"Мягкая" профилизация у детей младшего подросткового возраста
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Как выявить склонности и интересы ребенка 11-13 лет.....Большая и трудная задача...Но все разрешимо и выполнимо при грамотном подходе к проблеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastupaet__vremya.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

Наступает  время,когда ребенок переходит в среднюю школу, где количество учебных предметов больше, учителей-предметников тоже, и профориентационная работа из ряда ознакомительной переходит в поисково-зондирующей. Этот этап характеризуется формированием адекватной самооценки, получением более полных данных о предпочтениях и склонностях учащихся, уроки приобретают профориентационную направленность, расширяются сведения о профессиях. Интересно посмотреть, как менялись эти детские грезы на историческом отрезке СССР – Российская Федерация, т.е. за последние 80 лет.

В 1929 году журнал «Пионер» провел опрос 13-14-летних ребят по поводу работы-мечты. Безусловными лидерами стали профессии техника и агронома (по 11% опрошенных) и учителя (10,4%). Коллективизация только-только начиналась, также как и ликвидация безграмотности (к 1929 году не умели читать и писать около 50% населения СССР), а ребята уже очень четко угадали тренд будущих десятилетий. Также как они угадали и бурное развитие кино – 10% подростков тогда мечтали стать киноактерами. Надо заметить, что в истории СССР-РФ эта профессия больше никогда не была столь желанной.

    Следом за этой профессией расположился инженер (8,6%). Вопреки расхожему мнению, никаких признаков суперполитизированности, желания стать «Павкой Корчагиным», подростки в 1929 году уже не испытывали. Так, только 1,1% пожелали стать политиком и 0,3% - комиссаром. Более того, оказалось, что около 7% опрошенных детей высказались негативно о коммунистах, причем их объяснения сводились к следующему: «коммунист отбирает золото из церквей», «на фабрике обыскивает», «идет, чтобы занять хорошее место», «грабитель», «в Бога не верит», «фальшивый», «самый нахальный», «жестокий», «который продался советской власти».

    Интересно, что до начала 1970-х годов перечень желаемых подростками профессий был очень ограничен – 10-12 против 45-50 в начале 2000-х. Так, соцопрос 1970 года показал 11 профессий. Топ-3 для мальчиков тогда выглядел так: космонавт (16%), врач (14%) и водитель грузовой машины (12%). Топ-3 для девочек — это учитель (20%), врач (11%) и балерина (8%). В списке женских приоритетов тогда же впервые появилась такая профессия, как «невеста» - ее выбрали 3% девочек.

    Как видно, революционный запал к этому времени совсем пропал, также как и воинственность (профессию офицера хотело выбрать всего 4% мальчиков) – впереди маячило сонное, относительно благополучное время застоя.

    А вот перестройка и особенно ельцинская демократизация сильно перевернули сознание подростков. Так, по данным опроса,у юношей а первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (14-15%), а также шофером, машинистом (14% и 10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (3% и 9%); медработник, врач (4%); артист, писатель, художник (1-3-2%, но таких становится все меньше); менеджер (7%); ученый исследователь (2%); профессиональный вор или мошенник (4%). Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (12 и15%); врач (9%). Достаточно популярным было желание заниматься домом и хозяйством (13%). Намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили 5% девушек. Схожие приоритеты тогда высказывали подростки и в других регионах: идеальный жизненный путь, по их мнению, это бизнес + правоохранительные органы. В общем, одни добывают деньги, а другие их отнимают. Были, конечно, и некие особенности в каждой местности. Например, в Санкт-Петербурге 5% девушек тогда мечтали стать проститутками, а в Махачкале 14% ребят – спортсменами-борцами.

    Именно эти подростки сейчас и определяют нашу жизнь. Во время проведения опросов им было 14-16 лет, то есть сейчас, в 2010 году – около 30 лет. Удивляет, что стремление припасть к кормушке (милиционер + домохозяйка + богатое безделье) изъявила треть девушек, тогда как среди ребят такой образ жизни (вор + милиционер) высказали всего 13%, или почти в 2,5 раза меньше. А популярные профессии прежних лет – врачи, учителя, ученые – ушли на задний план, и именно сегодня мы пожинаем этот провал с его дефицитом работников в базовых сегментах жизнеобеспечения общества.

