Рабочая программа элективного курса "практикум по подготовке к ЕГЭ по обществознанию"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
Программа содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_podgotovke_k_ege_po_ozn.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края
«Утверждаю»
Директор школы
____________ Л.А.Трусова
«____» __________ 2012 г.
Рабочая учебная программа
элективного (факультативного) курса
«Практикум по подготовке к Единому Государственному Экзамену по обществознанию»
11класс
Ф.И.О. разработчика: Перфильева Александра Сергеевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей ___________________
протокол № ____ от «___» __________ 2012 г.
Рекомендовано к реализации Методическим Советом школы
протокол № ______ от «____» _________ 2012 г.
п. Ванино
2012 г.
Пояснительная записка
Курс «Готовимся к экзамену» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?
Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.
Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.
Задачи курса:
разбор вопросов и решение тренировочных тестов 1-ой и 2-ой частей ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);
выполнения заданий части 3, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);
знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания —написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;
знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;
разбор типичных ошибок при решении заданий.
Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.
Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.
Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
пользование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рабочая программа составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Основное содержание программы
Общество
Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.
Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.
Познание
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.
Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Экономическая сфера жизни общества
Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.
Социальные отношения
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.
Политика и право
Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение
№ | Уч неделя | Количество часов | Раздел, тема | |
1 2 3 4 5 | 1 2 3 4 5 | 1 1 1 1 1 | Раздел 1.Общество (4 час) Общество как система. Общество и природа. Подсистемы общества, их взаимосвязь. Многообразие путей и форм общественного развития, исторические типы общества Проблема общественного прогресса. Практикум | Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий; разбор типичных ошибок при выполнении заданий к тексту, на раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте, на конкретизацию и иллюстрирование примерами, при решении обществоведческих задач, при выполнении заданий, требующих написания обществоведческого эссе |
6 7 8 9 | 6 7 8 9 | 1 1 1 1 | Раздел 2. Человек Человек: единство природного и социального Индивид и личность Потребности человека. Деятельность человека. Сознание, самопознание и самооценка. Практикум | |
10 11 12 | 10 11 12 | 1 1 1 | Раздел 3. Познание Познание как деятельность. Абсолютная и относительная истина. Чувственное и рациональное познание. Научное познание. Социальное познание. Практикум. | |
13 14 15 | 13 14 15 | 1 1 1 | Раздел 4. Духовная жизнь общества Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры СМИ Искусство, наука, образование, религия Практикум | |
16 17 18 19 20 21 | 16 17 18 19 20 21 | 1 1 1 1 1 1 | Раздел 5. Экономическая сфера жизни общества Факторы производства. Типы экономических систем Отношения собственности Рыночный механизм. Типы рынков Государство в рыночной экономике Практикум | |
22 23 24 25 26 | 22 23 24 25 26 | 1 1 1 1 1 | Раздел 6. Социальные отношения Социальный статус и социальная роль Социализация, социальная норма, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи Социальное неравенство Практикум | |
27 28 29 31 32 | 27 28 29 31 32 | 1 1 1 1 1 | Раздел 7. Политика и право Политическая система, институты политической системы Гражданское общество и правовое государство Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Правовые отношения и их структура. Практикум | |
33-36 | 4 | Итоговая предэкзаменационная работа |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2008.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2008.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2008.
ЕГЭ. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. – М., 2010.
Дыдко С.Н. Обществознание: практикум для подготовки к ЕГЭ». 10 – 11 кл. – М., 2010.
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2008
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2008
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2009–2010.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе
Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ГИА-9 "Избранные вопросы математики"
Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Предлагаемый курс «Методы решения уравнений» своим содержанием привлечет внимание учащихся 10 класса А, особенно которым интересна математика и поспособствует приобретению навыков в решении урав...
Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Программа элективного курса расчитана на 2 года, составлена с учетом требований ЕГЭ и помогает подготовить учащихся к сдаче экзамена...
Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»
Пояснительная запискаАктуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуал...