Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
методическая разработка по теме
В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на уроках математики в коррекционной школе VIII вида. Описана деятельность в двух направлениях - нормативном и психологическом, приведены образцы заполнения документации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_russkikh_n.k.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход к определению
индивидуального образовательного маршрута детей с нарушениями интеллекта на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
(из опыта работы учителя Н.К.Русских)
Эпиграфом к своей работы я взяла замечательные слова, замечательного учёного, педагога, дефектолога Л.С. Выготского:
«Мы не навязываем детям знаний, не навязываем и работ.
Мы основываемся на проявившемся у ребенка интересе,
расширяем, углубляем этот интерес и от него ведем
ребенка дальше к смежным областям знаний…»
Эти слова не утратили свой актуальности и сегодня. 2013-2014 учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения практической педагогики. В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. Сегодня школа ориентирована на признание для общества равной ценности всех учеников. А различия между учениками рассматриваются как ресурсы, способствующие образовательному процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать. Это обстоятельство касается и учеников с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с той или иной степенью умственной отсталости. Сегодня мы говорим не только об учёте индивидуальных особенностей, но и об определении индивидуального образовательного маршрута для таких учащихся – как основного условия успешности рёбёнка в образовательном процессе.
Что же такое «индивидуальный образовательный маршрут»? Из всех возможных определений этого понятия я выбрала для себя следующее:
«Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации». На мой взгляд, это определение наиболее чётко показывает способ осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности ученика.
В такой реальности одним из ключевых требований к педагогу, наряду со знанием предметных методик, является владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация, анализ результатов). Это поможет перестройке методической работы учителя в обеспечении личностно-ориентированного обучения.
Получается определённый алгоритм:
«Если у меня ТАКИЕ ученики,
ТАКИЕ цели,
ТАКИЕ ресурсы,
то имеет смысл делать ТАК…»
В своём опыте работы я могу выделить два основных направления в планировании индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ):
1 Нормативное: ИОМ в рамках освоения образовательной программы по математике.
2.Управленческое: ИОМ на основе изучения индивидуальных стилей учебной деятельности (по методическим рекомендациям Галеевой Н.Л., Гостимской Г.Ю. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» и рекомендациях психологов).
1. Нормативное: ИОМ в рамках освоения образовательной программы по математике.
Для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика или группы детей со сходными проблемами в обучении.
Интегральная характеристика познавательной сферы ученика:
На схеме обучаемость будет выглядеть как площадь замкнутой фигуры АБВГДЕЖ.
Можно показать, что такая схема «работает» и в динамике: если будет расти показатель по любому из выделенных параметров то общая площадь фигуры будет увеличиваться. В переводе на язык дидактики: « Если развивается и растёт любой из параметров личностной сферы ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость».
В основе планирования ИОМ в рамках освоения образовательной программы по математике в специальных коррекционных классах VIII вида лежит классическая классификация по системе Певзнер М.С. Эта классификация предусматривается и в новом проекте ФГОС для коррекционных школ.
Практическое использование данной классификации в моей работе нашло отражение в организации обучения по технологии разноуровневой дифференциации. Разведение программного материала по уровням усвоения заложено в рабочих программах и тематическом планировании.
В практической деятельности это выглядит так:
ПРИМЕР:
6 класс
2 тема по программе: Преобразование обыкновенных дробей - 11 часов.
Учащиеся должны уметь:
1 группа
- читать, записывать, составлять, сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа;
- преобразовывать обыкновенные дроби: сокращать дроби, заменять неправильную дробь смешанным числом, записывать обыкновенную дробь в более мелких долях;
- зрительно анализировать дробь и самостоятельно выбирать способ ее преобразования.
2 группа
- читать, записывать, сравнивать обыкновенные дроби и смешанные числа;
- преобразовывать обыкновенные дроби по изучаемым алгоритмам;
- выбирать способ преобразования по опорной таблице.
3 группа
- читать, записывать, сравнивать по числителю обыкновенные дроби, сравнивать смешанные числа по целой части;
- преобразовывать обыкновенные дроби под контролем учителя.
3 тема по программе: Решение задач на нахождение одной или нескольких частей от числа - 9 часов.
Учащиеся должны уметь:
1 группа
- самостоятельно находить одну или несколько частей предмета, числа в практических заданиях.
2 группа
- находить одну или несколько частей предмета, числа;
- пользоваться опорной схемой;
- находить область применения правила в практических заданиях.
3 группа
- находить одну часть числа (в случаях с небольшими числами);
- записывать пример для нахождения нескольких частей числа.
В приведённом примере видно, что работа 2 группы – это базовый уровень. Детей 2 группы у нас большинство. В последние годы значительно увеличилось число детей 3 группы и появились дети 4 группы (невыраженная степень имбецильности или грубые нарушения интеллекта).
