Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО
проект на тему
Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_evseeva_smagina.docx | 76.53 КБ |
proekt_evseeva_smagina.ppt | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Формирование жизненных компетенций на уроках социально – бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО
ГБС(К)ОУ школа – интернат №113
учителя начальных классов
Евсеева Татьяна Ивановна
Смагина Ольга Николаевна
Самара 2015г.
Современная образовательная политика в РФ требует от педагога нового качества образования. Разработан проект Концепции СФГОС для детей с ОВЗ, который начиная с сентября 2016 года будет являться нормативным правовым актом обучения и воспитания детей данной категории. В соответствии с возможностями детей в данном проекте выделяются три уровня образования. Впервые для каждого уровня образования условно выделяются и чётко рассматриваются два взаимодействующих компонента: «академической» и «жизненной» компетенции. Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для учащихся школ VIII вида, т.к. для ребёнка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активным, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни. В структуре содержания образования в стандарте подчёркивается, что образование ребёнка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых лишь при условии продвижения ребёнка по этим двум направлениям. Соотношение компонентов «академического» и «жизненных компетенций» специфично для каждого уровня образования.
I уровень школьного образования – цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ как в «академическом» компоненте, так и в области жизненной компетенции ребёнка.
II уровень школьного образования – нецензовый, он изменён в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счёт значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребёнка.
III уровень школьного образования – нецензовый,«академический» компонент редуцируется здесь до полезных ребёнку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счёт формирования доступных ребёнку навыков коммуникации, социально- бытовой адаптации, готовя его к активной жизни в семье и социуме.
Для каждой категории детей с ОВЗ разработан набор вариантов стандарта, отвечающих их общим и особым образовательным потребностям.
Социально - бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом. В первую очередь нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей в норме, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
Это обусловлено тем, что такие дети:
- не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
- у них не хватает самостоятельности;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- специфическиепотребности в общении;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- заих эмоционально- поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
- неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой деятельности;
- неструктурированноевосприятиесоциальногомира;
- завышеннаясамооценка.
Можно сделать вывод, что опираясь только на обучение, подражание и повторение социально- бытовая адаптация у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешённость этого вопроса определили выбор темы исследования. На основании сказанного можно утверждать о важности и актуальности выбранной темы.
Цель исследования: изучение особенностей становления жизненной компетенции (1-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, способности вступать в коммуникацию со взрослыми; 2- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 3- овладение навыками коммуникации и социального взаимодействия; 4 – дифференциация и осмысление картины мира и её временно – пространственной организации; 5- осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей) у детей с НОДА иУО в условиях школы-интерната и создание системы работы по её формированию.
Объект исследования: процесс формирования жизненной компетенции обучающихся в ГС(К)ОУ школе-интернат №113 г.о. Самара.
Предмет изучения: система работы по формированию жизненной компетенции обучающихся на уроках СБО и во внеурочное время в ГС(К)ОУ школе-интернат №113 г.о. Самара.
В качестве решения проблемы формирования жизненной компетенции учащихся выдвигается гипотеза: использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит обучающимся начальных классов с НОДА и УО овладеть социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, успешно адаптироваться в социуме.
Ресурсы по выполнению проекта: использование ИКТ, методической литературы, материалов курсов ПГСГА, новых технологий, наглядных пособий, привлечение к учебному процессу коррекционной службы учреждения, родителей обучающихся, педагогов – воспитателей.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме;
- изучить психолого-педагогические особенности умственно-отсталых детей.
- построить учебно-познавательную ситуацию так, что бы у школьника формировались устойчивые мотивы овладения социально- бытовыми умениями;
- разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию в работе разнообразных методов и приёмов;
- показать эффективность используемых методов;
- обработать полученные данные.
Овладение социально –бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни предусматривает:
- прогресс в самостоятельности и независимости в быту(выполнение санитарно – гигиенических навыков; навыки правильного поведения; навыки бытового труда; коммуникативные навыки);
- представления об устройстве домашней жизни. Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни;
- представления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении;
- стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, прогресс в этом направлении.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- тестирование;
- изучение педагогического опыта;
- проведение экспериментальной работы (констатирующий и обучающий эксперименты);
- сравнительный анализ результатов.