   «Эпоха стабильности» тоже привнесла ряд изменений в «грезы» современных подростков.

    В прошлом году в школах Москвы, Северо-Западного и Южного федеральных округов был проведен опрос старшеклассников на уже знакомую нам тему. Как и в 1970-е годы, в лидеры снова вышли профессия врача – по 20% среди мальчиков и девочек. Этот результат, кстати, хорошо иллюстрирует тезис некоторых политологов, что нас в 2010-е годы ожидает длительный, лет на 8-10, застой. Подростки подсознательно выбирают стабильную профессию, которая оплачивается пусть и средне, зато имеет уважение в обществе и с помощью которой хорошо устанавливать «связи».

На втором месте у мальчиков оказалась профессия спортсмена – 12% (в порядке убывания виды спорта распределись так – футбол, баскетбол, теннис и борьба). Это верный знак того, что большие деньги сейчас подростки мечтают зарабатывать личным трудом, а не будучи бизнесменом, т.е. эксплуатируя кого-то.

    У девочек на втором месте оказалась профессия дизайнера – 11%. Надо думать, что это аналог «балерины» из опроса 1970 года, когда девочки тоже мечтали о «светской» профессии, почете и внимании публики.

Профессию милиционера выбрали 10% мальчиков и 4% девочек. Налицо две тенденции: продолжение духа 90-х (желание легально защитить себя и своих близких; возможно, альтруистические побуждения в деле очистки земли от мерзости) и феминизация девушек – на этот раз желающих примерить на себя форму среди них стало в 2 с лишним раза меньше.

Зато среди девушек, пусть и с 5% предпочтений, впервые возникло желание стать ветеринаром (начиная с 1929 года, эта профессия не встречалась в списке приоритетов). Также впервые за все время наблюдений в списке оказалась профессия психолога – 3,5%.

    А вот профессия банкира была выбрана всего 5% подростков. То ли они уже уверены, что все сладкие места в Системе поделены и незачем тратить силы на завоевание в ней места под Солнцем, то ли сам банкир теперь выглядит как человек, чьей профессии надо стыдиться.

Теперь понятно, насколько важна роль профориентирования в школе и как востребован этот род деятельности в учебной среде. В связи с этим, модель «мягкой» профилизации будет выглядеть следующим образом:

   Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, через серию занимательных тестов о профессиях.

Тест «Супермен»

 Предлагаем вашему вниманию одну из методик — игровой тест «Супермен», (автор педагог В.Петелина). Просим не воспринимать его интерпретацию, как руководство к действию — скорее, это возможность осознать некоторые мотивы, лежащие в основе наших выборов.

   

Сначала выберите одну из этих сверхъестественных способностей которыми вы бы хотели обладать:

1.     Способность летать

2.     Способность путешествовать во времени

3.     Способность быть невидимым

4.     Способность принимать обличье других людей, животных, вещей

5.     Способность читать чужие мысли

 

 

Если вы выбрали...

...способность летать, то вероятно, вам легче воспринимать явления и события в целом, без излишней детализации. Вы нуждаетесь в свободе поступков. Вам свойственно самостоятельно принимать решения, в том числе рискованные. Возможно вы станете хорошим летчиком, испытателем техники, политиком. Подумайте о работе нед глобальными проектами, способными изменить мир.

 

...способность путешествовать во времени, то возможно, вас интересует причины происходящего, привлекает возможность извлечь пользу из прошлых ошибок. Вам должно быть очень интересно, как жили люди в разные времена и как они живут сейчас в разных странах. Вам должна понравиться работа, где вы сможете реконструировать прошлое и моделировать будущее. Обратите внимание на профессии аналитика, историка, археолога, писателя, ученого.

