авторские программы
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Здесь представлены разработки программ по предпрофильному обучению девятиклассников и работы психологического клуба для старшекласников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ppo_dlya_9h.docx | 25.36 КБ |
programma_psihologicheskogo_kluba.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предпрофильная подготовка соотносится с определённым периодом развития личности – периодом старшего подросткового и раннего юношеского возраста. В это время происходят наиболее значительные изменения в психике. Центром жизни учащихся становится самоопределение. Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемной ситуации. Его особая форма – профессиональное самоопределение.
Однако, по данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной у учащихся 9-х классов. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое сегодня предъявляет к выпускнику особые требования. Осознанность данных требований, а также своих качеств, баланс между ними – всё это наиболее существенные характеристики определившейся личности.
Психологические трудности старшеклассников связаны с проблемой формирования временной перспективы в этом возрасте, с особенностями личности, не готовой самостоятельно ставить внутренние цели. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. Все это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи с этим элективный курс «Как стать успешным» является актуальным и востребованным, поскольку направлен на решение большинства перечисленных проблем.
Кроме того, материал, получаемый в результате работы по предлагаемому курсу, позволяет при завершении предпрофильной подготовки учитывать не только академические достижения и «портфолио» ученика, но и уровень его социальной зрелости, выраженной в готовности к самостоятельному и осознанному выбору направления и места дальнейшего обучения.
Т.е. появляется уникальная возможность составить на каждого ученика, прошедшего занятия данного курса, карту интересов и склонностей.
В итоге школьники подходят значительно увереннее к определению своей дальнейшей образовательной траектории и более чётко представляют проблемы, с которыми они могут столкнуться при получении профессии.
Данный курс рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 9-ых классов любого профиля. Курс состоит из трех блоков:
Информационный блок (1-10 занятие).
Диагностический блок (11-19 занятие).
Практический блок (20-34 занятие).
В основе курса «Как стать успешным» лежит программа А.П. Чернявской «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». Кроме этого при разработке курса использованы программа Г.В. Резапкиной «Секреты выбора профессии» и учебное пособие М.С. Гуткина, П.С. Лернера, Г.Ф. Михальченко и др. «Твоя профессиональная карьера».
Программа предпрофильной подготовки «Как стать успешным» рассматривает понятие «успешность» с двух сторон: если человек выберет правильную профессию, то он будет успешен и как личность и если человек будет успешным как личность, то он сумеет адекватно выбрать профессию. Таким образом, курс направлен на формирование у девятиклассников следующих знаний, умений и навыков:
Дать учащимся максимум информации.
Научить учащихся использовать полученную информацию при построении своей личностной и профессиональной траектории.
Осуществление контроля в рамках реализации элективного курса ожидается через ряд мероприятий:
Самостоятельные работы.
Зачеты по пройденным темам в различных формах (рефераты, презентации, творческие проекты и т.д.)
Учащиеся должны знать/уметь:
объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
нести ответственность за сделанный выбор, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю;
стремиться прикладывать усилия для получения качественного образования.
Цель курса: оказание помощи учащимся 9х классов в самоопределении в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах.
Задачи:
расширить представлений о мире профессий, познакомить с перспективами развития регионального рынка труда, с учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса;
выявить интересы и склонности, способности учеников;
оказать учащимся помощь в приобретении ими представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением;
формировать способность принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии через консультации и тренинги.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Форма проведения | Контроль |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Тема 1. Формула успеха. Кто такие успешные люди. Тема 2. Профессиональный выбор: секреты выбора профессии. Тема 3. Профессиограмма и анализ профессий. Тема 4. Роль мотивов и жизненных ценностей в профессиональном выборе. Тема 5. Человек на рынке труда. Тема 6. Среди людей. | 1 1 2 2
2 2 |
Лекция Беседа, практическая работа Беседа, работа в группах Тренинг Беседа, психодиагностика Беседа, тестирование Беседа, тестирование Лекция Защита проектов профессиограмм | зачёт | |
10. 11. 12. 13. 14. | «Три кита» профессионального выбора (5) Хочу, могу, надо – «три кита» профессионального выбора Что я хочу. Карта интересов и склонностей Что я могу. Карта интересов и склонностей Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 1 1 2 | Беседа с проблемными вопросами Тестирование Тестирование Экскурсия в ЦЗН | ||
15. 16. 17. | Профессиональная пригодность (3) Что такое профпригодность? Исследование личностных особенностей для выбора профессии Проект профвыбора в соответствии с формулой «Хочу, могу, надо» | 1 1 1 | Беседа с элементами дискуссии Психодиагностика Творческая работа | зачёт | |
18. 19. 20. 21. 22. 23. | Куда пойти учиться?(6) Профессии, требующие начального и среднего профессионального образования Кого учат в ВУЗах? Кадровый вопрос Как достичь успеха в профессии Определение профессиональной группы учащихся | 1 1 1 1 2 | Лекция Деловая игра Деловая игра Тренинг Профдиагностика | ||
24. 25. 26. 27. | Образование в Северодвинске (4) Что нужно знать, поступая в учебное заведение Учреждения высшего, среднего и начального образования Общеобразовательные учебные заведения, подготовительные курсы, учебные центры, негосударственные общественные образовательные учреждения Поиск информации, составление информационного листка | 1 1 1 1 | Консультация Теоретический экскурс Теоретический экскурс Творческая работа Защита проектов | зачёт | |
28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Работа как она есть (7) Темперамент и выбор профессии Трудоустройство Первые дни на работе Профессиональная адаптация Работа и закон «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие | 1 1 1 1 1 1 1 | Беседа, психодиагностика Деловая игра Беседа с проблемными вопросами Тренинг Работа с документами Деловая игра Творческая работа | зачёт |
«Утверждаю»
Директор МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №27 с углубленным
изучением предметов
гуманитарного профиля»
Кондрашова М.Н.