Именно с такими детьми работать сложнее всего. Их необходимо включать в учебную деятельность на уроке на индивидуальном уровне, по индивидуальному образовательному маршруту. Раньше считалось, что такие дети необучаемы. В свете современных подходов такие дети тоже имеют право на получение образования. А это уже инклюзивное решение проблемы в системе коррекционного образования.
Технологическим средством реализации индивидуального образовательного маршрута является индивидуальная образовательная программа.
Для детей с грубыми нарушениями интеллекта (IV группа) мною разработана специальная образовательная программа – «Обучение детей с грубыми нарушениями интеллекта (IV группа) основам математических знаний в коррекционной школе VIII вида».
Моя программа прошла процедуру добровольной сертификации на установление соответствия методическим, педагогическим, эргономическим требованиям в сфере общего образования, имеет сертификат соответствия.
В программе учтены специальные требования:
- обеспечение реализации права учащегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
- направления деятельности (базовый компонент содержания выполняет функцию формирующего механизма самообразования и самореализации ученика через комплекс основных видов деятельности);
- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
- наличие «индивидуальной и коррекционно-развивающей составляющей», целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающих успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ученика;
- ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, коррекцию и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Таким образом, я могу сделать вывод, что программа соответствует принципам инклюзивного образования, что актуально в современных условиях.
Программа хорошо зарекомендовала себя в работе с группой детей, имеющих сходные проблемы в обучении. В практической деятельности часто встречаются случаи, когда требуется индивидуальная образовательная программа для конкретного ученика (синдром Дауна, аутизм, грубые нарушения интеллектуального развития). В этих случаях ИОМ строится строго на основании и рекомендациях специалистов ПМПК. Программный материал в этом случае имеет значительный коррекционно-развивающий, компенсирующий потенциал.
Кроме основных (нормативных) ИОМ в практике постоянно присутствуют МИНИ-ИОМы. Я получаю информацию об уровне обученности и развития ученика на каждом уроке. При проверке и анализе результатов самостоятельных, контрольных, тестовых работ, методом педагогического наблюдения.
Так или иначе, эта информация анализируется. И, соответственно, намечается индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребёнка на определённый небольшой промежуток деятельности. Проводится работа над ошибками, обобщающие уроки, уроки – смотры знаний, дополнительные занятия, индивидуальное консультирование. Цель здесь одна – обеспечить ученику педагогическую поддержку в его развитии и становлении его личности, коррекцию недостатков развития. Я использую диагностические таблицы и составляю план работы по коррекции выявленных недостатков.
Индивидуальная карта учёта результатов обучения
ФИ ученика
Класс Учебный год
№ | Сроки диагностики Элемент стандарта | 1 четверть | 2 четверть | Итоги выводы | |||||||||||
Входная | Срез | к/работа к/работа наблюден итоговая | к/работа к/работа наблюден итоговая | наблюден итоговая | итоговая | срез | наблюдение | к/ работа | тест | С /работа | к/работа | итоговая | |||
1 | Владение матем терминологией | ||||||||||||||
2 | Навыки устного счёта
| ||||||||||||||
3 | Решение уравнений
| ||||||||||||||
4 | Сравнение чисел
| ||||||||||||||
5 | Решение задач
| ||||||||||||||
6 | Вычислительные навыки
| ||||||||||||||
7 | Действия с числами,ППИ
| ||||||||||||||
8 | Действия с дробями
|
ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗУН И ЛИКВИДАЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ ПРОБЕЛОВ
ФИ ученика, нуждающегося в коррекции | Элементы стандарта, которые необходимо корректировать или сформировать | Формы работы (по каждому из элементов стандарта) | Общие выводы и заключение |
Такой подход к планированию индивидуального образовательного маршрута характерен, в основном, для детей базового уровня (2 группа).
В моей практике встречаются дети, легко усваивающие основной программный материал, имеющие более сохранные познавательные процессы. Для них ИОМ включает в себя блок заданий повышенного уровня сложности, проектные задачи, несложные проекты тематического исследовательского характера, логические задачи, задания, требующие умения работать с информацией. ИОМ для таких детей отличается и формами организации учебной деятельности, выбором технологий и методов обучения. Главная задача индивидуализации в работе с такими детьми – компенсация имеющихся дефектов развития, возможное приближение к норме.
Главным в работе по определению индивидуальных образовательных маршрутов является учёт личностных ресурсов детей на основе рекомендаций ПМПК и педагогического наблюдения. Получается алгоритм деятельности, который включает в себя следующие действия:
1. Анализ рекомендаций ПМПК на каждого ребёнка.
