Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
материал по теме
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_kollektiva.doc | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и его самоуправления, взаимоотношений между учащимися
Методика "Какой у нас коллектив"
Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Опрос учащихся "Как прожит год?"
Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.
Методика "Пресс-конференция"
Каждому (или по выбору) учащемуся предлагается выступить в роли журналиста какого-либо печатного издания или теле-, радиопрограммы и задать присутствующим вопрос, касающийся жизнедеятельности класса. Причем вопрос должен предполагать не односложный ответ, а рассказ о фактах, событиях, произошедших с ним за определенное время.
Результатом является анализ жизнедеятельности класса, уровня самодеятельности ребят.
Рейтинг популярности
Ребятам раздаются карточки разного цвета и объясняются их значения: красный – дело прошло интересно, помогло решить проблемы коллектива; зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга; желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован.
Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее). Далее идет анализ полученных результатов, итог которого позволит сравнить объективные и субъективные оценки происходящих в классе событий.
Можно проанализировать дела и с разных сторон:
- по направленности (на общую пользу или для себя);
- по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.);
- по способу организации (коллективный, индивидуальный, массовый);
- по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители), по позиции классного руководителя, других взрослых (помощники, организаторы, участники).
Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и учащихся.
Методика "Чудо – дерево"
Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Методика "Наша береза"
(по выявлению самореализации личности в классе)
Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.
Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей?
Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.
Методика "Волшебный рисунок"
Цель: пробудить самостоятельность и творчество ребят в процессе оценочной деятельности.
Ребята выбирают какой-либо предмет, нарисованный схематично на плакате (дом, дерево, самолет…) и начинают его "оживлять" на основе ассоциации с деятельностью детского коллектива.
Например, дом:
Фундамент дома – это как бы замысел: он был интересным, добротным или нет? Все учли или что-то забыли? (нет ли прорех в фундаменте дома?…).
Стены – это подготовка к делу. Четыре стены – четыре группы (коллектива), как они работали: дружно или нет? Покосились стены или стоят прямо и т.д.
Крыша – это проведение самого дела. Порадовало ли оно ребят и окружающих людей? (можно показать цветом, набором элементов для украшения).
Небо над домам – атмосфера (настроение) в детском коллективе после проведенного дела.
Методика "Мишень активности"
Цель: самооценка участия в делах класса или своего положения в коллективе.
- Знаком "+" отмечают, как далеко находится от центра.
- Отмечают, где бы хотелось находиться.
Листы подписываются.
Круги мишени условно обозначают работу коллектива, участие в его жизни ребят.
1 круг – ребята активны, от них исходит инициатива, предложения.
2 – активно откликаются на предложения, хотя сами инициативы не проявляют.
3 – если потребуют, то выполняют дела.
4 – участвуют редко и то в качестве зрителей или исполнителей.
5 – предпочитают избегать дел, отказываются участвовать.
Анкета для учащихся
- Какое событие, дело из жизни класса тебе больше всего запомнилось и почему?
- Отметь знаком "+", в чем проявляется твое участие в делах класса:
А) просто присутствую;
Б) сам предлагаю провести дела;
В) принимаю участие в подготовке и проведении;
Г) стараюсь избегать участия в делах;
Д) делаю то, что скажут
- Что, на твой взгляд, необходимо изменить в классе в первую очередь (подчеркни):
А) организацию класса;
Б) дежурство;
В) взаимоотношения между учащимися, между педагогами и учащимися;
Г) учет интересов и предложений ребят;
Д) работу совета класса;
Е) что еще?
- Что ты предлагаешь для улучшения жизнедеятельности класса?
- Чтобы ты сделал, если бы был классным руководителем?
Оценка и самооценка "Каков мой класс?"
Ребятам предлагается дать оценку классу по четырехбальной шкале по каждому из предложенных качеств: целеустремленный, организованный, сплоченный, активный.
Листки, на которых выполняется задание, подписываются. По каждому из качеств подсчитывается средний балл, т.е. складываются все указанные баллы, полученная сумма делится на число отвечающих. Аналогично подсчитывается средний балл по оценкам отдельно членов совета класса, мальчиков, девочек, отличников, "трудных", ребят, имеющих общественное поручение. Оценки сравниваются. Итоги анализа покажут, по каким качествам мнение совета класса совпадает с мнением всего коллектива, кто строже в оценках – мальчики или девочки, как соотносятся точки зрения ребят, во взглядах на какие стороны коллективной жизни все ребята наиболее сходятся или расходятся.
