Психологический анализ математических ошибок
статья по психологии по теме
В данной статье идет анализ возникновения вычислительных ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_oshibki.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический анализ математических ошибок.
Психологический анализ математических ошибок школьников ставит своей целью вскрыть природу и объяснить причины появления той или иной ошибки. Своей задачей вижу: учесть природу и причину появления ошибок, указать пути их предупреждения и искоренения. Осуществляя психологический и дидактический анализ математических ошибок, выясняю, какие причины и условия обеспечивают правильное выполнение учащимися заданий, какие причины и факторы вызывают ошибочное выполнение заданий. Ошибочное действие учащегося может произойти в двух случаях: когда у учащегося актуализируется верная цепь ассоциаций, но актуализируется не полностью, отсутствует какое-то звено; когда у учащегося актуализируется ошибочная ассоциация.
В первом случае нужно проверить состав и прочность всех звеньев правильной цепи ассоциаций, во втором – обнаружить ошибочную ассоциацию, актуализировавшуюся в мышлении ученика, выяснить природу и причину появления ошибки, указав пути ее устранения и замены правильной ассоциацией.
При анализе математических ошибок и поиске их предупреждения, устранения следует учитывать ряд психологических закономерностей. Чтобы облегчить учащимся актуализацию нужных знаний ,предупредить ошибки рекомендую предварять решение более сложных задач выполнением более простых, входящих как основа в более сложные. Допущенная учеником ошибка обладает известной устойчивостью и с большим трудом изживается при дальнейшем обучении. В связи с этим важно своевременно анализировать самостоятельные и контрольные работы, вскрывать причины возникновения ошибок, организовывать и проводить работу по их устранению. Продуманная методика изложения материала, правильный подбор упражнений- это тоже работа по предупреждению ошибок.
Утомление, нервозность, ослабление внимания, памяти, мышления ,поспешность в работе –это серьезные источники ошибок, поэтому учителю необходимо обеспечить мотивацию изучения учебного материала, совершенствовать формы и методы организации обучения.
Приведу типичные ошибки , которые допускают учащиеся, и анализ их возникновения.
Ошибки в вычислениях.
1.При выполнении действий с натуральными числами являются ошибки такого характера:
- Пропуск в частном нуля
- Неправильное умножение двух множителей, в середине которых были нули.
Ошибки такого рода чаще всего возникают из-за ослабления внимания при вычислениях
2.При записи чисел в виде неправильной дроби ученики допускают ошибки:
- Числитель умножают на целое число
- К произведению знаменателя на целое число забывают прибавить числитель
- Умножают знаменатель на числитель и прибавляют целое число
Основной причиной ошибок подобного характера является несформированность навыка выражать целое число в тех или иных долях единицы
3. Ошибки возникают при сравнении обыкновенных дробей ()
Эта ошибка связана с непониманием того, что при постоянном числителе с увеличением знаменателя происходит не увеличение, а уменьшение числа
4.При сложении и вычитании дробей
- Учащиеся складывают (вычитают) отдельно числители и знаменатели
5. Наибольшее количество ошибок допускается при выполнении действий с положительными и отрицательными числами. Ошибки такого рода появляются послеизучения умножения положительных и отрицательных чисел. Происходит интерференция изученных правил умножения на сложение. Выполняя несколько операций, связанных со знаками действий, снимание ученика рассеивается.
Делая вывод, необходимо отметить, что проблема обеспечения в процессе обучения прочности математических знаний , умений и навыков актуальна и важна. Основой для продуктивного запоминания учебного материала, развития памяти становятся сформулированные приемы умственной деятельности. Немаловажную роль играют форма, трудность, объем учебного материала, значимость и осмысленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ типичных ошибок в ЕГЭ 2012 года.
Анализ типичных ошибок, допущенных учащимися в разделе "Письмо" в ходе ЕГЭ 2012 года....
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ
Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...
Пути повышения грамотности учащихся. Анализ письменных ошибок по английскому языку.
Настоящая статья имеет целью путем анализа ошибок, допущенных учащимися младших классов в письменных заданиях, установить некоторые типичные ошибки и найти способы их предупреждения и устранения...
Лексика и грамматика в формате ЕГЭ. Анализ типичных ошибок.Стратегия выполнения.
Данная статья рассматривает типичные ошибки учащихся при выполнении раздела ЕГЭ "Грамматика.Лексика" за период 2009-2015 уч. года. Анализирует ошибки, допущенные при выполнении Демоверсии 2016. Предла...
К вопросу создания психологической комфортности студентов посредством построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни
В статье обсуждаются вопросы реализации принципа психологической комфортности на уроках математики путем построения и анализа математических моделей задач, возникающих в повседневной жизни студентов о...
Анализ типичных ошибок ЕГЭ по английскому языку за 2017 г
Составлен на основе материалов ЕГЭ 2017 г...