 

...способность быть невидимым, то наверное, вы любите быть в курсе всего, что происходит вокруг, предпочитая оставаться в тени. Вы предпочитаете «смотреть в корень» проблемы и видеть суть дела. Может быть вы способны видеть решение таких задач, о которых другие и не подозревают. Физика, политика, математика, медицина — вот сферы деятельности, на которые следует обратить внимание.

 

...способность принимать обличье других людей, животных и  вещей, то

возможно, вы человек, который легко вписывается в любую ситуацию, в любую компанию. Вероятно, вам легко понять переживания других людей, стать на их место. Способность к перевоплощению — качество, необходимое людям искусства — писателям, актерам.

 

....способность читать чужие мысли, но наверное вы угадываете, что думают другие. Может быть, вы способны увидеть, что на самом деле стоит за словами. Обратите внимание на профессии юриста, психолога, разведчика, которым важно понимать, что думают и чувствуют другие люди.

 

 

     Все, чем вы интересуетесь, каждый ваш выбор сообщает что-то о вас самих. На самом деле ничего сверхъестественного в этих способностях нет. Вы можете стать невидимым для окружающих, если будете вести себя тихо и незаметно, внимательно присматриваясь ко всему что происходит вокруг вас. Вы сможете читать чужие мысли, если будете с интересом, вниманием и сочувствием выслушивать собеседника. Ваша настойчивость и пробивные способности помогут вам проникать сквозь стены. Ваше воображение позволит вам совершать путешествия во времени и  пространстве. Способность к перевоплощению поможет принимать облик других людей. И чувство полета тоже можно испытать, если достичь вершин в деле, которым вы занимаетесь.

    Подумайте, как воплотить в реальность эти необычные способности. Представьте, что вы обладаете одной из них. Напишите рассказ о том, как вы бы ими распорядились.

    Данные формы работы позволяют учащимся более полно изучать мир профессий, представить себя в этом мире. Программа работы довольно обширна.

5 класс

1)Классный час: «Мир моих интересов» (сентябрь);

2) Диагностика «Готовность учащихся к обучению в средней школе» (октябрь);

3) Тренинги «Навыки общения и взаимодействия» (в течение года);

4) «Человек и другие люди» (изучение правил взаимодействия с окружающими в курсе «Обществознания»);

5) Классный час: «Мир профессий» (апрель);

6) Изучение тем: «Кто где работает», «Кем ты хочешь стать?» на уроках иностранного языка;

7) Знакомство с профессиями ювелир, кожевенник, гончар на уроках истории.

6 класс

1) Классный час: «Моя мечта о будущей профессии»;

2) Исследовательские проекты: «Детские увлечения моих родителей и их профессии»;

3) Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»;

4) Изучение тем:

  1. «Познание мира и себя»;
  2. «Что такое самосознание»;
  3. «На что ты способен»;
  4. «Человек и его деятельность»;
  5. «На пути к жизненному успеху»;
  6. «Привычка к труду помогает успеху»;
  7. «Готовимся выбирать профессию»;
  8. «Выбор жизненного пути»;

(в курсе «Обществознания»)

5) Знакомство с профессиями картограф, топограф, синоптик на уроках географии;

6) Знакомство  с профессией  археолог на уроках истории.

7 класс

1) Классный час: «Мои увлечения»;
2) Классный час: «Все профессии важны, все профессии нужны»;

3) Классный час: «Правила поведения и навыки общения»;

4) «Не хотел бы ты стать знаменитым?» (урок иностранного языка);

5) Знакомство с профессиями картограф, синоптик на уроках географии;

6) Изучение тем:

  1. «Кто стоит на страже закона»;
  2. «Экономика и её основные участники»;
  3. «Дело мастера боится»;
  4. «Из чего складывается мастерство работника»;
  5. «Труд и зарплата»;
  6. «Количество и качество труда»;
  7. «Виды и формы бизнеса»;
  8. «Обмен, торговля, реклама»

(в курсе «Обществознания»).

  5-7 класс

7) Знакомство с профессиями: повара,  швеи, модельера, вышивальщицы, вязальщицы, менеджера, дизайнера, предпринимателя, столяра на уроках технологии.

8) Словарная работа со словами, обозначающими профессии на уроках русского языка;

9) Совместные мероприятия с родителями;

10) Экскурсии на предприятия и учреждения;

11) Участие в акции «Чистый дом» (уборка классных помещений и территории вокруг школы);

12) Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия», «Уровень воспитанности»;

13) Классные часы «Здоровый образ жизни»;

14) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.

15) Беседы на родительских собраниях о трудовых навыках учащихся, учебных и внеучебных интересах.

   Большой популярностью среди учащихся средней ступени обучения пользуются опросы. Дети охотно отвечают на них и дискутируют. Делают акцент на нужность данной профессии или на нецелесообразность.

  Очень интересует подростков и карьера. Уже в возрасте 12-13 лет они задумываются не только о материальных преимуществах выбираемой профессии, но и о том, чтобы она способствовала их профессиональному росту и укрепляла самооценку.

 

Тест выбора профессии.

Психология предлагает множество таких тестов. Наиболее правильно использовать комплексные методики тестирования, которые включают в себя следующие тесты:  

Дифференциально-диагностический опросник

Опросник профессиональной готовности

Опросник профессиональной направленности

Для снижения ошибок и правильной оценки результатов тестирования необходимо провести его несколько раз в течении года или даже двух лет, а потом соответствующим образом аккумулировать и проанализировать результаты, что может сделать только опытный психолог. Также следует учитывать то, что с течением времени результаты теста профориентации могут изменяться вместе с изменением профессиональных наклонностей человека. Тестирование и профориентация школьников в школе также должна проходить ежегодно.

Типичные ошибки в выборе профессии.

Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются:

    Руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации;

Неверный анализ и систематизация получаемой информации о той или иной сфере деятельности;

Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка;

Неправильное оценка своих способностей, подмена их моральными качествами;

Ошибочное представление о возможностях освоения выбранной профессии;

Руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей;

Наличие стереотипов;

Неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации;

Профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.

Различные проблемы поведения и формирования подростков

Невозможность пройти тесты профориентации, проконсультироваться с психологом

    Давайте рассмотрим некоторые принципы самовоспитания и саморегуляции в связи с профессиональным самоопределением и профотбором.

    Человек, прилагая свои душевные и физические силы, не просто «тратит» их, а тем самым, развивается и совершенствуется. Ведь живые существа на земле возникли не для покоя, а для активности и развития.

С годами приходит понимание, что жизнь без любимого дела бессмысленна. «Смысл существования», «смысл жизни» – это такое состояние души человека, когда он четко себе представляет образ желаемого будущего. Вот эти слова: образ («я знаю, представляю») желаемого («мне интересно, я хочу, чтобы будущее наступило, оно меня привлекает, я стараюсь его ускорить»). Это говорит о том, что в сознании человека есть жизненная перспектива. Средством ориентировки в будущем является сознание и ум человека, которые освещают ему путь вперед, и по возможности, дальше, а опыт прошлого должен стоит на службе будущего. Но образ желаемого будущего неразрывно связан с представлением о любимых трудовых занятиях.

Жизненные устремления человека в идеале должны быть направлены на предмет и продукт полезной деятельности, а не на достижение удовольствия любым путем, которое нельзя рассматривать, как самоцель человека, иначе оно от него начнет ускользать. Удовольствие должно быть как само собой возникающее сопровождение активной полезной деятельности.

    Счастье человека надо понимать не в конкретных ценностях и не в состоянии умиротворенности и благодушии, а в процессе успешной совместно с другими деятельности, направленной на достижение все новых целей.

    Бытует заблуждение, что человек, прежде всего, старается для себя. Но это неправда, человек и начинается с того, что может трудиться на благо своей Родины, своего народа, своих близких. Живя только для себя и ради себя, человек заходит в тупик своего личностного развития и становится в противостояние к другим людям.

