РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
статья по алгебре на тему
Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое мышление, самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
Закирова Ильсеяр Салихзяновна, (zak4475@yandex.ru),
учитель математики, МБОУ «Шеморданский лицей
Сабинского муниципального района Республика Татарстан»
Аннотация : Рассматривается ряд методических особенностей преподавания математики в профильных классах, в частности, опыт использования методик, позволяющих развивать е школьниках самостоятельность, аналитическое мышление, самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу.
Одной из основных задач современного образования является достижение нового качества образования, ориентированного на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, его творческой инициативы, самостоятельности.
Математика относится к одной из наиболее трудных областей для восприятия учащимися, поэтому возникает необходимость применения нестандартных подходов, методов и методик обучения.
Рассмотрим методику, связанную с использованием ошибочных решений задач, некорректных формулировок определений и теорем [1, с.25]. Отметим, что математические ошибки рассматриваются не как явление, которое нужно предупреждать и с которым нужно бороться (это сомнению не подлежит). Делается попытка извлечь из этого явления пользу - ошибка несёт здесь обучающую функцию.
Применяются две основные формы работы с ошибочными решениями.
Учитель может просто дать «решение» задачи на доске. При этом он должен, проявляя определенный артистизм, быть в «скользких» местах как можно более убедительным. Часто бывает, что ученики замечают подвох (это уже хорошо), но бывает, что решение завершено, все его «поняли», вопросов нет. И в таких случаях очень важно вывести аудиторию из «сонного» состояния, «взорвать» процесс, намекнуть на то, что в изложенном «решении» не всё в порядке.
Вторая форма состоит в том, что учитель раздает школьникам листочки с подборкой «решений» задач по данной теме. Задача учащихся - найти ошибки и исправить их. В процессе дальнейшего разбора в классе все ошибки тщательно анализируются. Кроме того, обсуждаются различные подходы к решению.
Данная методика имеет ряд достоинств: а) интерес у ученика к излагаемому материалу сохраняется даже тогда, когда ему кажется, что «он это знает»; б) в результате подробного анализа какого-либо дефекта в определении или в теореме все учащиеся концентрируются на этом пункте, их знание становится осознанным; в) класс постоянно держится в «тонусе»: ученики привыкают не принимать «на веру» ни одну из фраз учителя; г) воспитывается необходимый самоконтроль и критическое отношение к излагаемому материалу; д) у школьника вырабатываются необходимые навыки и алгоритмы поиска ошибок и недочетов в его собственных рассуждениях и выкладках; е) учащемуся предоставляется возможность учиться на чужих ошибках.
Большинство задач, используемых в процессе обучения математике, имеют стандартный вид: решить уравнение; решить неравенство; найти сторону треугольника; найти точку максимума функции и т. д. Но такие задачи нужно время от времени «разбавлять» задачами необычного вида: от слегка непривычных до совсем нестандартных формулировок.
Если этого не делать, то неизбежными будут такие ситуации: школьник умеет решать уравнение с неизвестным х, но теряется, когда вместо х в этом же уравнении стоит t; школьник, легко решая уравнение f(x)=g(x), не может решить задачу «Найти абсциссы точек пересечения графиков функций y = f(x) и y = g(x)» и т. д.
Следующая методика- применение задач с неполными или избыточными условиями.
При постановке и решении реальных задач далеко не всегда имеется ровно столько данных, сколько требуется. Их может быть и меньше, и больше. Важно поэтому уметь из всех параметров задачи выделить существенные и отбросить малосущественные. Поэтому использование при обучении таких задач очень полезно. Предлагаются следующие типы задач:
1) Если в задаче используются какие-либо константы (например, радиус Земли, плотность вещества, скорость звука и т. п.), они, как правило, обычно задаются в условии. Мы же предлагаем не всегда это делать: учащийся должен самостоятельно понять, какие дополнительные данные ему необходимы, и найти их в литературе, интернете и т. п.
2) Если задача предлагается для решения в классе, учитель может умышленно опустить какие-то детали. Ученики в процессе анализа задачи и ее решения, должны задать учителю определенные вопросы (тренируется умение задавать нужные вопросы!) и уточнить условие.
3) Из-за недостатка данных ученик должен рассмотреть несколько возможных ситуаций.
Пример: Чему равен sin x , если cos x = 4/5 ?
Ученик должен понять, что знак синуса он определить не может; поэтому нужно рассматривать два случая. Ответ: 3/5, если х € (2πn; π + 2πn); - 3/5, если х € (π + 2πn; 2π + 2πn), n € Z.
К этому же типу задач относятся, в частности, геометрические задачи, в которых возможно более одной конфигурации.
4) Условие задачи действительно неполное и нет никакой возможности получить недостающие данные. В этой ситуации ученик должен самостоятельно прийти к выводу о том, что в условии «чего-то не хватает» и строго доказать нерешаемость задачи.
5) Условие задачи избыточное. Поэтому для решения задачи используется часть условий. Остальные условия служат проверкой правильности решения задачи и ответа.