Использовался следующий диагностический инструментарий:
1. Андреева С.В., Борнякова Л.М. Мониторинг социализации воспитанников образовательных учреждений VIII вида.
2.Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении:
- критерии уровня воспитанности детей с особыми образовательными потребностями;
- методика исследования уровня воспитанности детей
- дневник педагогических наблюдений за воспитанником.
Исследование проводилось на базе специальной / коррекционной / школы №113 г.о.Самара во 2 классе. В эксперименте приняли участие 9человек ( с диагнозом: НОДА и лёгкая умственная отсталость). Изучались показатели:
- Социально-бытовые навыки:
1.1навыки личной гигиены;
1.2 знание своего «Я» (фамилия, имя, возраст, адрес);
1.3санитарно – гигиенические навыки (одевание, раздевание, шнуровка, застёгивание и расстегивание пуговиц, приём пищи)
1.4 навыки правильного поведения (во время приёма пищи, прогулки, игры, учёбы, совместной деятельности)
1.5 навыки бытового труда(уход за одеждой и обувью, заправка постели, уборка игрушек и принадлежностей, дежурство по столовой, вытирание пыли, влажная уборка)
2. Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные):
2.1 со взрослыми ( учебно - воспитательный процесс, игровая деятельность, трудовая деятельность, повседневные школьные дела)
2.2 со сверстниками (включаться в диалог, просить о помощи, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь).
3. Самоконтроль, саморегуляция поведения:
3.1ориентировка в школе, на школьном участке, на улице, в ближайшем окружении;
3.2 навыки организации досуга;
3.3 ориентировка в магазине, в аптеке;
3.4 знание правил собственной безопасности.
Результаты диагностики на первом этапе:
В процессе обработки полученных данных подсчитывается количество балов, полученных за каждое задание, серию и за весь тест в целом. Удобнее представить данные в процентном выражении.
Получены следующие результаты :
наиболее сформированными оказались социально – бытовые навыки (навыки личной гигиены, санитарно –гигиенические навыки, навыки бытового труда) -62%, но всё же 38,9% убираются дома только после напоминания взрослых, не всегда прибирают свои вещи, летом забывают о соблюдении правил личной гигиены. Наименее сформированными оказались коммуникативные навыки – 37% и навыки самоконтроля и саморегуляции – 28%. Больше половины из всех обследуемых детей слабо ориентируются в школе, на участке, ближайшем окружении, не помнят, где находится то или иное учреждение, где можно купить необходимые предметы быта. Нарушают правила собственной безопасности (могут погладить незнакомое животное, нарушить правила дорожного движения…). Низкий показатель развития навыков организации досуга и навыков ориентировки в магазине, в аптеке. Учащиеся не могут организовать свой досуг, не проявляют интереса к какой – либо деятельности .В случае необходимости только 1 человек может уточнить у прохожих, где находится какой – либо объект, а 6 человек не умеют вступать в разговор с взрослыми и сверстниками. Они редко пользуются в разговоре вежливыми словами.
Рис.1. Сформированность социально-бытовых навыков в %
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
Решающая роль обучения в социально- бытовой сфере признаётся учёными и педагогами- практиками как в области дефектологии (И.М. Бгажнакова, Н. П. Павлова, А.Р. Маллер, А.В. Усвайская и др.), так и в области общей педагогики (Р.С. Буре, В. И. Логинова, Н. И. Петрова и др.). Исследования в области изучения социального развития детей с нарушениями интеллекта, проведенные Е. Л. Гончаровой, О. И. Кукушкиной, Т. К. Королевской, Е. А. Стебелевой, А. В. Закрепиной, подтверждают, что такое нарушение психического развития как умственная отсталость снижает возможность ребенка в приобретении им социального опыта, его подготовку к самостоятельной жизни.
2.Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
3.Цель педагогической работы – достижение каждым ребёнком с НОДА и УО максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
4.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. Необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
5. Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.
6.Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал. Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях.
7.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками.
8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с НОДА и интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль – главная коррекционная задача в трудовой и бытовой деятельности.
10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую « победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.
12. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности планов работы.
С обучающимися с НОДА и нарушением интеллекта проводятся специальные занятия по СБО, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу, в течение всего времени изучения предмета с 1 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На уроках СБО необходимо проверять:
- Усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
- Может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
- Способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.
