Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме

Перфильева Александра Сергеевна

Программа  содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_podgotovke_k_ege_po_ozn.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

городского поселения «Рабочий поселок Ванино»

Ванинского муниципального района Хабаровского края

«Утверждаю»

Директор школы

____________ Л.А.Трусова

«____» __________ 2012 г.

Рабочая учебная программа

элективного (факультативного) курса

 

«Практикум по подготовке к Единому Государственному Экзамену по обществознанию»

11класс  

Ф.И.О. разработчика:  Перфильева Александра Сергеевна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей ___________________

протокол № ____ от «___» __________ 2012 г.

Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы

протокол № ______ от «____» _________ 2012 г.

п. Ванино

2012 г.

Пояснительная записка

Курс «Готовимся к экзамену» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?

        Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

        Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Задачи курса:

разбор вопросов и решение тренировочных тестов 1-ой и 2-ой частей ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

выполнения заданий части 3, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания —написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;

разбор типичных ошибок при решении заданий.

        Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.

        Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.

Программа  предусматривает  формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление,  оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений  на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в  конкретных ситуациях;

умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в  том числе  от противного);

поиск нужной информации по заданной теме  в источниках различного типа  и извлечение необходимой информации  из источников, созданных в различных знаковых системах;

выбор вида чтения в соответствии с  поставленной целью;

самостоятельное  создание алгоритмов познавательной  деятельности для решения задач  творческого и поискового характера;

пользование мультмедийными  ресурсами и  компьютерными технологиями  для обработки, передачи, систематизации информации, создания  базы данных, презентации  результатов  познавательной и  практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений,  следование этическим нормам и правилам  ведения диалога (диспута).

Рабочая программа составлена на основе:

федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Основное содержание программы

Общество

        Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

        Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность.  Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность.  Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание,  методы  научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая  сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.  Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.    Нации  Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.   Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти.   Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим.   Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология.   Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация.  Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права.  Основные формы права.  

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение

Уч неделя

Количество

часов

Раздел, тема

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

1

1

1

1

Раздел 1.Общество (4 час)

Общество как система. Общество и природа.

Подсистемы общества, их взаимосвязь.

Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества

Проблема общественного прогресса.

Практикум

Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий;

разбор  типичных ошибок при выполнении заданий к тексту, на раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте, на конкретизацию и иллюстрирование примерами, при решении обществоведческих задач, при выполнении заданий, требующих написания обществоведческого эссе

6

7

8

9

6

7

8

9

1

1

1

1

Раздел 2. Человек

Человек: единство природного и социального

Индивид и личность

Потребности человека.

Деятельность человека.

Сознание, самопознание и самооценка.

Практикум

10

11

12

10

11

12

1

1

1

Раздел 3. Познание

Познание как деятельность.

Абсолютная и относительная истина.

Чувственное и рациональное познание.

Научное познание. Социальное познание.

Практикум.

13

14

15

13

14

15

1

1

1

Раздел 4. Духовная жизнь общества

Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры

СМИ

Искусство, наука, образование, религия

Практикум

16

17

18

19

20

21

16

17

18

19

20

21

1

1

1

1

1

1

Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества

Факторы производства.

Типы экономических систем

Отношения собственности

Рыночный механизм. Типы рынков

Государство в рыночной экономике

Практикум

22

23

24

25

26

22

23

24

25

26

1

1

1

1

1

Раздел 6. Социальные отношения

Социальный статус и социальная роль

Социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция

Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи

Социальное неравенство

Практикум

27

28

29

31

32

27

28

29

31

32

1

1

1

1

1

Раздел 7. Политика и право

Политическая система, институты политической системы

Гражданское общество и правовое государство

Система права: основные институты, отрасли права.  Основные формы права.  

Правовые отношения и их структура.

Практикум

33-36

4

Итоговая предэкзаменационная работа

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008.

Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2008.

Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2008.

 ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М., 2010.

 Дыдко С.Н. Обществознание: практикум для подготовки к ЕГЭ». 10 – 11 кл. – М., 2010.

Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2008

Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2008

Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2009–2010.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Предлагаемый курс «Методы решения уравнений» своим содержанием привлечет внимание учащихся 10 класса А, особенно которым интересна математика и поспособствует приобретению  навыков в решении урав...

Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Программа элективного курса расчитана на 2 года, составлена с учетом требований ЕГЭ и помогает подготовить учащихся к сдаче экзамена...

Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»

Пояснительная запискаАктуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...