2.Определение групп детей со сходными рекомендациями .
3.Составление индивидуального маршрута развития.
4.Распределение обучающихся по группам внутри класса.
5.Планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий в рамках урока и внеурочной деятельности.
6. Корректировка ИОМ.
Второе направление деятельности в планировании ИОМ – это правильное, грамотное использование ресурсов личности ребёнка или определение ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСУД) ученика. Это соответствует принципу природосообразности учебного процесса, новой парадигме нашего образования. Хороший рабочий материал я нашла в методических рекомендациях Галеевой Н.Л., Гостимской Г.Ю. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе» (М.: 5зазнания, 2008) и в практических рекомендациях психологов. Данные разработки подходят и для умственно-отсталых детей.
Определение индивидуального стиля учебной деятельности ученика даёт возможность использовать этот ресурс в интересах самого ученика. А для меня, как учителя, расширяет возможность творческого подхода в планировании деятельности, снимает эмоциональное напряжение на уроке, сглаживает уровень негативизма у учащихся, снижает факторы личного эмоционального выгорания. Практические ситуации на уроке не раз доказали, что учёт в планировании деятельности индивидуальных психологических особенностей ребёнка даёт только положительные эффекты.
Составляющие ИСУД ученика:
1. Модальность (аудиал, визуал, кинестетик)
2. Функциональное доминирование полушарий мозга – доминирует левое полушарие или правое полушарие.
3. Особенности развития познавательных процессов.
4. Особенности темперамента.
Индивидуальные стили учебной деятельности можно определить по предлагаемым диагностикам. Но, для учителя-стажиста, не хуже работает метод педагогического наблюдения. Главное – иметь определённый уровень знаний по психологии и желание использовать это в своей работе. Зная особенности восприятия, мыслительных процессов, особенности обработки поступающей информации, уровень внимания ребёнка можно наиболее рационально выбрать формы и приёмы обучения, способы подачи учебного материала, организовать учебную деятельность в наиболее приемлемом для ученика формате. Как показывает мой опыт, все эти подходы очень трудно совместить в традиционной классно-урочной организации учебного процесса.
Приходится сталкиваться с непониманием администрации школы, почему дети находятся в постоянном перемещении по классу во время урока, выполняют разные задания, по -разному оцениваются, а учитель находится как бы не в руководящей роли учебного процесса. Но это далеко не так. Я не отрицаю классических схем в организации урока, подаче учебного материала. Всё это я активно и, по возможности, творчески применяю в своей работе. На мой взгляд, современный учитель должен быть не просто урокодателем. Труд современного педагога должен сочетать в себе дополнительные профессиональные умения, управленческие технологии, хорошее знание основ психологии, понимание проблем ребёнка и учёт его личностных ресурсов. Всем нам необходима мобильность в поиске оптимальных форм, методов, технологий деятельности, умение переучиваться и перестраиваться под современные требования и насущные проблемы. Смелость в принятии решений, активность, целеустремлённость в достижении запланированных целей и результатов. А ещё личная профессиональная и человеческая позиция взаимодействия в системе «учитель + ученик».
В своей работе я стараюсь сочетать традиционное и инновационное, использую новые знания, стремлюсь развивать профессиональные компетенции и достичь высокого уровня профессионализма.
А ещё я хочу, «чтоб наши ребятишки, девчонки и мальчишки выросли хорошими людьми». И это во многом зависит от меня.
Информационные ресурсы:
- http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/formirovanie-sotsialnykh-navykov-na-osnove-proektirovaniya
- http://worldteacher.ru/1418-245.html
- http://www.ug.ru/archive/36019
- http://festival.1september.ru/articles/580552/
- Галеева Н.Л, Гостимская Е.С., Сто приёмов учебного успеха ученика на уроках в начальной школе.; М.: 5зазнания, 2008.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М., “Педагогический поиск”, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы" 6 класс
Представленный проект урока был подготовлен для защиты на курсах повышения квалификации в ПАПО г. Москва 2010г....
"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...
Применение карточек-тренингов на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Решение логических задач – занятие интересное и увлекательное.Погружение в мир логических заданий происходит на занятиях – тренингах по математике в старших классах, под девизом: “Хорошо развитое логи...
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ.
В статье приведены рекомендации из практического опыта учителя по определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VII...
Возможности использования проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида
В статье описан практический опыт применения проектных задач на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида....
Русских Н. К. Технология разноуровневого обучения на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида
разноуровневый подход...
Комплексный подход к определению индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ на уроках математики в специальной коррекционной школе VIII вида.
Обобщение опыта работы педагога по индивидуализации обучения детей с ОВЗ на уроках математики.В статье представлен опыт работы по разработке ИОМ для детей с ОВЗ в школе VIII вида....