Одним научением , подражанием и повторением социально- бытовая адаптация, у детей с проблемами в развитии не сформируется. Время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Новые пути формирования социально- бытовой адаптации детей в условиях школы- интерната:
Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально-педагогичесая форма детской жизни. Сюжетно-ролевая игра – это путь к познанию самого себя, своих возможностей, своих пределов.
Сюжетно- ролевую игру применяю как один из ведущих методов обучения при работе над многими темами, особенно теми, в которых затруднено проведение практических работ. Провожу их на этапе закрепления какого- либо материала.
Разработала систему игр и считаю проведение их целесообразно для закрепления знаний по той или иной теме.
Тема | Название игры | Выработка социального навыка |
Культура поведения | Ситуативные диалоги: при встрече расставании за столом | отработать умение культурного обращения к взрослым, сверстникам с вопросом, просьбой, закрепить слова приветствия при встрече и расставании, правила поведения за столом, пользование столовыми приборами, салфеткой, умение аккуратно принимать пищу. |
Посещение общественного места | отработать правила поведения в зрелищных и культурно- просветительских учреждениях, способы ведения разговора с работниками этих учреждений. | |
В гости к другу | отрабатывать правила поведения в гостях, вручение и прием подарков, умение поддерживать беседу, приглашать на танец. | |
Я принимаю гостей | отрабатывать умение встречать гостей, вежливо вести себя во время приема , организовать досуг приглашенных, выбирать нужные темы для разговора. | |
Транспорт | Я еду домой | отрабатывать навыки соблюдения правил поведения в общественном транспорте, правил при посадке и высадке, покупки билета, обращения с просьбой к пассажирам и контролеру. |
Торговля | Я иду за продуктами | отрабатывать умение выбирать необходимые продукты в зависимости от меню, подсчитывать стоимость покупки, культурно вести себя с работниками торговли. |
Средства связи | Я говорю по телефону | вырабатывать умение культурно общаться по телефону, сообщать важную информацию, кратко объяснять те сведения, по которым необходимо получить информацию. |
Результатом проведения таких игр является то, что обучающиеся:
- находясь на экскурсии, не боятся общения с работниками различных предприятий;
- уверенно пользуются вежливыми словами, правильно выбирают форму общения со взрослыми и сверстниками;
- получают более глубокие представления о жизни и деятельности людей;
Значительное место в обучении социально- бытовой ориентировке отводится экскурсиям. Они проводятся в библиотеку, на кухню, прачечную, медицинский кабинет, магазины, в отделения связи. Экскурсии носят не только познавательный характер. Стараюсь строить их таким образом, чтобы учащиеся выполняли разного рода практические задания, которые требуют контакта с незнакомыми людьми.
Тема | Экскурсия | Выработка социального навыка |
Транспорт | на остановку к светофору | познакомиться с работой светофора, назначением и особенностями остановки пассажирского транспорта рассмотреть маршрутную карту, поработать с расписанием. |
Школа | библиотека | познакомить с работой библиотеки, знать и выполнять правила поведения в библиотеке, обращаться с вопросом к библиотекарю |
столовая и кухня | познакомить с работой на кухне, знать и применять правила поведения в столовой и кухне, обращаться с вопросом к работникам кухни | |
медицинский кабинет | познакомиться с режимом работы врача, мед. сестры, знать назначение мед. кабинета, выполнять правила поведения в мед. кабинете, учить бинтовать руку, оказывать помощь при порезе конечности | |
прачечная | познакомиться с назначением и техническим оборудованием прачечной, выполнять правила поведения на прачечной | |
Торговля | продовольственный магазин аптека | познакомить с работой продуктового магазина, его работниками, учить находить нужный товар на прилавках, различать отделы магазина, обращаться с вопросом к продавцу. познакомить с работой данного магазина, графиком работы; уточнить назначение универмагов, их удобства, учить разбираться в множестве отделов и находить нужный |
Средства связи | почта | познакомить с работой на почте, знать и применять правила поведения в почте, обращаться с вопросом к работникам почты, отправлять письма и бандероли |
Отправляясь на каждую экскурсию, учащийся ,помимо основных задач для всего класса , получает персональное задание на карточке , которое он должен выполнить в процессе экскурсии. Например : узнать цены на какой – либо товар.