    Поиск смысла жизни, уточнение дальнейшего существования, построение жизненного пути – это творчество. И это для человека наиболее интересно.

Человеку намного эффективнее быть гибким, иметь запасные профессиональные и жизненные пути, запасные варианты выбора деятельности. Профессиональные планы не должны быть костными, их периодически надо менять, совершенствуя.

    Существует некий стереотип, что профессию нужно выбирать раз и навсегда. Но это неверно. Одни профессии становятся неактуальными и исчезают, другие профессии стремительно появляются. Направления деятельности объединяются или разделяются. И было бы недальновидно всю жизнь двигаться только в одном профессиональном направлении. Любовь к людям, порядочность, дружбу, следование своим принципам – да, важно пронести через всю жизнь, но эту моральную норму никак нельзя распространять на свою трудовую деятельность. В будущем появятся новые технологии, а вместе с этим и новые виды труда. Конечно, на сегодняшний день с подобным выбором определиться нельзя, поскольку еще не ясно, в каком точно направлении развиваться, но и нельзя упускать из виду ближайшую перспективу. Конечно, есть и постоянные профессии: всегда надо будет лечить людей, кормить, одевать, обувать, учить и воспитывать детей, строить жилье, защищать свою страну. Но и в этих сферах постоянно меняется структура труда, исходя из прогресса и развития деятельности. Из сказанного можно сделать вывод, что непременно надо всю жизнь искать себя и свое место в мире занятий.

Занимаясь каким-нибудь делом, важно уметь мобилизовать все силы на полную отдачу. И это поведение обязательно даст свои плоды. Ведь наши физические, умственные и специальные способности развиваются только в процессе напряженной деятельности.

Надо понимать, что пройдя профотбор и сделав свой профессиональный выбор, человек приобретает на избранном пути опыт, который меняет все направление его дальнейшего развития и открывает ранее недоступные возможности.

   Есть еще такое понятие, как призвание. Под призванием понимается наивысшая степень соответствия конкретного человека его профессии. Этот феномен образуется в результате профессиональном пути человека, когда он может сказать, что именно в этой работе или области труда и именно он более всего может быть удовлетворен и эффективен. Профориентация, основанная на призвании, дает максимальный результат.

    Гарантией успешного профессионального развития человека является его активность Не надо бояться того, что по мере осуществления выборов возможности человека сужаются и он как бы влезает в некую воронку, где, наконец, ему и повернуться нельзя – один выход. На самом деле это не так, и по мере удачных выборов возможности лишь возрастают. Более того, взаимосвязь противоположных и несовместимых профессий сейчас стала вполне обычным делом. И в каждом профессиональном деле перед личностью открывается мир новых удивительных возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего подросткового возраста.

         В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип  личности.  Нужны люди деловые, уверенные ...

"Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей младшего подросткового возраста».

Аннотация  Методическая разработка содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапевтических тренингов наравленных на коррекцию тревожности у подростков младшего школьного воз...

Вредные привычки у детей младшего подросткового возраста

Материал может быть использован классными руководителями на родительском собрании. Рассматривается проблема вредных привычек у детей младшего подрасткового возраста....

Технология развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста

В технологии развития коммуникативных способностей у детей младшего подросткового возраста представлены основные этапы реализации: диагностический, аналитический, деятельностный, а также результативно...

«Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках реализации ФГОС ООО»

Представлена авторская программа С.М. Поповой «Технология сопровождения одаренных детей младшего подросткового возраста  в условиях ГБОУ «СПб губернаторский ФМЛ №30» в рамках ре...

Советы для родителей «Физиологические и психологические особенности детей младшего подросткового возраста».

Подросток – это уже не ребёнок и ещё не взрослый.Подросток от 11 до 15 лет — это формирующийся человек, чей интеллект уже способен перерабатывать полученный опыт, но мозг ещё не даёт возмо...