………………………….
«…..»……………2010г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Психологическое консультирование по профессиональной консультации»
9 КЛАСС
Разработала Чернявская А.П. к.пс.н., доцент, докторант кафедры педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, М.: Владос-Пресс, 2001 Использует Минина И.Л. педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля» |
Северодвинск
2010
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС директор « ЛГ №27»
протокол № ____ __________________
«__»__________г. /Кондрашова М.Н./
«__»_____________г.
Дополнительная образовательная программа
«Психологический клуб «Рост»
для учащихся 9 классов
Педагог-психолог
Ирина Леонидовна Минина
Северодвинск
2011
Пояснительная записка
Данный курс посвящен актуальной проблеме – обучению и воспитанию старших подростков (учащихся 9 классов). Это совпадает с завершением кризиса подросткового возраста. Пройдя через все трудности этого жизненного этапа, старший подросток приобретает опыт, который со временем сделает его полноправным членом общества. Именно сейчас он осваивает необходимые в будущей жизни социальные навыки. Этот период связан с поиском своего места в жизни, реализацией интеллектуального, личностного и творческого потенциала. В развитии этого потенциала заключается суть личностно-ориентированной модели образования, которая предполагает обучение и воспитание ребенка и оказание ему своевременной психолого-педагогической поддержки.
Программа «Психологический клуб «Рост» имеет социально-педагогическую направленность; предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений старших подростков:
- осознания опасений и страхов;
- желания «быть как все» и следовать принятым социальным нормам;
- любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям;
- чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого.
Программа модифицированная, разработана на основе программы социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» М.Ю. Савченко, Москва, Вико, 2005 год. Преимуществом данной программы является то обстоятельство, что в ней выход на личностные проблемы участников идет через работу с поведением в конкретных ситуациях, через освоение навыков, специфика которых состоит в том, что овладение ими возможно только при работе со своей личностью. Обучение по программе даёт учащимся возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Цель: формирование мотивов, лежащих в основе
межличностных отношений старших подростков.
Задачи:
Обучающие:
- осознание различных видов мотивов межличностных отношений;
- усвоение способов разрешения собственных проблем;
Развивающие:
- развитие представлений о ценности другого человека и себя самого;
- развитие доверия к окружающим людям;
- позитивное развитие мотивов межличностных отношений;
Воспитательные:
- обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся;
- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству, психологической культуре, познанию, здоровью;
- формирование навыков саморегуляции.
Программа предназначена для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 34 занятия (по 1 часу каждое). Это минимальное время, необходимое для достижения результата, так полноценная работа группы возможна при условии, что каждое занятие содержит все разделы: информационный блок, тематические упражнения, обсуждение итогов.
В структуре программы можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самопознания и развивающий. В ходе занятий решаются многие задачи. Одним из существенных аспектов является психологическая готовность старшеклассников к эффективному взаимодействию с окружающими, которое строится на внутренней личностной свободе и на овладении конкретными
психологическими навыками общения с окружающими. Эти навыки должны дать подросткам возможность полно и свободно выражать себя, делать отношения с окружающими искренними и открытыми.
В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии, просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, а также элементы психогимнастики. Многие занятия заканчиваются созданием «итогового продукта»: памятки по теме, плаката, коллажа.
К концу обучения по данной программе учащиеся должны:
знать:
- основы общей психологии;
- базовую психологическую терминологию;
- способы саморегуляции.