Результат:
- овладевают навыками делового общения,
- получают знания о профессиях взрослых, значении труда в жизни;
- не стесняются обращаться с просьбами к работникам различных учреждений;
- умеют выбирать форму поведения в различных ситуациях,
- накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;
- вырабатывают положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях;
Практические виды деятельности на уроках СБО являются основным методом отработки теоретических знаний. Они дают возможность перевести знания в умения. При проведении практических работ решаются задачи воспитания:
- личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- организация труда: бережное отношение к предлагаемым материалам;
- развитие внимания, наблюдательности, памяти, находчивости.смекалки, сообразительности.
Стараюсь больше использовать систему упражнений по всем темам, которые каждый ученик выполняет индивидуально: уход за руками, стирка носового платка, выбор одежды по погоде и назначению, выполнение упражнений для правильной осанки, изготовление несложных сувениров, работа с расписанием уроков, подписание поздравительных открыток и т.д.
В ходе проведения таких упражнений у детей сформировывается навык, который они будут использовать в своей самостоятельной жизни.
Опыт показал, что обучающиеся младших классов с НОДА и УО не всегда владеют различными видами бытового труда. Они затрудняются не только последовательно рассказать, как будут выполнять какую- либо работу, но практически выполнить ее. Здесь очень важно найти более оптимальный путь овладения этими навыками. За годы своей работы пришла к выводу, что прежде чем выполнять практическую работу , недостаточно одного объяснения учителя, нужно составить карту или схему действия , пиктограмму.
Протирание кожи лица |
Вымой лицо водой с мылом |
Приготовь ватный тампон и лосьон |
Намочи тампон лосьоном, отожми его |
Круговыми движениями начинай протирать проблемные участки \ лоб, область носа, подбородок \. |
Протри остальные участки кожи лица |
При написании поздравительной открытки тоже составляем схему действия. Например: писать адрес на конверте. Выясняем, какие сведения нужно знать, чтобы правильно написать адрес. Затем составляем схему последовательности написания адреса:
ФИО ОБЛАСТЬ ГОРОД УЛИЦА № ДОМА
№ КВАРТИРЫ ИНДЕКС
Только после этого начинаем писать адрес на конверте.
Использование таких схем помогает выработать у ребенка алгоритм выполнения того или иного действия и в последствии закрепить его. Практическая отработка социально- бытовых навыков как никогда пригодится ребенку с интеллектуальной недостаточностью в самостоятельной жизни.
Результат:
- стали более терпеливыми и усидчивыми, выполняют практическую
работу до конца;
- с введением технологических карт стало меньше вопросов у учащихся по правильности выполнения той или иной работы;
- появилась заинтересованность учащиеся всегда спрашивают, будут ли они сегодня выполнять практическую работу и какую;
Беседа на занятиях СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно- ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность бесед регулирую в зависимости от темы, задач занятия. Сопровождаю беседу наглядным дидактическим материалом, компьютерными презентациями, таблицами, памятками.
Результат:
- лучше усваивают материал;
- повысился уровень усвоения учащимися социально- бытовых знаний;
- расширился круг представлений об основных нуждах человека.
Достижения желаемых результатов в процессе обучения социально-бытовой ориентировки помогает воспитательная работа. Все практические навыки по личной гигиене , культуре поведения, здоровье сбережению, приготовление пищи в старших классах отрабатываются во внеурочное время.
Формирование жизненной компетенции у обучающихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения у учащихся.
Оценка устных и письменных работ осуществляется по показателям:
- «удовлетворительно», если верно выполнено от 40 до 60% заданий;
- «хорошо» при выполнении от 60 до 90% заданий;
- «отлично при выполнении от 90 до 100% заданий
Результаты диагностики после проведённой работы:
Рис.1. Сформированность социально-бытовых навыков в % после проведённой коррекционно – развивающей работы.
Полученные результаты после проведённой работы и повторной диагностики показали, что уровень сформированности социально – бытовых навыков вырос с 62% до 71%; коммуникативные навыки с 37% до 44%; самоконтроль и саморегуляция с 28% до 34%.
Таким образом, результаты экспериментального исследования наглядно подтверждают, что использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит обучающимся начальной школы более успешно адаптироваться в социальной среде. Но навыки далеки от автоматизации и практически не применяемы во внеурочное время. Поэтому предстоит большая работа с этими учащимися по выработке сознательного использования данных навыков.
