- остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Темп бывает быстрый, средний (умеренный), медленный. Они отличаются длительностью пауз.
Выбор темпа определяется:
-жанром произведения, содержанием произведения (есть некоторые места, которые читаются быстро или напр. скороговорки произносятся всегда быстро), составом слушателей.
Большое значение для нормализации темпа играет сочетание слогового материала с движениями: проговаривание маленьких стихотворений, текстов с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе- от медленного к быстрому и наоборот. Коррекция темпа движений позволяет сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь благотворно сказывается на координации общих движений.
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи:
1. Проговаривание текста с движениями.
Мы идем по кругу. медленно(шагают по кругу)
посмотри. медленно(приглашение)
И шагаем дружно: раз, два, три побыстрее(по кругу)
Мы шагаем по дороге быстро(вприпрыжку бежать)
Меняя часто ноги. быстро
Поскакали, поскакали: быстро(прыгать , то на правой,то на левой)
Скок-скок-скок.
А потом, как аист, встали- и молчок! Средне (взмах рукой, одну ногу поднять, руки развести в стороны).
2.Проговаривание текста без движений.
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то (Средний темп)
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки, (Быстрый темп)
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)
«Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
3. Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет.
Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.
Проворонила ворона вороненка.
5.Работа над интонацией
Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.
Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят:
1. Интонация-совокупность звуковых элементов речи (включает мелодику (повышение или понижение голоса, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм). Интонация создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику и ли аудитории.
Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается.
Он пришел.(голос понижается)
Он пришел? (голос повышается)
Логическое ударение
Выразительность речи зависит также от логического ударения.
Логическое ударение- выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется –это, значит, произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром м.б. любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.
Слово можно выделить усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа, паузой после слова.
Способы выделения логического ударения.
В устной речи:
-более громкое произнесение логически ударного слова,
-повышение или понижение тона на этом слове,
-замедленное произнесение слова
Обычно используют сразу несколько способов выделения главного слова.
В письменной речи логически ударное слово может выделяться по-разному:
Графически: выделяющимся шрифтом, знаком ударения, прописными буквами, восклицательным знаком в скобках, выделяющим тире перед значимым словом.
Лексически: Выделяющими частицами (это, именно, только и т.д.), уточняющими синонимами, повторением слова, наречиями меры и степени (весьма, совершенно и т.д.)
Позиционно: - логически ударное слово в письменной речи ставится в конце предложения.
Логическое ударение- «Козырь выразительности» -говорил Станиславский.
От постановки логического ударения зависит смысл фразы, например:
Вы сегодня будете в театре?
Брат переехал на новую квартиру
Вера набрала много ягод.
(Произносим предложения выделяя разные слова)
Логические паузы- деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт(синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно.
Пример: Казнить нельзя помиловать.
Игры и упражнения на выделение пауз:
1. Рассеянный наборщик- один рассеянный наборщик набрал стихотворение, что он напутал? (Стих. Б. Заходера)
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно да как крикнет улетая:
-Вот что значит запятая!
Б. Заходер)
2. Что написал Почтальон Печкин?
Вот какое письмо прислал п.п.
(письмо без пауз: Здравствуйтемамаипапа!
Пишетвампочтальонпечкиниздеревнипростоквашино.
3.В зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначаются вертикальной чертой.
В чем разница?
Как обрадовали его успехи друга!
Как обрадовали его успехи друга!
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит?- Что болит?
Ну что, споем?- Ну, что споем?
Как вы закончили?- Как, вы закончили?
6.Работа над дикцией.
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение.
Для этого запишите свою речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчетливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Речь должна быть четкой и ритмичной. Слово должно звучать, сверкать, как алмаз.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков или слогов- то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства» - писал К.С. Станиславский.
Необходимо запомнить:
1) Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов.
2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Комплекс упражнений прилагается.
Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание
усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.
Как аукнется - так и откликнется.
Чужим умом жить - добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают
при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
Бурю. Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение 3. Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.
Глаза разбежались,
И сердце ликует,
Кукушка кукует.
Кукует?
Кукует?
Кукушка кукует
В лесу на суку:
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку! Ку-ку!
Упражнение 4. Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
По Чите течет Читинка.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Упражнение5.Прочитайте приведенный ниже отрывок, отчетливо выделяя шипящие
звуки и подчеркивая ритм.
...И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!».
(К. Чуковский. Мойдодыр)
Упражнение 6. Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие
стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить четко, соблю-
дая нормы орфоэпии, особое внимание обращая на созвучия в рифмующихся строках.
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь?.. Иго-го!».
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал теленок: «My!».
Почему сказал он «My»?
«My» сказал он потому,
Что не спать уже ему!
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Погоди, не торопи,
Не буди, не торопи!
Ты поди еще поспи!».
А сороки зарядили:
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Проводя занятия с детьми мы должны помнить, что красивый голос-это один из факторов привлекательности человека, одно из его достоинств. Звучание голоса может многое рассказать нам об его обладателе- о его характере, мыслях, чувствах, состоянии, отношении к вам. Недаром р.н. пословица гласит: «Всяк своим голосом скажется». Мы должны помнить об этом и работать над выразительностью своей речи и речи детей.
Литература
1. И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков». Фонетическая ритмика.
2. Методика выразительного чтения под ред. Завадской
3. Рыбникова очерки по методике выразительного чтения
4. Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
5. Вопросы культуры речи Сб. статей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Обязательным элементом общей культуры человека является культурная речь. Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Культурные и методические требования к речи педагога: строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт; владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками и др.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".
Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".
В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
- Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
- Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
- Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
- Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
- Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
- Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
- Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Остановимся на выразительности речи. Как же добиться того, чтобы речь была выразительной?
- Работа над речевым дыханием и слитностью речи.
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание –это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. Контролировать поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох- длительный, плавный.
Речевое дыхание происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Упражнения на развитие дыхания:
1.Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы не поднимались плечи, излишне не перенапрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
а) Пилка дров- необходимо встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать пилку дров: руки на себя- вдох, руки от себя- выдох.
б) погреться на морозе- вдыхают через нос и дуют на «озябшие руки», плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
в) Листья шелестят-предлагаются полоски тонкой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленных к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» плавно дуть на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
г)Задуть свечу, «Чайник закипел(дуют в пузырек, чтобы получился свист), Покатай карандаш, Дуем на вертушку, надуваем шарики, мыльные пузыри.
2.После того как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а)Эхо- делятся на две группы, одна группа-эхо.
Первая группа произносит какие-то звуки: а,у,о, другая тихо повторяет.
б)Вьюга-перед детьми сюжетная картинка «Вьюга».По сигналу « Вьюга началась» дети тихо гудят:у-у-у…По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: у-у-у… По сигналу: Вьюга затихает- дети постепенно уменьшают силу голоса. Вьюга закончилась-замолкают.
3. закрепление правильного дыхания в процессе речи.
С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе можно дать спец. реч. упражнения:
а) Цветы- ставятся в вазу букет знакомых цветов, называют их. Затем по очереди вынимают цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения Александровой, Маршака, Барто. При этом сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Умыли котята глаза, и носы,
И щечки, и лобики, даже усы.
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки.
(0. Александрова)
На ночь глядя, зайцы разыгрались
И едва друг с другом не подрались.
Прилетел к ним тетерев-учитель
И сказал: «Сейчас же замолчите!
Что за шум вы подняли в лесу?
Или позабыли про лису?».
(0. Александрова)
- Работа над голосом
Основными свойствами голоса являются следующие: тембр, высота, сила(громкость), полетность.
Тембр- эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д.
Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Упражнения:
1)Произнесите междометие «О» с разной интонацией:
удивленно, радостно, недовольно, испуганно
2) Произнесение слов, выражая разные чувства:
Открой дверь!- гневно, трагически, грустно, радостно, весело, раздраженно.
3) Прочитать стихотворение разным тоном так, чтобы стало понятно, как относится к футболу мальчик, его тетя, мама , сестра.
Сказала тетя:
-Фи, футбол! с пренебрежением.
Сказала мама:
- Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала:
- Ну, футбол! разочарованно
А я ответил : Во, футбол! восторженно
4) Любую скороговорку можно прочитать разным тоном:
От топота копыт пыль по полю летит.
а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони»)
б) раздраженно, недовольно («Фу, как напылили!)
5) посмотрите на картинку и произнесите голосом старушки, мальчика, животных, озвучьте картинку.
Высота голоса.
Голоса по своей природе бывают высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяют типы певческих голосов. У мужчин- бас, баритон, тенор, у женщин контральто, меццо-сопрано, сопрано, у детей- альт, дискант. Ваш естественный голос соответствует одному из этих типов. Каждый человек может изменять высоту своего голоса. Принято различать три регистра (верхний, средний и нижний). Высокий пронзительный голос неприятен для слуха, очень низкий голос тоже имеет свои недостатки, которые можно устранить. Каждый голос характеризуется определенным диапазоном. Для тренированного голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном- не выходя за пределы 2-3 нот. Чтобы голос не был монотонным, необходимо расширять высотный диапазон.
Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона:
1.Произнесите звук У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).
2.Произнесите звук Ж с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки(высоко)
3.Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» -Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Произнести фразу: Кто сидел на моем стуле? (высоко, средне, низко)
Необходимо тренироваться в произнесении фраз с интонацией утверждения, вопроса, восклицания. Расширять звуко-высотный диапазон необходимо, чтобы правильно произносить пословицы (здесь используется сопоставительная интонация, т.е сначала идет повышение, затем понижение тона, например: Каков Мартын, таков у него и алтын.), правильно загадывать загадки (во многих загадках исп. вопросительная интонация).
Громкость (сила голоса).
Громкость-это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия. Выбор той или иной степени громкости зависит прежде всего от ситуации общения (где вы говорите, с кем, на каком расстоянии), от цели, с которой люди вступают в общение (если ваша цель- доверительная беседа, утешение, сочувствие- то речь будет негромкой), зависит от содержания речи (при рассказах о грозе, военных действиях и т.д используется громкость усиливается)
Упражнения на выбор адекватной громкости:
- «Ауканье»
Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: АУ-АУ!. Произносить звуки нужно сначала тихо, потом громче и затем еще громче. Чем больше ступенек вы осилите, тем больше у вас запас громкости.
- Гудок паровоза: у-у (тихо, громче, громко).
- «Поле чудес», Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес» и вас просят сказать: Рекламная пауза! (Тихо, громче, громко)
- Выразительно прочитайте стихотворение:
Тишина.
Была Тишина, тишина, тишина… (Очень тихо, почти шепотом)
Вдруг грохотом грома смешалась она! (Очень громко)
И вот уже дождик тихонько- ты слышишь) (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (Еще громче)
Уже барабанит! Уже барабанит! (Громко)
Полетность голоса- это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полетность,
1) нужно, принять правильную осанку(расправить плечи, приподнять подбородок),
2) Звук послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх.
3) Слова произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Сначала можно поднести к губам сложенные рупором ладони.
Упражнения:
1.Встать перед группой. Произнесите АУ или Пожар. Представляйте, что слово, как будто летит по диагонали, как запущенный мяч. Слова произносите громко, растягивая гласные.
2.Представьте, что вы глашатаи. Произносите слова громко, протяжно, растягивая гласные:
1 глашатай: Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников!
2 глашатай: Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по королевски!
3. Работа над ритмом.
Ритм речи -это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает речь мелодичной, музыкальной.
Четкий ритм характерен прежде всего для стихотворной речи. В основе его лежит повтор ударного слога с примыкающими к нему безударными слогами. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный и замедленный, плавный; напряженный, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный, энергичный как в марше, и летящий, скользящий, как в вальсе; монотонный и веселый, живой, выразительный. Ритм выбирается автором художественного произведения не случайно. Он зависит от содержания текста, характера изображаемых событий и героев, замысла автора.
Упражнения на совершенствование чувства ритма:
1.Вы- барабанщики. Отбейте палочкой походный марш в следующем ритме.
2. Вы- дирижер. Произносим стихотворение с движением руки (ударный звук-рука сверху- вниз, безударный звук- слева –направо)
3.Хорошим ритмом отличаются считалки, с помощью которых определяют, кто будет в игре водящим. (например: Ехал Грека через реку) –по подражанию.
4.Чтение стихов с отбиванием ритма ладошкой по столу, по коленям:
С барабаном ходит ежик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик,
Бум-бум-бум!
5. Вы- лягушки. Проквакать песню «Чунга-чанга!
4.Работа над темпом.
Темп-это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. при замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы- остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.
Темп бывает быстрый, средний (умеренный), медленный. Они отличаются длительностью пауз.
Выбор темпа определяется:
-жанром произведения, содержанием произведения (есть некоторые места, которые читаются быстро или напр. скороговорки произносятся всегда быстро), составом слушателей.
Большое значение для нормализации темпа играет сочетание слогового материала с движениями: проговаривание маленьких стихотворений, текстов с отхлопыванием, прыжками, притопыванием, бегом в различном темпе- от медленного к быстрому и наоборот. Коррекция темпа движений позволяет сформировать правильный речевой темп, а нормальный темп произношения, в свою очередь благотворно сказывается на координации общих движений.