уметь:
- конструктивно решать конфликтные ситуации;
- самостоятельно принимать решения;
- правильно оценивать свое поведение и поведение других людей;
- отстаивать свою точку зрения, не прибегая к грубости и угрозам;
- оказывать поддержку окружающим;
- считаться с позициями и взглядами других людей;
- преодолевать собственные страхи и разрешать проблемы мирным путём;
- противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.
Контроль работы учащихся осуществляется посредством тестов, оценки и самооценки письменных работ учащихся, написания критической статьи, эссе.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | Контроль |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Введение к курсу занятий. Презентация цикла Правила тренинговых занятий. Понятие о личности. Методы психологии. Ценностные ориентации личности. Воображение. Групповая оценка. Отношение к окружающим. Конструктивное взаимодействие. Темперамент. Характер. Характеристики человека. Просмотр художественного видеофильма «Знакомство с родителями» Обсуждение фильма. Потребности человека. Просмотр художественного фильма «Большой» Обсуждение фильма. Интеллект. Эмоции, мимика и жесты. Наши чувства. Навыки распознавания эмоций и чувств. Активное слушание. Мотивы взаимоотношений. Наш гнев. Тренировка гибкости поведения. Стресс. Опыт общения. Просмотр художественного фильма «Брюс всемогущий». Обсуждение фильма. Умение понимать других. Как мы общаемся. Наши поступки. Позитивное безусловное отношение к окружающим. Итоговое занятие. Написание эссе. Всего часов | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 | | Диагностика Оформление буклета с правилами Диагностика Самоанализ проекции Составление личного плана Анализ групповой работы Диагностика Анализ ролевых позиций Диагностика Диагностика Составление личностного портрета Я-сообщение Диагностика Я-сообщение Диагностика Диагностика Диагностика Контрольное упражнение Распознавание чувства в этюдах Диагностика Анализ ролевых позиций Анализ ролевых позиций Оформление буклета «Как бороться со стрессом» Самодиагностика Я-сообщение Разработка памятки Диагностика Диагностика Коллаж Письмо другу эссе |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема, задачи занятия | Количество часов | Теор. | Практ. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Введение к курсу занятий. Презентация цикла Правила тренинговых занятий. Понятие о личности. Методы психологии. Ценностные ориентации личности. Воображение. Групповая оценка. Отношение к окружающим. Конструктивное взаимодействие. Темперамент. Характер. Характеристики человека. Просмотр художественного видеофильма «Знакомство с родителями» (эпизоды) Обсуждение фильма. Потребности человека. Просмотр художественного фильма «Большой» (эпизоды) Обсуждение фильма. Интеллект. Эмоции, мимика и жесты. Наши чувства. Навыки распознавания эмоций и чувств. Активное слушание. Мотивы взаимоотношений. Наш гнев. Тренировка гибкости поведения. Стресс. Опыт общения. Просмотр художественного фильма «Брюс всемогущий». (эпизоды) Обсуждение фильма. Умение понимать других. Как мы общаемся. Наши поступки. Позитивное безусловное отношение к окружающим. Итоговое занятие. Написание эссе. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 30м 30м 30м 15м 10м 20м 30м 15м 15м 15м 30м 5м 1ч 30м 5м 1ч 15м 30м 15м 30м 30м 30м 30м 30м 30м 30м 5м 1ч 30м 30м 30м 15м 15м 10мм | 30м 30м 30м 45м 50м 40м 30м 45м 45м 45м 30м 55м - 30м 55м - 45м 30м 45м 30м 30м 30м 30м 30м 30м 30м 55м - 30м 30м 30м 45м 45м 50м |
ВСЕГО ЧАСОВ | 34 | 14ч10м | 19ч 50м |
Содержание занятий
1. Введение к курсу занятий. Презентация цикла.
Освещение вопроса «Что такое психология». Знакомство с тренинговой процедурой. Обобщение ожиданий участников.
2. Правила тренинговых занятий.
Формирование навыков работы в малых группах. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств. Выработка норм поведения.
3. Понятие о личности.
Знакомство с понятием «личность». Формирование понятийного аппарата. Закрепление тренингового стиля общения.
4. Методы психологии.
Знакомство с методами психологии. Проективный тест. Сознательное и бессознательное.
5. Ценностные ориентации личности.
Качества личности. 4 составляющих личности. Развитие рефлексии, навыков планирования и целеполагания.
6. Воображение. Групповая оценка.
Навык групповой работы. Формирование адекватного самовосприятия. Подготовка к самопознанию.
7. Отношение к окружающим.
Использование диагностического теста Т.Лири. Понятие самоценности.
8. Конструктивное взаимодействие.