Лист самооценки:
Наш класс | 4 | 3 | 2 | 1 | |
1. | Целеустремленный |
+ |
+ | + |
+ |
Фамилия, имя учащегося ______________________
Лист общей оценки:
Фамилия, имя учащихся класса | Наш класс | |||||||||||||||
Целеустремленный | Организованный | Сплоченный | Активный | |||||||||||||
1 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Методика "Сочинение"
С помощью данной методики можно получить информацию о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу и одновременно включить ребят в процесс активного, творческого осмысления жизни коллектива и роли каждого в нем.
Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаются темы: "Мой класс" или "Я и мой класс". Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: "Если бы я был классным руководителем". Могут быть и другие темы: "Мое общественное поручение", "Мои радости и огорчения", "Родственные души или вариации на тему: "Мои друзья в моем классе", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный: "Моя жизнь в классе", "Письмо самому себе" и другие.
После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят.
К примеру, определена тема "Мой класс". Круг вопросов может быть следующим:
- С какими делами по содержанию (политические, трудовые, познавательные, развлекательные и другие), по направленности (для своего класса, для себя, для младших, для окружающих людей и т.п.) связывают ребята жизнь своего класса? Какие дела им нравятся и почему? Предлагают ли они и что именно для улучшения дел класса?
- Какие отношения попадают в поле зрения учащихся: к деятельности (учебной, общественной и т.д.), друг с другом, с коллективом своего, соседнего класса, со школой в целом, с органами самоуправления, с классным руководителем и т.д. Какие из этих отношений устраивают ребят и почему? Какими они не удовлетворены и почему? Видят ли ребята пути изменений отношений, думают ли об этом?
- Какую роль отводят себе в жизни класса? Удовлетворены ли своей ролью? Хотят ли ее изменить?
Сочинение предлагается ребятам написать дома и определяется срок его сдачи. Можно написать его в школе во время свободного урока. Перед сочинением внимание ребят обращается на то, что отметки за него ставить не будут, что по объему оно может быть разным, что подписывать его не обязательно, главное – изложить свою личную точку зрения. По усмотрению классного руководителя ребятам может быть предложен ориентировочный круг вопросов.
Написанные сочинения обрабатываются обычно на основании более полного из них по объему: из него по всем интересующим вопросам выписываются суждения автора. Из последующих сочинений, если суждения совпадают, их плюсуют уже к имеющимся, если нет – мнения учащихся дописываются.
В результате по каждому вопросу накапливается определенная информация, которая анализируется далее. Выделяются вопросы, которые более всего интересуют ребят, вопросы, которые раскрыты интересно и содержательно, но волнуют далеко не всех, вопросы, выпавшие из поля зрения учащихся. Выясняется, по каким вопросам мнение большинства совпадает, по каким суждениям резко противоположны.
Полученная информация может быть использована для осмысления дел в классе на ученическом собрании, на заседании совета класса.
Анкета "Мои отношения"
- Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:
- ребятам своего класса;
- совету класса;
- девочкам класса;
- мальчикам;
- ребятам из другого класса;
- классному руководителю.
Условные обозначения
ровные отношения
уважительные
конфликтные
презрительные
переменчивые
не знаю, затрудняюсь ответить
восторженные
- Пойдешь ли ты на собрание класса (да, нет):
- чтобы участвовать в решении важных вопросов;
- потому что у тебя есть ответственное поручение на собрании;
- если тема собрания интересная;
- если на собрании будут решаться важные дела для твоего класса;
- если явка на собрание обязательна.
С какой другой целью? ______________________________________
Анкета "Мое поручение"
Цель: выявить отношения подростка к своему поручению, причины положительного восприятия дел класса.
- Как ты оцениваешь результаты выполнения поручения? ____________________________________________________
Укажи их: _____________________________________________
Подчеркни нужное:
- моя работа приносит пользу классу и интересна мне;
- классу полезна, а мне не интересно;
- классу мало пользы, а мне интересно;
- работа бесполезна.
- Какие дела класса тебе запомнились? ___________________
Почему? Подчеркни нужное:
- узнал много нового;
- принесли пользу людям;
- все действовали дружно;
- сами все придумывали;
- я был организатором;
- работали вместе со взрослыми.
Дополни: _________________________________________________
_________________________________________________
Методика "Пьедестал"
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек пять. Если ученик считает нужным, одну из этих ступенек он определяет для себя.
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Методика "Фотография"
Учащимся класса предлагается выступить в роли фотографов и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое "фото" ученик подписывает именами своих одноклассников. Среди них он располагает свое фото и фото классного руководителя.
Анализируя полученные "групповые снимки" педагог обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, одноклассников, классного руководителя, с каким настроением он выполнял эту работу.
Анкета для учащихся
- Кого, по твоему мнению, больше всех уважают в классе? Почему?
- У кого, на твой взгляд, больше всего друзей? Как ты считаешь – почему?
- Кого бы ты выбрал командиром похода? Объясни свой выбор?
- Если бы тебе поручили какое-то дело, кого бы ты взял в помощники?
- Как ты думаешь, какими качествами должен обладать лидер коллектива?
- Кого бы ты выбрал командиром класса (председателем Совета класса)? Почему?
Методика "Идеальный класс"
Цель: Выявление эталонности классного коллектива в восприятии отдельных школьников.
Ход выполнения: Учитель должен подобрать примерно 30 положительных качеств, характеризующих классный коллектив (дружный, сплоченный, целеустремленный и т.п.), и предложить учащимся проранжировать эти качества для эталонного (идеального с их точки зрения) класса. Другими словами, каждое качество должно получить свой номер.
Ученик может рассуждать примерно так: "По моему мнению, идеальный класс должен быть прежде всего сплоченным. Поэтому сплоченность я ставлю на первое место и приписываю ей первый ранг. На втором месте в идеальном классе, на мой взгляд, должна стоять целеустремленность. Ей приписываю ранг 2. Дружный будет на третьем месте, поэтому ему ранг 3 и т.д. Затем ту же процедуру учащиеся должны проделать для своего класса, т.е. проранжировать все 30 качеств для класса, в котором они учатся ("В нашем классе на первом месте стоит, пожалуй, дружба – ранг 1, на втором целеустремленность – ранг " и т.д.).
Для удобства обработки данных эти качества удобно расположить в следующую таблицу.
| Качества | Ранг для идеального класса | Ранг для своего класса | Разность рангов | 2 |
1. | Дружный | 3 | 1 | 2 | 4 |
Обработка полученных данных.
На описании проранжированных качеств для идеального (эталонного) и реального класса (см. таблицу) вычисляется коэффициент корреляции r по формуле:
6 d2
r = n (n - 1)
Где r - количество предложенных качеств (в нашем случае =30) Для вычисления достаточно просуммировать последний столбик таблицы. Смысл получаемого коэффициента корреляции можно определить согласно следующей закономерности:
- слабая связь;
- умеренная связь;
- значительная связь;
- сильная связь;
- очень сильная связь;
- противоположная (обратная) связь.
Таким образом, чем ближе коэффициент корреляции к единице, тем теснее связь, корреляция между эталонными и реальными классами, тем ближе ученик оценивает свой класс относительно идеального (эталонного)
Определитель степени заинтересованности в коллективных поручениях и общественной активности
№ | Перечень позиций активности, трудолюбия, ответственности и инициативы | Да | Нет | № | Проявление личностных качеств | Да | Нет |
1 | Активно участвую во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем | 8 | Умею распределить свою работу во времени, чтобы все успеть вовремя | ||||
2 | Стараюсь уклониться от любого дела | 9 | Никогда не довожу до конца начатое дело | ||||
3 | Всегда в срок выполняю общественное дело | 10 | Не проявляю интерес к порядку "вокруг" | ||||
4 | Довожу до конца порученные дела, хотя не очень хочется | 11 | Принимаю активное участие в классных делах, но стараюсь не тратить на это собственное время | ||||
5 | Выступаю инициатором дел и не жду признания | 12 | Поручения для меня не интересны, но я их выполняю | ||||
6 | Редко предлагаю идеи каких-либо дел | 13 | Часто не выполняю из-за лени | ||||
7 | Трачу зря время, не зная чем заняться | 14 | Уклоняюсь от дел, так как занято все свободное время |
Определитель степени участия в классных делах
№ | Ф.И.О. | Предлагает идею | Организует дело | Участвует с радостью | Участвует по долгу | Отказывается | Мешает делу | Примечание |
Определитель отношения к общественным поручениям
№ | Ф.И.О. | Делает все с большим желанием | Хорошее исполнение | По принципу "тяп-ляп" | Категорически отказывается | Дополнит. наблюдения | ||||||||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | |||
Сравнение результатов диагностики
Для того, чтобы зафиксировать динамику развития классного коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно заносятся результаты диагностики.
№ | Показатели развития классного коллектива | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | |||
октябрь | апрель | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель / октябрь | ||
1. | Число изолированных детей (методика "Социометрия) | |||||||
2. | Число учащихся (в %), оценивших отношения в коллективе (методика "Наши отношения") | |||||||
3. | Коэффициент развития самоуправления (методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе) | |||||||
4. | Число детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (анкета) |
Вариант первый
Целью социометрических исследований является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список (или составляет сам) всего класса и выполняет следующие задания.
- У тебя есть три подарка, которые ты можешь вручить трем одноклассникам. Отметь, кому бы ты хотел сделать подарок.
- Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность встретиться с тремя одноклассниками. Запиши фамилии тех, с кем бы ты хотел встретиться.
- Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
Вариант второй
Каждому школьнику раздается по три открытки и предлагается на обороте написать имена и фамилии тех, кого бы он пригласил на день рождения (выбор "наиболее симпатичных товарищей").
Выбор "коллег" для выполнения поручения может осуществляться посредством вопроса: "Тебе предложили в классе организовать турслет (провести КВН и т.п.). Назови фамилии и имена трех товарищей, которые наилучшим образом, по твоему мнению, смогли бы помочь тебе в этом деле".
"Если бы тебя назначили руководителем группы, кого бы ты взял в свою группу?" - выбор "подчиненных". И, соответственно, наоборот – "Выбери троих одноклассников, которые могли бы стать командирами группы" - выбор лидера коллектива.
Методика "Наши отношения"
Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни классного коллектива.
Ход выполнения. Учащимся предлагается по семибальной шкале оценок (от "абсолютно удовлетворен, совершенно согласен" - 7 баллов, до "абсолютно не удовлетворен, совершенно не согласен" - 1 балл) ответить на вопросы следующей анкеты. Можно выбрать один ответ. Ответы анонимны (см. таблицу).
№ п|п | Вопросы | Оценка | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Тебя удовлетворяет характер дел, которые проводятся в твоем классе? | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Обработка полученных данных.
Вычисляются среднегрупповые показатели по каждому вопросу. Кроме того, можно вычислить и средний коэффициент удовлетворенности учащихся жизнью классного коллектива. Для этого достаточно просуммировать все индивидуальные показатели и поделить их на количество школьников, принимавших участие в опросе. Коэффициент будет принимать значения от 7 (максимальное) до 1 (минимальное) (59, 46).
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
- организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
- ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
- включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
- отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);
- ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение уровня развития коллектива учащихся
Диагностика уровня развития коллектива учащихся...
выявление уровня развития самоуправления в классном коллективе
выявление уровня развития самоуправления в классном коллективе (статья+тест)...
Методики по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению способностей и одаренности детей строится на диагностике, мониторинге и анкетировании.Применяю методикиА. И. Савенкова («Карта одаренности», «Интеллектуальный пор...
Методика выявления уровня развития самоуправления.
Методика выявления уровня развития самоуправления...
Методика диагностики начального уровня развития умений и навыков детей при работе с компьютером.
Данный тест относится к категории начальной диагностики, которая проводится в начале первого года обучения. Это деление обеспечивает личностно-ориентированный подход в процессе учебного занятия....
Уровни развития коллектива (советы методиста)
Материал предназначен для педагогов, работающих с детскими общественными объединениями, активами первичных отделений РДШ и школьными ученическими советами....
Диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ.
Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Эт...