Упражнения на выработку умения управлять темпом речи:
1. Проговаривание текста с движениями.
Мы идем по кругу. медленно(шагают по кругу)
посмотри. медленно(приглашение)
И шагаем дружно: раз, два, три побыстрее(по кругу)
Мы шагаем по дороге быстро(вприпрыжку бежать)
Меняя часто ноги. быстро
Поскакали, поскакали: быстро(прыгать , то на правой,то на левой)
Скок-скок-скок.
А потом, как аист, встали- и молчок! Средне (взмах рукой, одну ногу поднять, руки развести в стороны).
2.Проговаривание текста без движений.
Что это было?
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто-то (Средний темп)
На металлических крючках.
Я побежал скорее к речке,
А он бегом пустился в лес,
К ногам приделал две дощечки, (Быстрый темп)
Присел, подпрыгнул и исчез.
И долго я стоял у речки,
И долго думал, сняв очки: (Замедленный темп)
«Какие странные дощечки
И непонятные крючки!»
3. Проговаривание скороговорок в разном темпе- от медленного к быстрому.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла клорнет.
Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
Усядемся на пригорке да расскажем скороговорки.
Проворонила ворона вороненка.
5.Работа над интонацией
Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того, чтобы донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.
Логическая выразительность- важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят:
1. Интонация-совокупность звуковых элементов речи (включает мелодику (повышение или понижение голоса, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм). Интонация создает дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять суть высказывания и отношение говорящего как к предмету речи, так и к собеседнику и ли аудитории.
Мелодика речи - это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.
Необходимо помнить, что в вопросительных предложениях голос повышается, причем повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса. При утвердительной интонации голос к концу фразы понижается.
Он пришел.(голос понижается)
Он пришел? (голос повышается)
Логическое ударение
Выразительность речи зависит также от логического ударения.
Логическое ударение- выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется –это, значит, произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром м.б. любое слово в предложении, в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.
Слово можно выделить усилением голоса, повышением тона, замедлением темпа, паузой после слова.
Способы выделения логического ударения.
В устной речи:
-более громкое произнесение логически ударного слова,
-повышение или понижение тона на этом слове,
-замедленное произнесение слова
Обычно используют сразу несколько способов выделения главного слова.
В письменной речи логически ударное слово может выделяться по-разному:
Графически: выделяющимся шрифтом, знаком ударения, прописными буквами, восклицательным знаком в скобках, выделяющим тире перед значимым словом.
Лексически: Выделяющими частицами (это, именно, только и т.д.), уточняющими синонимами, повторением слова, наречиями меры и степени (весьма, совершенно и т.д.)
Позиционно: - логически ударное слово в письменной речи ставится в конце предложения.
Логическое ударение- «Козырь выразительности» -говорил Станиславский.
От постановки логического ударения зависит смысл фразы, например:
Вы сегодня будете в театре?
Брат переехал на новую квартиру
Вера набрала много ягод.
(Произносим предложения выделяя разные слова)
Логические паузы- деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт(синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах часто совпадают со знаками препинания. Если пауза сделана неправильно, может исказиться смысл высказывания, и иногда очень существенно.
Пример: Казнить нельзя помиловать.
Игры и упражнения на выделение пауз:
1. Рассеянный наборщик- один рассеянный наборщик набрал стихотворение, что он напутал? (Стих. Б. Заходера)
Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно да как крикнет улетая:
-Вот что значит запятая!
Б. Заходер)
2. Что написал Почтальон Печкин?
Вот какое письмо прислал п.п.
(письмо без пауз: Здравствуйтемамаипапа!
Пишетвампочтальонпечкиниздеревнипростоквашино.
3.В зависимости от места паузы изменяется смысл высказывания. Паузы обозначаются вертикальной чертой.
В чем разница?
Как обрадовали его успехи друга!
Как обрадовали его успехи друга!
Кто правильнее?
Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания-точка, запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Прочитайте предложения, правильно делая паузы.
Что, болит?- Что болит?
Ну что, споем?- Ну, что споем?
Как вы закончили?- Как, вы закончили?
6.Работа над дикцией.
При выразительном чтении художественного текста важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Так достигается наилучшая слышимость речи, понимание ее. Это особенно важно при работе с дошкольниками. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Проверьте свое произношение.
Для этого запишите свою речь на магнитофонную пленку и несколько раз прослушайте. И тогда вы сами решите, какие упражнения необходимы, чтобы исправить недостатки вашей речи: «бормотание», неотчетливое произношение какого-то звука, «проглатывание» окончаний слов и др. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные - свободно, вокально, достаточно громко. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на слушателей-дошкольников: желание быть понятыми ими, заинтересовать их содержанием литературного произведения.
Речь должна быть четкой и ритмичной. Слово должно звучать, сверкать, как алмаз.
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков или слогов- то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства» - писал К.С. Станиславский.
Необходимо запомнить:
1) Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно скажутся на дикции. Поэтому необходимо излечивать незамедлительно любые заболевания этих органов.
2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.
Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики).
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Комплекс упражнений прилагается.
Упражнение 1. Произнесите пословицы, отчетливо выделяя каждую часть. Затем задание
усложняется: первую часть пословицы произносите громко, вторую - тихо, потом наоборот.
Как аукнется - так и откликнется.
Чужим умом жить - добра не нажить.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Упражнение 2. Представьте, что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают
при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била Била
Бурю. Бой.
(И. Сельвинский)
Упражнение 3. Представьте, что вы находитесь в лесу, наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.
Глаза разбежались,
И сердце ликует,
Кукушка кукует.
Кукует?
Кукует?
Кукушка кукует
В лесу на суку:
Ку-ку! Ку-ку!
Ку-ку! Ку-ку!
Упражнение 4. Отрабатывайте произношение отдельных звуков, произнося скороговорки и отчетливо выделяя повторяющийся звук.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола.
По Чите течет Читинка.
Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мышки поплоше несли по два гроша.
Упражнение5.Прочитайте приведенный ниже отрывок, отчетливо выделяя шипящие
звуки и подчеркивая ритм.
...И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!».
(К. Чуковский. Мойдодыр)
Упражнение 6. Прочитайте выразительно отдельные стихотворные строфы и небольшие
стихотворения с предварительной установкой: каждый звук произносить четко, соблю-
дая нормы орфоэпии, особое внимание обращая на созвучия в рифмующихся строках.
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь?.. Иго-го!».
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал теленок: «My!».
Почему сказал он «My»?
«My» сказал он потому,
Что не спать уже ему!
«Гав! Гав!» - на заре.
«Гав! Гав!» - на дворе.
И сказал цыпленок: «Пи!
Погоди, не торопи,
Не буди, не торопи!
Ты поди еще поспи!».
А сороки зарядили:
Хорошей тренировкой правильных речевых навыков является чтение стихотворений, которым свойственна внутренняя и внешняя организованность. Строгое чередование ударных и безударных слогов, согласование рифмованных окончаний и обязательная строковая пауза придают стиху речевую и музыкальную организованность: речь очень ритмична, мелодична, каждая строка ведет за собой другую строку.
Проводя занятия с детьми мы должны помнить, что красивый голос-это один из факторов привлекательности человека, одно из его достоинств. Звучание голоса может многое рассказать нам об его обладателе- о его характере, мыслях, чувствах, состоянии, отношении к вам. Недаром р.н. пословица гласит: «Всяк своим голосом скажется». Мы должны помнить об этом и работать над выразительностью своей речи и речи детей.
Литература
- И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков». Фонетическая ритмика.
- Методика выразительного чтения под ред. Завадской
- Рыбникова очерки по методике выразительного чтения
- Язовицкий «Выразительное чтение как средство эстетического воспитания»
- Вопросы культуры речи Сб. статей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...
Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...
семинар по лыжным гонкам для инструкторов ФК дошкольных учреждении
Детей, приступивших к занятиям по лыжной подготовке, необходимо обучить прежде всего умениям и правилам обращения с лыжным инвентарем, а также строевым упражнениям с лыжами и на лыжах....
Ссылки на профессиональные сообщества в социальных сетях, полезные для профессиональной деятельности музыкальных руководителей ДОУ, родителей и других педагогов дошкольных учреждений.
Сообщества и социальные сети для музыкальных руководителей и других педагогов ДОУ....
Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения
Требования к качеству речи педагога дошкольного учрежденияСеминар-практикум для педагоговУчитель-логопед: Рогалёва Н. А. Культурные и методические требования к речи педагога: строгое ...
«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы»
Консультация для воспитателей...
Презентация "Работа социального педагога дошкольного учреждения"
В презентации отмечены воспросы, формы работы социального педагога ДОУ...