Для закрепления знаний по СБО в школе необходимо проводятся и массовые мероприятия, праздники, тематические занятия, игровые программы по культуре поведения, правилам дорожного движения, выступления агитбригад по ЗОЖ, по привитию навыков личной гигиены. Ребенок испытывает на себе влияние целой системы мероприятий.
Заключение. В основу работы был положен тезис о том, что использование эффективных методов на уроках СБО способствует формированию жизненной компетенции учащихся младших классов с НОДА и УО.
Формирование жизненной компетенции у учащихся коррекционной школы это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения, насколько всё это интересует детей.
В ходе анализа результатов эксперимента было выявлено, использование эффективных методов и создание системы работы способствуют формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом полученные результаты свидетельствуют о том. Что гипотезу исследования можно считать подтверждённой, а цель исследования достигнутой.
Литература:
1.Приказ Министерства образования науки РФ об утверждении образовательных стандартов для детей с ОВЗ от 19.12.2014г.
2. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата и умственной отсталостью.
3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой. Сборник №1. Москва, ВЛАДОС, 2011г.)
4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. (Москва, «Владос», 2012г.)
5.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. (Москва «Просвещение» 1997г.)
6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией Воронковой В.В. (Москва «Школа – Пресс» 1994г.)
7. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс, 2 класс, 3класс. Москва «АРКТИ» 2007г.
8. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Москва «Просвещение» 1997г.
9. Львова С.А. Социально – бытовая ориентировка. Развёрнутое тематическое планирование 5 – 9 классы. Волгоград «Учитель» 2011г.
10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.;
11.Федеральный базисный учебный план «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-п от 10. 04. 2002г.;
12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования № 1015 от 30. 08. 2013г.;
13. http:// nsportal.ru/
14. easyen.ru / load/ klassnye chasy / raznye /
15.prezentacii.com / istorii // obzh /
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: Современная образовательная политика в РФ от педагога требует нового качества образования. С сентября 2016 года начинается претворение в жизнь Концепции СФГОС для детей с ОВЗ, в которых впервые выделяются два взаимодействующих компонента «академический» и «жизненные компетенции». Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с нарушением интеллекта, т. к. для ребёнка с НОДА и УО важно не только овладение академическими ЗУН, но и развитие жизненного опыта, возможности стать активным и независимым в реальной каждодневной жизни. Дети с ОВЗ не в состоянии самостоятельно освоить образцы социальных и бытовых задач. Эти задачи главным образом решаются на уроках по социально – бытовой ориентировки. Поэтому время диктует применение более эффективных методов, которые должны максимально приближать обучающихся к реальной жизни.
Цель исследования: Изучение особенностей становления жизненной компетенции у обучающихся с НОДА и УО ( овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни).
Объект исследования: Процесс формирования жизненной компетенции обучающихся в ГБС(К)ОУ школе – интернат №113 г.о. Самара.
Предмет изучения: Система работы по формированию жизненной компетенции обучающихся на уроках СБО и во внеурочное время в ГБС(К)ОУ школе-интернат №113 г.о. Самара.
Гипотеза: Использование эффективных методов в организации системы работы по формированию жизненной компетенции позволит обучающимся начальных классов с НОДА и УО овладеть социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, успешно адаптироваться в социуме.
Задачи: 1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме; 2. изучить психолого-педагогические особенности умственно-отсталых детей; 3. построить учебно-познавательную ситуацию так, что бы у школьника формировались устойчивые мотивы овладения социально- бытовыми умениями; 4. разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию в работе разнообразных методов и приёмов; 5. показать эффективность используемых методов; 6. обработать полученные данные.
Методы исследования: - изучение научно-методической литературы по данной проблеме; - педагогическое наблюдение; - анкетирование; - опрос; - тестирование; - изучение педагогического опыта; - проведение экспериментальной работы (констатирующий и обучающий эксперименты); - сравнительный анализ результатов.