Пример: В прямоугольнике стороны равны 8,4 см и 3,9
см, а периметр 24,6 см. Найти площадь прямоугольника. При решении этой
задачи в моем классе выделилось несколько групп: 1 ученик не решил её вообще, 15 учеников решили эту задачу полностью с объяснением того, почему они не использовали при решении задачи данный в ней периметр, но не проверили, соответствует ли данная длина периметра длинам сторон, а 3 ученика решили эту задачу полностью и проверили соответствие в ней данных друг другу.
6) Условие задачи избыточное. Для решения задачи используется часть условий. Но остальные условия приводят к противоречивой ситуации.
Пример: В прямоугольнике длины сторон равны 6,7 см и 4,2 см, а площадь равна 25,3 кв. см. Требуется найти периметр прямоугольника. Обычно, большинство учащихся решают эту задачу без использования площади и записывают ответ. Все считают, что площадь в задаче является лишним данным, и мало кто считает нужным проверить, соответствуют ли данные друг другу. Ответ: прямоугольника с такими сторонами и такой площадью не существует.
7) Задачи с противоречивым условием
Формально такая задача решается, ответ в ней получается. Ход решения верный, но ответ по той или иной причине не может быть признан правильным. Например, получено «1.5 землекопа» (как у двоечника в одном известном мультфильме) или скорость пешехода равна 109 км/час.
Пример 1: Стороны параллелограмма равны 7 и 5. Высота, проведенная к большей стороне равна 6. Найти вторую высоту параллелограмма.
Формально полученный ответ (7• 6 = 5• х; х = 8,4) не годится, т. к. такого параллелограмма не существует (высота длиной 6 не может быть больше стороны, которая равна 5).
Пример 2: Эту задачу решали мои девятиклассники.
В одной мензурке имеется некоторое количество кислоты, в другой мензурке – такое же количество воды. Для приготовления раствора сначала вылили из первой мензурки во вторую 30 граммов кислоты. Затем 2/3 раствора, получившегося во второй мензурке, перелили в первую. После этого в первой мензурке оказалось в 1,4 раза меньше жидкости, чем во второй мензурке. Сколько кислоты и воды было взято первоначально?
Все учеников смогли верно составить уравнение, провести его решение и
записать ответ: 12 граммов воды и кислоты было первоначально. На этом добрая половина учеников прекратили решение задачи. Но остальные, вернувшись к условию задачи, увидели несоответствие, поскольку из мензурки, содержащей 12 г жидкости, требовалось вылить 30 г. Вывод- данная задача решения не имеет.
8) Провоцирующие задачи- задачи, условия которых содержат упоминания, намеки, подталкивающие решающего к выбору неверного пути решения или неверного ответа. Часто это бывают задачи-ловушки или задачи-шутки. Они способствуют воспитанию критичности, приучают к анализу и всесторонней оценке информации, повышают интерес к занятиям математикой.
Примеры таких задач:
-Карандаш весит 10 грамм. Другой карандаш имеет вдвое большие размеры. Найдите его вес. Ответ: 80 грамм (провоцируется ответ 20 грамм).
-Какое из чисел больше: а или 2а ? Ответ: неизвестно; это зависит от знака числа а (провоцируется ответ 2а).
В последние десятилетия постепенное изменение целей обучения математике приводит к необходимости учить детей решению не только стандартных, но и нестандартных задач, которые нельзя отнести к классу алгоритмически разрешимых. Именно по отношению к нестандартной задаче возникает необходимость в вариативном поиске решения.
"Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего
средства для достижения ясно видимой, но непосредственно не доступной цели. Решение задач означает нахождение этого средства". [2, с. 143]
Список литературы:
1. Зеленский А.С. Использование специально сконструированных ошибочных и нерациональных решений задач для повторения и коррекции знаний учащихся // Математика в школе, - 2012,- №2,- С. 24-33.
2. Пойа Д. Математическое открытие. – М.: Наука, 1976, 141-143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-295134-1379486124.jpg)
«Система работы учителя по развитию исследовательских навыков учащихся спортивных классов» (из опыта работы)
в работе представлена особенность работы в классах спортивного профиля обучения...
Развитие исследовательских навыков учащихся.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) ключевым условием эффективного процесса обучения является системно-деятельностный подход, который теснейшим образом связан с формирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/11/picture-468768-1407771293.jpg)
Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета
Развитие вычислительных навыков учащихся при помощи устного счета Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-556239-1421136480.jpg)
Мастер-класс «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии»
Тема мастер-класса «Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью эксперимента при обучении биологии». Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на то, что эксп...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/30/picture-442454-1717065051.jpg)
Методическая система Шеремет Е.А.: «Развитие исследовательских навыков учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности»
В результате накопления педагогического опыта, создания и работы школьного научного общества, проведения регулярных педагогических исследований, посвященных анализу уровня познавательной активности шк...
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся.
Авторская программа развития исследовательских навыков учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/04/picture-701955-1446624111.jpg)
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии
Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии...