Методика выявления уровня социальной зрелости выпускников
материал по психологии по теме
Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами методикой, которую применяю при изучении процесса адаптации старшеклассников 9-11 классов. Автор остался не известен, но методика «прижилась» и работает. Надеюсь, вам она тоже понравится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnaya_zrelost.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижение самостоятельного социального положения человека. Обусловленный техническими и социальными требованиями уровень образования и профессиональной подготовки ценностей общества, усвоение традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры. Социальная зрелость наступает не в результате какого-либо одномоментного акта. А в процессе становления личности.
При определении уровня социальной зрелости учащихся 9-х и 11-х классов учреждений основного общего и среднего (полного) общего образования можно выделить следующие основные показатели:
- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в профессиональной сфере;
- мотивация учения;
- мотивация профессионального выбора;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- самостоятельность жизненного выбора;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процесса, происходящим в стране.
При характеристике социальной зрелости учащихся можно выявить три уровня:
- оптимальный уровень;
- допустимый уровень;
- критический уровень.
Инструкция.
Уважаемые учащиеся!
С целью оказания помощи в организации профильной и предпрофильной подготовки просим вас ответить на следующие вопросы анкеты.
Прежде чем ответить, внимательно прочитайте вопрос и все предложенные варианты ответа. Обведите кружком номер того варианта ответа, который наиболее соответствует вашему мнению. Выбор нескольких вариантов ответа возможен лишь в тех вопросах, где на это специально указано. При этом количество вариантов ответа строго определено. Их не должно быть больше или меньше указанного числа.
1. Методические рекомендации по проведению опроса учащихся
- Прежде чем приступить к опросу, ответственный за его проведение должен внимательно изучить настоящие методические рекомендации. Правила заполнения анкеты и ознакомиться с текстом анкеты.
- Анкетирование должен проводить человек, не имеющий педагогической нагрузки в данном классе.
- Анкетирование может проводиться в форме индивидуального или группового опроса.
- Для проведения опроса должны быть созданы следующие условия: определенно отдельное помещение. Приготовлены шариковые ручки. Поскольку заполнять анкеты простыми карандашами респондентам строго запрещается. Опрос должен проводиться в спокойной обстановке.
- Учащиеся должны заполнять анкеты только в присутствии ответственного за проведение опроса. Строго запрещается выдавать респондентам анкеты для заполнения в другом помещении или дома.
- Ответственный за проведение опроса должен подробно объяснить учащимся правила заполнения анкеты и убедиться. Что они понятны каждому из респондентов.
- Ответственный за проведение опроса обязательно должен находиться в классе до полного завершения работы и отвечать на все вопросы учащихся, касающиеся правил заполнения анкет.
- Учащиеся должны заполнять анкеты самостоятельно. При проведении опроса строго запрещается отвечать на содержательные вопросы респондентов и каким-либо образом влиять на их мнение.
Правила заполнения анкеты (ответственный за проведение опроса зачитывает эти правила учащимся перед началом опроса)
- Прежде чем ответить, внимательно прочитайте вопрос и все предложенные варианты ответа
- Обведите кружком номер того варианта ответа, который наиболее соответствует вашему мнению. Подчеркивать выбранный вариант ответа не нужно.
- Выбор нескольких вариантов ответа возможен лишь в тех вопросах, где на это специально указано. При этом количество вариантов ответа строго определено, их не должно быть больше или меньше указанного числа.
- В вопросах, предполагающих выбор нескольких вариантов ответа, возможен выбор либо указанного числа содержательных ответов, либо вариант «затрудняюсь ответить». Сочетание варианта «затрудняюсь ответить» и содержательных ответов недопустимо.
- Часть вопросов анкеты объединены в таблицу. В данном случае варианты ответа расположены горизонтально. При ответе на вопросы, объединенные в таблицу, необходимо обвести кружком один из вариантов ответа в каждой строке.
- Если вы ошиблись при заполнении. То перечеркните ошибочный вариант ответа и обведите кружком правильный.
- Необходимо ответить на все вопросы анкеты.
- Время заполнения анкеты не ограничено.
- Методические рекомендации по обработке анкет учащихся
- Данная методика является формализованной, то есть не предполагает наличие самостоятельно сформулированных ответов учащихся.
- Во всех вопросах анкеты каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов.
- Всего предусмотрено четыре вида оценки варианта ответа: 0 баллов, 1 балл, 2 балла. 3 балла.
- Обработка анкеты заключается в подсчете общего количества баллов набранных учащимися при ответе на все вопросы анкеты.
- Методические рекомендации по интерпретации результатов анкетирования учащихся
- В зависимости от общего количества баллов, набранных учащимся. Можно определить уровень его социальной зрелости. Данная методика предполагает наличие трех уровней социальной зрелости учащегося: оптимального, допустимого и критического.
- Оптимальный уровень социальной зрелости учащегося – от 54 до 72 баллов.
Допустимый уровень социальной зрелости учащегося – от 36 до 53 баллов.
Критический уровень социальной зрелости учащегося – от 0 до 35 баллов.
- Оптимальный уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентации в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
- В мотивации учения выпускников, обладающих допустимым уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентации в образовательной и профессиональной сферах. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой. Но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
- Для учащихся имеющих критический уровень социальной зрелости характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентации этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
- Следует отметить, что содержательная интерпретация уровней социальной зрелости учащихся составлена на основе показателей, характеризующих особенности социального становления личности в старшем школьном возрасте.
- Нравится ли вам учиться?
- Нравится
- Скорее нравится, чем не нравится
- Затрудняюсь ответить
- Скорее не нравится, чем нравится
- Не нравится
- Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению (отметьте только 2 суждения).
- Учиться необходимо, чтобы не осложнять отношения с родителями
- Хорошее образование позволяет получить престижную работу
- В процессе обучения развиваются интеллектуальные способности человека
- Продолжают образование те, у кого нет желания работать
- Хорошее образование позволяет достичь высокого социального положения
- Образование дает человеку возможность реализовать свой творческий потенциал
- Затрудняюсь ответить
- Ниже представлен ряд суждений. Выберите те из них, которые наиболее соответствуют вашему мнению (отметьте только 2 суждения).
Для меня наиболее предпочтительна профессия, которая позволяла бы:
- Работать в хороших условиях; чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций
- Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих
- В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность
- Сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями
- Получать заработную плату. Обеспечивающую высокий уровень благосостояния
- Максимально раскрыть свои способности и склонности
- Затрудняюсь ответить
- Определились ли вы с выбором своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение образования, создание семей и т.п.)?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Самостоятельно ли вы приняли решение о выборе своего дальнейшего жизненного пути (выбор профессии, продолжение обучения и т.п.)?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Как вы считаете, сможете ли вы реализовать свои ближайшие жизненные планы, учитывая ваши способности и возможности?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Определились ли вы с выбором профессии?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
- Если «Да», то почему вы выбрали именно эту профессию? (Отметьте только 2 варианта ответа.)
- Выбрал данную профессию по настоянию родителей
- Эта профессия престижна и уважаема в обществе
- Выбранная профессия – мое призвание
- Выбрал профессию за компанию с друзьями
- С этой профессией у меня не будет проблем при трудоустройстве
- Выбранная профессия отвечает моим способностям и склонностям
- Эта профессия не требует длительного и сложного обучения
- Эта профессия обеспечит мне высокий заработок
- Мне нравится эта профессия
- Затрудняюсь ответить
- Что, по вашему мнению, побуждает вас учиться? (Отметьте только 3 варианта ответа.)
- Учусь, так как это мой долг перед обществом
- Хочу иметь авторитет у родителей
- Люблю думать, рассуждать, находить новые способы выполнения заданий
- Не хочу, чтобы меня ругали учителя, родители
- Хочу быть лучшим учеником в классе
- Хочу быть образованным, культурным человеком
- Стремлюсь выполнять все требования учителей
- Хочу получать одобрение со стороны родителей
- Понимаю, что знания мне нужны для дальнейшей учебы и работы
- Не хочу иметь низкий авторитет в классе из-за плохой учебы
- Хочу получать хорошие оценки
- Люблю узнавать новое
- Затрудняюсь ответить
- Как вы считаете, от чего, главным образом, будет зависеть ваш успех в жизни (Выберите только 2 варианта ответа.)
- От помощи родственников, друзей, знакомых
- От моих физический данных, состояния здоровья, внешности
- От моей личной инициативы, энергии, предприимчивости
- От удачного стечения обстоятельств
- От умения показать себя с лучшей стороны, подать себя
- От моих интеллектуальных способностей, качества жизни
- Затрудняюсь ответить
- Как вы считаете, готовы ли вы к самостоятельной «взрослой» жизни?
- Да
- Скорее да, чем нет
- Затрудняюсь ответить
- Скорее нет, чем да
- Нет
Интересуют ли вас события, происходящие в следующих сферах общественной жизни нашей страны (читаете в прессе, смотрите по телевидению, обсуждаете в семье, в кругу друзей)? Отметьте один из вариантов ответа в каждой строке:
Сферы общественной жизни | Да | Скорее да, чем нет | Затрудняюсь ответить | Скорее нет, чем да | Нет |
XII. Внутриполитическая жизнь России | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XIII. Внешняя политика России | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XIV. Состояние экономики | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XV.Проблемы образования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XVI. Наука и культурная жизнь России | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XVII. Проблемы экологии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XVIII.Проблемы правопорядка и состояние преступности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
XIX. Укажите, пожалуйста, свои Ф.И.О. ________________________________________________________
XX. Укажите, пожалуйста, № школы и класс, в котором вы обучаетесь ______________________________
___________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы
Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательнос...
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися...
«Формирование уровня социальной зрелости обучающихся колледжа»
Проблема профессионального и личностного становления в процессе обучения в колледже становится все более актуальной в современной науке и практике...
Выявление уровня патриотического воспитания у воспитанников "СРЦдН" для несовершеннолетних. Методики Масловой Т.М.
Методики МасловойТ.М. по выявлению уровня патриотической воспитанносьти у школьников....
Методика выявления уровня развития самоуправления.
Методика выявления уровня развития самоуправления...
Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ.
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Эт...