Формирование жизненных компетенций знания и умения бытового труда ( личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой , обувью и другими предметами обихода); умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений ( торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта); экономико- бытовые умения; умение организовывать свой досуг; умение общения; представления и знания о нормах культуры взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта; эмоционально- положительное отношение к окружающим; развитие высших нравственных чувств, волевых качеств, веры в свои силы и возможности;
Изучались показатели: 1. Социально-бытовые навыки: 1.1навыки личной гигиены; 1.2 знание своего «Я» (фамилия, имя, возраст, адрес); 1.3санитарно – гигиенические навыки (одевание, раздевание, шнуровка, застёгивание и расстегивание пуговиц, приём пищи); 1.4 навыки правильного поведения (во время приёма пищи, прогулки, игры, учёбы, совместной деятельности); 1.5 навыки бытового труда(уход за одеждой и обувью, заправка постели, уборка игрушек и принадлежностей, дежурство по столовой, вытирание пыли, влажная уборка).
2. Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные): 2.1 со взрослыми в учебно - воспитательном процессе; 2.2 со взрослыми в игровой деятельности, трудовой деятельности; 2.3 со взрослыми в повседневных школьных делах; 2.4 со сверстниками в учебном процессе: включаться в диалог, просить о помощи, обращаться с просьбой, предлагать свою помощь; 2.5 со сверстниками в игровой и трудовой деятельности под руководством взрослого; 2.6 со сверстниками в самостоятельно организованной деятельности.
3. Самоконтроль, саморегуляция поведения: 3.1ориентировка в школе, на школьном участке; 3.2 ориентировка на улице, в ближайшем окружении; 3.3 навыки организации досуга; 3.4 ориентировка в магазине, в аптеке; 3.5 знание правил собственной безопасности. 3.6 навыки культуры поведения.
Результаты диагностики на первом этапе:
Наиболее сформированными оказались социально – бытовые навыки (навыки личной гигиены, санитарно –гигиенические навыки, навыки бытового труда) -62%, но всё же 38,9% убираются дома только после напоминания взрослых, не всегда прибирают свои вещи, летом забывают о соблюдении правил личной гигиены. Наименее сформированными оказались коммуникативные навыки – 37% и навыки самоконтроля и саморегуляции – 28%.
Результаты диагностики после проведенной работы.
Полученные результаты после проведённой работы и повторной диагностики показали, что уровень сформированности социально – бытовых навыков вырос с 62% до 71%; коммуникативные навыки с 37% до 44%; самоконтроль и саморегуляция с 28% до 34%.
Вывод: Формирование жизненной компетенции у обучающихся с НОДА и УО - это длительные процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет учитель, создана ли система работы по формированию социально-бытовой компетенции, сформирована ли положительная мотивация обучения и насколько всё это интересует детей.
Литература: 1.Приказ Министерства образования науки РФ об утверждении образовательных стандартов для детей с ОВЗ от 19.12.2014г. 2. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата и умственной отсталостью. 3. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой. Сборник №1. Москва, ВЛАДОС, 2011г.) 4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. (Москва, «Владос», 2012г.) 5.Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А. (Москва «Просвещение» 1997г.) 6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией Воронковой В.В. (Москва «Школа – Пресс» 1994г.) 7. Худенко Е.Д., Фёдорова Г.А. Развитие речи. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс, 2 класс, 3класс. Москва «АРКТИ» 2007г. 8. Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Москва «Просвещение» 1997г. 9. Львова С.А. Социально – бытовая ориентировка. Развёрнутое тематическое планирование 5 – 9 классы. Волгоград «Учитель» 2011г. 10. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012г.; 11.Федеральный базисный учебный план «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-п от 10. 04. 2002г.; 12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования № 1015 от 30. 08. 2013г.; 13. http:// nsportal.ru/ 14. easyen.ru / load/ klassnye chasy / raznye / 15.prezentacii.com / istorii // obzh /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Формирование модели выпускника на уроках социально - бытовой ориентировки"
Доклад для выступления на методическом объединении или педагогическом советеЦель работы по социально – бытовой ориентировке-формирование у каждого ребенка того необходимого запаса знаний, ...
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема: "Основные требования к уроку социально-бытовой ориентировки"
Рекомендации для учителя, ведущего предмет "Социально-бытовая ориентировка"....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"
Для учителей и дефектологов....
Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовая ориентировка"; Конспект урока в 5 классе "Сезонная одежда и обувь"
Для учителей и дефектологов....
Формирование коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки (СБО)
Использование альтернативной коммуникации для детей с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальных нарушений...
Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки
В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО, способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...