Способы взаимодействия. Видение своих действий и действий окружающих. Анализ позиций в ролевых ситуациях.
9. Темперамент.
Знакомство с понятием «темперамент» и его структурными элементами. Формирование представлений о причинно-следственных связях в познании кого-либо или чего-либо.
10. Характер.
Знакомство с понятием «характер». Развитие навыков объективного описания. Закрепление позитивного отношения к окружающим. Формирование адекватной самооценки. Умение оценивать свои сильные и слабые стороны.
11. Характеристики человека.
Закрепление навыков объективного описания. Поддержание благоприятного психоэмоционального фона.
12. Просмотр художественного видеофильма «Знакомство с родителями»
13. Обсуждение фильма.
Выстраивание сообщений в контексте межличностных отношений.
14. Потребности человека.
Формирование мотивов самопознания. Понятие о потребностях по А.Маслоу. Осознание себя. Внимание к поведению других. Многогранность человеческой индивидуальности.
15. Просмотр художественного фильма «Большой»
16. Обсуждение фильма.
Выстраивание сообщений с позиции самопознания
17. Интеллект.
Знакомство с понятием «интеллект». Вербальный интеллект. Способности человека.
18. Эмоции, мимика и жесты.
Развитие навыков взаимопонимания, интуитивного распознавания людей. Невербальный интеллект.
19.Наши чувства.
Взаимосвязь эмоций и характера. Чувственное восприятие.
20. Навыки распознавания эмоций и чувств.
Усвоение способов и приёмов распознавания окружающих. Способность думать, брать ответственность за свои слова, поступки и действия
21. Активное слушание.
Умение слушать. Работа с чувствами.
22. Мотивы взаимоотношений.
Осознание мотивов межличностных отношений. Выражение чувств.
23. Наш гнев.
Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях. Отработка навыка конструктивно решать конфликты через ролевые игры. Контроль за негативными эмоциями.
24. Тренировка гибкости поведения.
Закрепление позитивного опыта эмоционального контроля. (работа в ролевых играх)
25. Стресс.
Умение противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам. Техника быстрого снятия стресса.
26. Опыт общения.
Осознание своих идеалов и чувств. Осознание проблем в отношениях с людьми.
27. Просмотр художественного фильма «Брюс всемогущий».
28. Обсуждение фильма.
Выстраивание сообщений с позиции межличностных отношений.
29. Умение понимать других.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия. Законы общения.
30. Как мы общаемся.
Причины, затрудняющие и облегчающие общение.
31. Наши поступки.
Мотивы поступков. Обратная связь.
32. Позитивное безусловное отношение к окружающим.
Чем мы обязаны другим. Закрепление навыков позитивного восприятия себя и окружающих. Закрепление навыков сотрудничества
33. Итоговое занятие.
Человек среди людей. Закрепление позитивной установки во взаимоотношениях. Закрепление положительной групповой динамики
34. Написание эссе.
Выражение отношения к курсу. Отражение своих чувств и ощущений
Список литературы
Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: Просвещение, 1998.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.
Генкин Е. Психологические опыты. С-Пб.: Питер, 1997.
Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1989.
Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Пб.: Питер, 1996.
Карнеги Д., учительская газета, № 1- 10, 1990.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: Академия, 2001.
Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся, М.: Просвещение, 1995.
Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психо-коррекционные группы – теория и практика. М., 1990.
Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: Вако, 2005.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1995.
Методическое обеспечение учебного процесса
Формы учебных занятий
Теоретические занятия: ознакомление с новым материалом в фрме лекции, беседы.
Практические занятия: ролевые игры, редакционные летучки, психологические и профессиональные тренинги, дискуссия, практическая работа, творческая работа, критический разбор, круглый стол.
Формы контроля работы
Тесты, оценка и самооценка письменных работ учащихся, написание критической статьи, эссе.
Педагогические методы и приёмы
Объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, иллюстрирование примерами, показ наглядных пособий. Словесный: беседа, обсуждение, консультации, комментарии педагога, выступление учащихся. Частично-поисковый: ответы на вопросы, поиск информации, «мозговой штурм». Практический: выполнение заданий, практических работ, заполнение таблиц, работа в группах, творческая командировка, репродукция, критический анализ, самооценка, наблюдение. Видеометод: просмотр художественных фильмов.
Дидактический материал
Подшивка газеты «Школьный психолог»; видематериалы; раздаточный материал: конверты с карточками с различными заданиями; тексты с определениями терминов; тесты; схемы и др.
Материально-техническое обеспечение программы
Кабинет для занятий, доска; видеопроектор; диски с видеозаписями; цифровой фотоаппарат; бумага формата А 4 и А3, бумага для записей, магнитофон с аудиозаписями, канцтовары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...